КАРТИНА 1-я – «Комната Федоры»




СКОМОРОХ:
– Про Федору сказка будет.
И от имени посуды
Всё, как было, без прикрас
Мы поведаем сейчас.

Матрешка:

/Поет, сокрушаясь, на мелодию песни «Думы окаянные»/

Горюшко Федори-ино,
Федорюшко гори-ино-о,
Горюшко – Федорушка, да,
Федорушка – горюшко! Ох!

Скоморохи /печально объявляют название/

ФЕДОРИНО ГОРЕ!

/В фонограмме звучит петушиное кукарекание. Из-за ширмы с изображением фрагмента спальни ковыляет чумазая растрёпанная Федора, потягиваясь и протирая спросонья глаза. Поёт на мелодию «Милка, чё…»/

ФЕДОРА:
– Петя, Пе-тя, пету-шок,
Золото-ой гребешо-ок,
Что ж ты ра-но так вста-ёшь,
Спать Федо-ре не даё-ошь?!

/горестно вздыхает/
Ох-ох-онюшки! Горе мне, горюшко!

ПОСУДА
/на манер народного плача/
— Мы грязные, немы-тые,
Помоями обли-тые!
Ой го-ре нам, го-ре!
Вы-мой нас, Федо-ра!

/Федора шарит за ширмой, достаёт мочалку, смотрит на неё с отвращением – и в сердцах с силой бросает на кучу «посуды», утирая рукавом нос. Из «кучи» вскидывается «САМОВАР»/

САМОВАР:
/поднимаясь из группы в центре, возмущённо митингует/

– Уж довольно мы Федорушке служили!
Уж довольно мы Федорушку кормили!

ПОСУДА
/наперебой, поочерёдно поднимая головы/
– Не любили нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!

(Посуда начинает метаться по сцене, собираться в дорогу)

СКОМ.
– Ска-чет сито, сито по полям,
А корыто – рыто – рыто по лугам,
За лопа-той, за лопа-тою метла
Вдоль по у-лице, по ули-це пошла.

ФЕД.
– Топоры-то, топоры-то, топоры
Так и сыплются, и сыплются с горы!

«КОЗА»

/выглядывая из-за забора/
– Испуга-лась, испуга-лася коза,
Растопы-рила — топырила глаза:
«Что такое, что такое, поче-му?
Ничего я, ничего я не пой-му!»

«ПОСУДА»

— Но, как чё-рная желез-ная нога,
Побежа-ла, поскакала кочер-га.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля, и кастрюля на бегу
За-кричала, закрича-ла утюгу:
— Я бегу, бегу, бегу, бегу, бегу,
Удержа-ться, удержаться не могу!

Вот и чайник за кофейником бежит,
Та-раторит, тарато-рит, дребезжит.
У-тюги бегут, покря-акивают,
Через лу-жи переска-акивают.

ФЕД.
— А за ними блюдца, блюдца…

ВСЕ.
— Дзинь – ля – ля!

ФЕД.
— Вдоль по улице несутся!

ВСЕ.
— Дзинь – ля – ля!

ФЕД.
— На стаканы – дзинь, дзинь, дзи-инь! –

ВСЕ.
— На-тыкаются!

ФЕД.
— И стаканы – дзинь, дзинь, дзи-инь! –

ВСЕ.
— Раз-биваются!

ФЕД.
— И бежит, бежит, бренчит сковорода:

ВСЕ.
/дразня Федору/:
— Вы куда, куда, куда, куда, куда?!

А за нею ви-лки,
Рюмки да бутыл-ки,
Ча-шки да ло-жки
Ска-чут по дорож-ке!
Ух!

/Аккомпанемент переходит в песню «Из-под дуба, из-под вяза» с постепенным нарастанием темпо-ритма/

СКОМОРОХ-«СТОЛ»

/выходя из-за левой ширмы/

— Из окошка, из окошка-а
Вы-валился сто-ол, стол.
И пошёл, пошёл, пошёл,
И пошёл, пошёл, пошёл.

«САМОВАР»

/пристраиваясь к «столу»/
— А на нё-ом, а на нё-о-ом,
Как на лошади верхо-ом,
Са-мовари-ще сидит
И товари-щам кричит:
Уходи-и-те! Беги-и-и-те!
Спаса-айте-еся-а-а!

/скрываются в кулисах. «ПОСУДА» вскакивает с табуреток и выстраивается в сплочённую группу, готовую бежать следом./

ВСЕ.
— И в железную трубу
Бу-бу-бу да бу-бу-бу!

А за ними вдоль забора-а
Скачет бабушка Федора-а:

ФЕД.
/из-за забора/
— Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй,
Воротитеся домой!

/выбегает к «ПОСУДЕ», судорожно пытаясь её удержать/

ПОСУДА.
/по «ролям», увёртываясь от ФЕДОРЫ/
— Но ответило корыто-о:
На Федору я сердито-о!

И сказала кочерга:
Я Федоре не слуга!

А фарфоровые блюдца-а
Над Федорою смеются-а:
— Ни-когда мы, никогда
Не воротимся сюда!

ФЕДОРА.
/подгоняя КОТОВ помочь ей/
— Тут Федорины коты-ы-ы
Ра-сфуфырили хвосты,
По-бежа-али во всю пры-ы-ыть,
Чтоб посуду во-ро-тить.

КОТЫ.
/с угрожающим видом пытаясь окружить ПОСУДУ и согнать всех в кучу/
— Эй вы, глу-пые таре-елки,
Что вы скаче-те, как белки?
Вам ли бе-егать за воротами
С во-робьями жел-то-ротыми?

Вы в канаву у-па-дё-оте,
Вы утоне-те в бо-лоте!
Не ходи-ите, по-годи-ите,
Во-ротите-ся домой!

ПОСУДА и «хор».
/быстро, стаккато/
— Но тарелки вью-тся, вью-утся.
А Фед-ре не да-ют-ся:
Лу-чше в по-оле про-падё-о-ом,
А к Федоре не пой-дём!

КУРИЦА.
— Ми-мо курица бежа-ала
И посуду у-видала:
Куд-куда-а-а, куд-куда-а-а!
Вы откуда и ку-да!

«Хор» и ПОСУДА.
/жалуясь КУРИЦЕ, которая, подперев «щёку» крылом, сочувственно их слушает/
— И ответи-ла посу-уда:
Бы-ло нам у ба-бы худо,
Не люби-ила нас она-а-а,
Би-ла, била нас она.

За-пылила, закопти-ила,
За-губила нас она!

КУРИЦА.
/сокрушённо качая головой, гладит ПОСУДУ крылом, жалеючи утешает/
— Ко—ко-ко-о-о! Ко—ко-ко-о-о!
Жить вам было не лег-ко!

/садится на скамеечку в центре сцены. Темпо-ритм аккомпанемента замедляется./

ПОСУДА.

/располагается на полу вокруг КУРИЦЫ, продолжая с тяжёлыми вздохами жаловаться/

— Да – промолвил медный та-а-аз –
По-гляди-ка ты на нас:
Мы поло-оманы, поби-иты,
Мы помоя-ми облиты.

За-гляни-ка ты в каду-ушку –
И увидишь там лягушку.
За-гляни-ика ты в уша-а-ат –
Та-раканы там кишат.

— О-ттого-то мы от ба-абы
У-бежали, как от жа-бы,
И к неря-ахе – за-мара-ахе
Не воро-о-отимся!

СКОМ.-«хор»

/ укоряющее обращаясь к ФЕДОРЕ и КОТАМ, которые постепенно переходят из-за забора к центру сцены и подавлено садятся на табуретки/

— Ии-и они побе-жа-али лесо-чком,
По-оскака-ли по пня-ам и по ко-чкам.

ФЕДОРА.
— А бе-дная ба-ба, ох, ба-ба одна-а,
И пла-чет, и пла-чет, и пла-ачет она!

/аккомпанемент переходит в мелодию «Разлука»/

ФЕД. И КОТЫ.
— Села бы баба за сто-ол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы ба-аба щи-и,
Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федо-оре, горе!
Ой, горе Федо-оре!
ГОРЕ!

/Раздаётся лихой разбойничий свист. Из-за забора выскакивают ТАРАКАНЫ с пиками, предводимые ГОРЕМ. Темпо-ритм аккомпанемента ускоряется/

ГОРЕ.
— А вот оно и я! И кто ж тут звал меня?!

/издевательски кривляясь вокруг ФЕДОРЫ и КОТОВ, поют:/

— Села бы баба за сто-ол,
Да стол за ворота ушёл!
Сварила бы ба-аба щи-и,
Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы!
Ой, горе Федо-оре, горе!
Ой, горе Федо-оре!

ГОРЕ.
/командуя ТАРАКАНАМ/
— Становись! Запеее-вай!

/аккомпанемент переходит в мелодию «Соловей, соловей, пташечка». ТАРАКАНЫ выстраиваются в шеренгу лицом к залу, перекрывая оцепеневших от ужаса ФЕДОРУ и КОТОВ. ГОРЕ становится справа от шеренги, дирижируя пением/

ТАРАКАНЫ
/ торжествующе маршируя/
— Таракан, тара-ра-кашечка!
Ух, проти-иивная букашечка!
Не шумит, не кричит, не ры-чит,
Лишь уса-ми так страшно шевелит!

ГОРЕ.
/на повтор 2-й части мелодии/
— По-годите, я вас мигом про-гло-чу!

/выводя на высокую коду/
Проглочу, не поми-лу-ую!

ФЕДОРА
/на фоне проигрыша/
— Тут Федора задрожала: «Ой-ой-ой!»,
Прямо в обморок упала! Ой-ой-ой!

/поворачивается на табуретке боком и кувырком падает назад, оставаясь лежать там до перекрытия переднего плана сцены ширмами. ТАРАКАНЫ начинают из табуреток строить «трон» для ГОРЯ. Аккомпанемент переходит на мелодию «Вот мчится тройка почтовая»./

КОТЫ.
/испуганно расползаясь на четвереньках за ширмы/
— А коты по щелям разбежа-лися,
Тараканьих усов испуга-ли-ися.

/трусливо выглядывая из-за ширм/

— И сидят, и дрожа-ат по-од ку-усто-чками,
За болотными пря-ачутся ко-чка-ами!..

ГОРЕ.

/злорадно взгромождается на «трон», который ТАРАКАНЫ подпирают собой для устойчивости, и завершает эпизод на повтор второй части мелодии/

— А хозяйничать в до-оме-е Фе-едо-оры
Буду я – Федо—рино го-о-оре!

/ Группа ГОРЯ продолжает находиться на своих местах до момента возвращения ФЕДОРЫ с ПОСУДОЙ. На сцену перед ширмами из левого угла движется группа ПОСУДЫ, измученная долгим переходом/

КАРТИНА 2-я

ПОСУДА
/ уныло, в замедленном темпе/
— А посуда вперёд и вперёд
По-о по-олям, по боло-там идёт.
И ча-айник шепну-ул у-тюгу:
«Я да-альше идти-и не мо-огу!»

И запла-кали блю-удца:
«Не лу-учше, не лучше ль верну-у-утся?»
И за-а-арыдало коры-ы-ыто:
«Увы-ы, я разби-то, разби-и-ито!»

/группируются в правом углу авансцены, поддерживая самых обессиленных. Продолжают в постепенно ускоряющемся темпе и с переходом на более мажорный настрой/

Но блюдо сказа-а-ало: «Гляди!
Кто-о это там, во-он там позади?»
И ви-идят, за ни-ми из тёмного бора
Идё-от, ковыля-ет Федо-о-ора.

/живее, с радостным удивлением/

Но чудо слуи-и-ило-ся с ней,
Ста-ала Федо—о-ора до-обрей,
Ти-ихо за ни—ими и-идёт
И ти-ихую пе-есню по-оёт!

/переход аккомпанемента в мелодию произвольно подобранной муз. руководителем «Колыбельной»/

ФЕДОРА.

/выходит из левого угла авансцены, обессилено опираясь на посох и утирая слёзы/

— Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой!
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Обварю вас кипяточком,
И выбудете опять,
Словно солнышко, си-иять!

/переход на мелодию «Светит месяц»/

А пога-аных та-а-араканов
Я повы-ы-ы-ы-ыве-еду, эх!
Прус-сако-ов и па-у-ко-о-ов
Я повы-ы-ы-ы-ы-ме-ту!
/останавливается в центре авансцены в растерянном ожидании решения своей судьбы/

ПОСУДА.
/совещаясь между собой/
— И сказа-а-а-а-а-ала скалка:
«Мне Федо-о-о-о-о-ору жалко!»
И сказа-а-а-а-ла ча-ашка:
«Ах она-а, бе-е-дня-а-жка!»

И сказа-а-а-а-а-али блюд-ца:
«На-до, на-адо бы-ы-ы вернуть-ся!»
И сказа-али у—тюги-и-и:
«Мы Федо-о-оре не вра-ги!»

 

ПОСУДА.
— А по-га-ных та-а-арака-анов
Мы повы-ы-ы, повы-ве-де-ем!
Прус-сако-ов и па—уко-о-ов
Мы повы-ы-ы, повы-ме-тем!

ПОСУДА.
— Долго, до—лго о—бнима-ла
И ласка-ла и-их она,
Полива-ла, у-мывала,
Полоска-ла и-их она!

ФЕДОРА.
— Уж не бу-ду, уж не бу-у-ду
Я посу-ду о-оби-жать,
Буду, бу-ду я посуду
И любить, и у-уважать!

/переход мелодии на «Ах вы, сени»/

ПОСУДА.
— Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

КАРТИНА 3-я

ПОСУДА

/ продолжая петь на мелодию «Ах вы, сени». /

— Полетели, зазвенели,
Да к Федоре прямо в печь.
Стали жарить, стали печь,
Стали жарить стали печь.

Будут, будут у Федоры
И блины и пироги.
Будут, будут у Федоры
И блины, и пироги!

«МЕТЛА»

— А метла-то, а метла

ВСЕ.
— Весела!

«МЕТЛА».
— Заплясала, заиграла,
Замела!
Заплясала, заиграла,
Замела,

ВСЕ.
— Ни пылинки не оста-ви-ла!

/снова мелодический переход на «Ах вы, сени»/

«БЛЮДЦА»

-И обрадовались блюдца:
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
И танцуют, и смеются:
«Дзинь-ля-ля-а, дзинь-ля-ля!»

ВСЕ.
— А на белой табуре-то-очке
Да на вышитой салфе-то-чке
Самовар стоит, как жар, го-орит,
На Федо-рушку погля-дывает.

/ САМОВАР.
— Я Федо-ру-шку проща-аю,
Сла—дким чаем у-го-ща-ю.
Ку—шай, ку-шай, Федора Его-ровна,

ВСЕ.
— Кушай, кушай, Федора Егоровна!

ФЕДОРА.
— Вдоль по реченьке лебё-душка плывёт,
Вы—ыше бережка головушку несё-от,
Белым крылышко-о-ом пома-а-ахи-вае-ет,
На цветы водицу стря-хива-ет.

 

/аккомпанемент переходит в отбивочную коду, все выстраиваются в одну линию и с притопом движутся на зрителя/

ВСЕ.
— Бабушка Ненила
Рыбку ловила,
Поймала карася –
Вот и сказка вся!

/ поднимают руки с инструментами вверх и без музыки повторяют последнюю строчку/ВОТ И СКАЗКА ВСЯ!

 

...





Читайте также:
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.024 с.