4.2.7. Особенности обучения в высшей школе.
Модели образования. Современные тенденции преподавания. Психолого-педагогические требования к преподаванию в вузе. Функции учебного процесса в вузе. Сущность, функции, категории обучения в вузе. Вклад отечественных и зарубежных психологов в раскрытие проблем дидактики. Функции дидактики. Основные понятия психологии высшего образования: система, структура, организация, мышление, технология и др. Основные категории педагогики высшего образования: образование, обучение, воспитание, содержание образования. Цели обучения в вузе. Принципы современного обучения в высшей школе. Содержание образования. Сущность образовательного процесса. Движущие силы учебного процесса. Закономерности процесса обучения. Роль самостоятельной работы студента и его активности в процессе обучения в высшей школе. Сравнительная характеристика традиционного и инновационного направлений в обучении.
4.2.8. Психологические теории обучения и развития.
Содержание понятия «развитие» в психологии. Основные принципы человеческого развития: соотношение врожденного и приобретенного, стадиальность развития, согласованность и компенсация, уникальность. Психологические теории соотношения обучения и развития. Теория интеллектуального развития. Теория социального научения. Социокультурная теория Л.С.Выготского. Когнитивные подходы к обучению. Гуманистические подходы к обучению (К. Роджерс). Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, как теоретическое основание для анализа развивающей функции обучения. Понятие и краткая характеристика типов обучения, сформулированных в теории П.Я.Гальперина. Организация этапов интериоризации действия: мотивационный и ориентировочный этапы, этапы материализованного, внешне - внутреннеречевого и умственного действия. Условия перехода от одного этапа к другому. Вопросы разработки теории и практики личностно-ориентированного обучения как направления, утверждающего приоритет личности, в процессе усвоения социального опыта и психического развития. Характеристика моделей личностно-ориентированного обучения. Развивающее обучение и компетентностный подход. Педагогические принципы образовательной системы.
|
4.2.9. Основные педагогические технологии преподавания в вузе.
Понятие «педагогическая технология». Классификация педагогических технологий. Структура педагогической технологии. Учебный план и его значение для организации учебно-воспитательной работы. Структура учебного плана. Учебная программа в высшем профессиональном образовании. Способы и принципы построения учебной программы. Разработка учебной программы.
Стандарт образования. Требования к уровню подготовки педагогов, реализующих образовательные модели обучения. Сущность педагогического общения.Система педагогического общения. Стили педагогического общения.
4.2.10. Формы, методы и средства обучения в высшей школе.
Виды обучения в современных высших учебных заведениях. Формы обучения в высшем профессиональном образовании. Традиционные методы обучения в вузе. Методы активного обучения. Методы и приемы активизации внимания на занятиях в вузе. Традиционные и инновационные средства обучения. Методы интерактивного обучения. Методы проблемного обучения. Методы программированного обучения. Общие принципы развивающего обучения, их реализация в конкретных обучающих программах. Интеллектуальное и личностное развитие студентов в процессе написания реферативных, курсовых и дипломных работ. Роль обучающей практики в процессе обучения в вузе.Индивидуальная помощь как стратегия педагогического взаимодействия.Психолого-педагогическое сопровождение студента вуза. Участие студентов в конференциях и других научных мероприятиях как форма обучения в вузе. Студенческое научное сообщество.
|
4.2.11. Методика проведения лекций в высшей школе.
Методика проведения лекций. Функции лекций: информационная, ориентирующая, разъясняющая, убеждающая, воодушевляющая. Виды и приемы лекций. Особенности проведения лекции-беседы. Лекция-дискуссия как основной интерактивный вид преподавания в вузе. Методика организации и управления учебной дискуссией. Методика проведения лекции с разбором конкретных ситуаций. Лекция с применением техники обратной связи. Условия пробуждения познавательного интереса на лекции. Методические рекомендации к проведению лекций. Лекции с применением видеоматериалов, мультимедиа-проекторов: особенности нацеливания на усвоение материала. Особенности проведения лекции в техническом вузе.
4.2.12. Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе.
Классификация видов семинарских занятий. Структура семинара. Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения. Активные методы обучения: тренинги, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д. Дидактические средства. Сущность тренинга на занятиях. Методика проведения тренинга. Анализ педагогических ситуаций.Понятие «деловая игра». Методика проведения деловых игр. Виды деловых игр. Методические рекомендации по проведению деловых игр. Методика организации и проведения лабораторной работы в вузе. Контроль знаний и умений учащихся. Функции контроля. Виды и формы контроля. Критерии оценки знаний и умений учащихся. Самостоятельная работа студента в вузе. Подготовка и написание реферативных и исследовательских работ. Умение учиться как результат учебной деятельности. Понятие о дидактических средствах. Классификация средств обучения. Использование Интернет-ресурса для преподавателей и студентов в обучении. Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя. Роль Интернет-ресурса в обучении для студента.
|
4.3. Семинарские, практические занятия, их содержание
№ п/п | № раздела дисци плины | Тематика практических занятий | Форма проведения | Формиру-емые Компе- тенции |
4.3.1 | «Педагогика и психология высшего профессионального образования» как учебная дисциплина | Семинар | УК-1 ОПК-2 | |
4.3.2 | Психологические аспекты организации педагогической деятельности в высшей школе | Семинар. | Ошибка! Ошибка связи. ОПК-2 | |
4.3.3 | Личностно-профессиональные характеристики преподавателя наук о Земле | Семинар. Тест. | Ошибка! Ошибка связи. УК-5 ОПК-2 | |
4.3.4 | Личностно-профессиональный рост и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы | Семинар. Тест. | УК-3 УК-5 ОПК-1 | |
4.3.5 | Профессионально-личностное развитие студентов | Семинар. | ОПК-2 | |
4.3.6 | Общение и сотрудничество в образовательном процессе вуза | Семинар. Ролевая игра. | УК-3 ОПК-2 | |
4.3.7 | Особенности обучения в высшей школе | Семинар. | УК-1 УК-2 УК-3 | |
4.3.8 | Психологические теории обучения и развития | Семинар. | УК-1 УК-2 УК-3 ОПК-2 | |
4.3.9 | Основные педагогические технологии преподавания в вузе | Семинар. | ОПК-2 | |
4.3.10 | Формы, методы и средства обучения в высшей школе | Семинар. | ОПК-2 | |
4.3.11 | Методика проведения лекций в высшей школе | Семинар. | ОПК-2 | |
4.3.12 | Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе | Семинар. | ОПК-2 |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Текущий контроль
Текущий контроль по дисциплине «Педагогика и психология высшего профессионального образования» осуществляется:
1) по результатам работы аспирантов на семинарских занятиях: выступления с докладами и сообщениями, участие в дискуссиях, презентация и защита реферата, участие в тестировании и ролевых играх;
2) по результатам самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, написание реферата и подготовка к его презентации и защите.