РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




4.2.1. «Педагогика и психология высшего профессионального образования» как учебная дисциплина.

 

Предмет, структура, цели и задачи дисциплины «Педагогика и психология высшего профессионального образования». Педагогика и психология высшей школы как отрасли педагогической и психологической науки и как учебная дисциплина. Основные направления современных исследований в области педагогики и психологии высшей школы. Психологические знания – фундамент педагогической науки и практики.

Развитие высшего образования в России и за рубежом. Характерные черты высшей школы развитых стран. Основные направления деятельности ЮНЕСКО. Содержание нормативных документов ЮНЕСКО, определяющих задачи высшего образования в мировой образовательной практике. Основные тенденции развития высшего образования в России. Сущностные черты новой образовательной парадигмы отечественной системы образования. Содержание структурных компонентов системы высшего образования в РФ. Основные принципы реформирования отечественной образовательной системы. Болонский процесс как интеграция высшего образования России в европейское образовательное пространство.

Роль психологической и педагогической науки в подготовке аспирантов к преподавательской деятельности в вузе в условиях изменения требований к психолого-педагогическому профессионализму преподавателя.

 

 

4.2.2. Психологические аспекты организации педагогической деятельности в высшей школе.

 

Общая характеристика и понятие деятельности. Виды деятельности. Деятельность и психические познавательные процессы.

Общее понятие и содержание педагогической деятельности. Основное содержание педагогической деятельности. Особенности педагогической профессии. Функции научно-педагогической деятельности. Коллективный характер педагогической деятельности. Специфика деятельности преподавателя высшей школы. Основные методологические подходы изучения особенностей педагогической деятельности: аксиологический, деятельностный, личностный, акмеологический и интегративный подходы.

Стили профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Эмоционально-импровизационный стиль педагогической деятельности. Эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности. Рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности. Рассуждающе-методичный стиль педагогической деятельности. Педагогическое мастерство. Диагностика педагогических способностей.

Готовность к профессиональной педагогической деятельности в условиях высшей школы. Преподавание в высшей школе как искусство и наука. Компоненты педагогической деятельности. Основные компоненты педагогической деятельности по Н.В.Кузьминой.

Творчество как вид деятельности. Психологические особенности педагогического творчества. Творческий характер деятельности преподавателя высшей школы. Этапы творческой профессиональной деятельности.

Характеристика учебно-познавательной деятельности студента и учет ее особенностей в педагогической деятельности преподавателя.

 

 

4.2.3. Личностно-профессиональные характеристики преподавателя наук о Земле.

Понятие личности. Личность как социокультурное образование. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Сравнительный анализ различных определений личности. Современные теории личности. Основные подходы к пониманию личности в западной психологии: биогенетическое (психобиологическое) направление, теория личности З.Фрейда; социогенетическое направление, поведенческие теории, теории социального научения; гуманистические теории личности. Личностно-деятельностный подход к пониманию личности в отечественной психологии. Концепции А.Н. Леонтьева, Л.И.Божович, А.Ф. Лазурского, В.Н.Мясищева, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева и др. Сознание, волевая и эмоциональная сфера личности. Структура личности. Концепции структуры личности К.К. Платонова, А.В. Петровского. Основные психические свойства личности: темперамент, характер, способности.

Понятие о направленности личности. Побудительные силы и мотивационная сфера личности: потребности, мотивы, взгляды, убеждения, ценности, идеалы, социальные установки, интересы, ориентации, мировоззрение, жизненные планы. Самосознание, самооценка, самовоспитание. Я-концепция личности. Самореализация и самоактуализация. В. Франкл о смысле жизни и его поисках.

Особенности личности преподавателя наук о Земле. Направленность, побудительные силы и мотивационная сфера личности преподавателя наук о Земле. Выбор жизненного пути и планирование профессионального развития.

Мышление ученого-исследователя как особая форма интеллектуальной деятельности. Способность к структурно-функциональным и элементно-системным преобразованиям объектов Земли в форме зрительных образов. Способность к перекодированию зрительно-пространственных образов в условные графические изображения (проекции). Продуктивное оперирование образами. Комбинирование частями и системами в целом, функциями и отдельными признаками технических деталей и блоков. Способность к комбинированию. Способность мыслить по аналогии и контрасту. Гибкость мыслительных процессов. Стремление к ясности, простоте и экологичности решений. Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса. Высокая устойчивость и концентрация внимания. Вербальный и невербальный компоненты мышления. Критичность суждений при изучении объектов Земли. Направленность на когнитивный (познавательный) тип деятельности. Низкая конформность исследователя. Внутренняя конфликтность в сочетании с определенной практичностью исследователя. Высокое развитие знаковой функции. Умение работать с различными знаковыми системами.Широкий диапазон интересов в когнитивной сфере: главный интерес – познание нового и нестандартного.

 

4.2.4. Личностно-профессиональный рост и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы.

 

Психологические аспекты профессиональной социализации личности. Психология саморазвития. Педагогическая этика как основа педагогической культуры современного преподавателя. Мотивация успешной профессиональной деятельности преподавателя. Установка на успех в профессиональной деятельности. Модели личностной самореализации преподавателя вуза. Потребность в самоактуализации. Личностные свойства и качества преподавателя, определяющие эффективность педагогической деятельности в вузе. Профессиональная мобильность. Профессиональная карьера преподавателя. Имидж как составляющая успешной карьеры преподавателя вуза.

Требования к преподавателю высшей школы как к специалисту, как к профессионалу и как к воспитателю. Компетенция и компетентность. Модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. Система компетенций преподавателя вуза. Уровни сформированности профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.

 

 

4.2.5. Профессионально-личностное развитие студентов.

 

Психологическая характеристика студенческого возраста. Стадия самоопределения. Становление личностных свойств студента. Формирование «Я»-концепции и самооценки. Социальное становление личности студента: формирование нравственных принципов, ценностей, убеждений, характера и модели поведения. Выбор и планирование жизненного и профессионального пути. Формирование отношения к образованию в вузе.

Этапы профессионального становления будущего специалиста. Формирование «образа Я» как субъекта будущей профессиональной деятельности. Развитие профессионального самосознания. Формирование профессионального мышления. Развитие познавательных способностей. Профессиональная социализация будущего специалиста. Формирование профессиональной направленности личности студента. Признаки сформированности профессионального самосознания. Профессиональная идентичность. Развитие личности студента в процессе обучения и воспитания в вузе.

Понятие социальной группы и коллектива. Социально-психологическая характеристика студенческой группы. Влияние студенческой группы на развитие личности студента.

 

4.2.6. Общение и сотрудничество в образовательном процессе вуза.

 

Сущность и основные виды общения. Стороны общения: коммуникация, интеракция, социальная перцепция. Основные характеристики общения: структура, содержание, форма, манера и стиль общения.

Социально-педагогическое взаимодействие и его формы. Педагогическое общение и его особенности в условиях высшей школы. Функции педагогического общения. Функции основных сторон общения в деятельности преподавателя высшей школы. Модели педагогического взаимодействия в высшей школе. Стили педагогического общения. Приемы и формы педагогического общения. Барьеры общения и способы их устранения.

Сотрудничество и сотворчество в образовательной и профессиональной среде вуза.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: