РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




 

4.2.7. Особенности обучения в высшей школе.

 

Модели образования. Современные тенденции преподавания. Психолого-педагогические требования к преподаванию в вузе. Функции учебного процесса в вузе. Сущность, функции, категории обучения в вузе. Вклад отечественных и зарубежных психологов в раскрытие проблем дидактики. Функции дидактики. Основные понятия психологии высшего образования: система, структура, организация, мышление, технология и др. Основные категории педагогики высшего образования: образование, обучение, воспитание, содержание образования. Цели обучения в вузе. Принципы современного обучения в высшей школе. Содержание образования. Сущность образовательного процесса. Движущие силы учебного процесса. Закономерности процесса обучения. Роль самостоятельной работы студента и его активности в процессе обучения в высшей школе. Сравнительная характеристика традиционного и инновационного направлений в обучении.

4.2.8. Психологические теории обучения и развития.

 

Содержание понятия «развитие» в психологии. Основные принципы человеческого развития: соотношение врожденного и приобретенного, стадиальность развития, согласованность и компенсация, уникальность. Психологические теории соотношения обучения и развития. Теория интеллектуального развития. Теория социального научения. Социокультурная теория Л.С.Выготского. Когнитивные подходы к обучению. Гуманистические подходы к обучению (К. Роджерс). Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, как теоретическое основание для анализа развивающей функции обучения. Понятие и краткая характеристика типов обучения, сформулированных в теории П.Я.Гальперина. Организация этапов интериоризации действия: мотивационный и ориентировочный этапы, этапы материализованного, внешне - внутреннеречевого и умственного действия. Условия перехода от одного этапа к другому. Вопросы разработки теории и практики личностно-ориентированного обучения как направления, утверждающего приоритет личности, в процессе усвоения социального опыта и психического развития. Характеристика моделей личностно-ориентированного обучения. Развивающее обучение и компетентностный подход. Педагогические принципы образовательной системы.

 

4.2.9. Основные педагогические технологии преподавания в вузе.

 

Понятие «педагогическая технология». Классификация педагогических технологий. Структура педагогической технологии. Учебный план и его значение для организации учебно-воспитательной работы. Структура учебного плана. Учебная программа в высшем профессиональном образовании. Способы и принципы построения учебной программы. Разработка учебной программы.

Стандарт образования. Требования к уровню подготовки педагогов, реализующих образовательные модели обучения. Сущность педагогического общения.Система педагогического общения. Стили педагогического общения.

4.2.10. Формы, методы и средства обучения в высшей школе.

 

Виды обучения в современных высших учебных заведениях. Формы обучения в высшем профессиональном образовании. Традиционные методы обучения в вузе. Методы активного обучения. Методы и приемы активизации внимания на занятиях в вузе. Традиционные и инновационные средства обучения. Методы интерактивного обучения. Методы проблемного обучения. Методы программированного обучения. Общие принципы развивающего обучения, их реализация в конкретных обучающих программах. Интеллектуальное и личностное развитие студентов в процессе написания реферативных, курсовых и дипломных работ. Роль обучающей практики в процессе обучения в вузе.Индивидуальная помощь как стратегия педагогического взаимодействия.Психолого-педагогическое сопровождение студента вуза. Участие студентов в конференциях и других научных мероприятиях как форма обучения в вузе. Студенческое научное сообщество.

4.2.11. Методика проведения лекций в высшей школе.

Методика проведения лекций. Функции лекций: информационная, ориентирующая, разъясняющая, убеждающая, воодушевляющая. Виды и приемы лекций. Особенности проведения лекции-беседы. Лекция-дискуссия как основной интерактивный вид преподавания в вузе. Методика организации и управления учебной дискуссией. Методика проведения лекции с разбором конкретных ситуаций. Лекция с применением техники обратной связи. Условия пробуждения познавательного интереса на лекции. Методические рекомендации к проведению лекций. Лекции с применением видеоматериалов, мультимедиа-проекторов: особенности нацеливания на усвоение материала. Особенности проведения лекции в техническом вузе.

4.2.12. Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе.

 

Классификация видов семинарских занятий. Структура семинара. Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения. Активные методы обучения: тренинги, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д. Дидактические средства. Сущность тренинга на занятиях. Методика проведения тренинга. Анализ педагогических ситуаций.Понятие «деловая игра». Методика проведения деловых игр. Виды деловых игр. Методические рекомендации по проведению деловых игр. Методика организации и проведения лабораторной работы в вузе. Контроль знаний и умений учащихся. Функции контроля. Виды и формы контроля. Критерии оценки знаний и умений учащихся. Самостоятельная работа студента в вузе. Подготовка и написание реферативных и исследовательских работ. Умение учиться как результат учебной деятельности. Понятие о дидактических средствах. Классификация средств обучения. Использование Интернет-ресурса для преподавателей и студентов в обучении. Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя. Роль Интернет-ресурса в обучении для студента.

4.3. Семинарские, практические занятия, их содержание

 

№ п/п № раздела дисци плины Тематика практических занятий Форма проведения Формиру-емые Компе- тенции
  4.3.1 «Педагогика и психология высшего профессионального образования» как учебная дисциплина   Семинар УК-1 ОПК-2    
  4.3.2 Психологические аспекты организации педагогической деятельности в высшей школе Семинар. Ошибка! Ошибка связи. ОПК-2  
  4.3.3 Личностно-профессиональные характеристики преподавателя наук о Земле Семинар. Тест. Ошибка! Ошибка связи. УК-5 ОПК-2  
  4.3.4 Личностно-профессиональный рост и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы Семинар. Тест. УК-3 УК-5 ОПК-1  
  4.3.5 Профессионально-личностное развитие студентов Семинар. ОПК-2  
  4.3.6 Общение и сотрудничество в образовательном процессе вуза Семинар. Ролевая игра. УК-3 ОПК-2  
  4.3.7 Особенности обучения в высшей школе Семинар. УК-1 УК-2 УК-3
  4.3.8 Психологические теории обучения и развития Семинар. УК-1 УК-2 УК-3 ОПК-2
  4.3.9 Основные педагогические технологии преподавания в вузе Семинар. ОПК-2  
  4.3.10 Формы, методы и средства обучения в высшей школе Семинар. ОПК-2  
  4.3.11 Методика проведения лекций в высшей школе Семинар. ОПК-2  
  4.3.12 Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе Семинар. ОПК-2  

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Текущий контроль

Текущий контроль по дисциплине «Педагогика и психология высшего профессионального образования» осуществляется:

1) по результатам работы аспирантов на семинарских занятиях: выступления с докладами и сообщениями, участие в дискуссиях, презентация и защита реферата, участие в тестировании и ролевых играх;

2) по результатам самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, написание реферата и подготовка к его презентации и защите.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: