МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (наименование института)




федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский

технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

(КНИТУ-КАИ)

Институт экономики, управления и социальных технологий

(наименование института)

Кафедра экономической теории и управления ресурсами

(наименование кафедры)

 

 

______________ 38.03.01 «Экономика» ______________

(шифр и наименование направления подготовки)

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Рынок ценных бумаг

 

на тему: Государственное регулирование на рынке долговых обязательств

 

Обучающийся 9405 ____________ Баранчаева Л.Т.

(подпись, дата)

 

Руководитель к.э.н., доцентГаббасова Л.Б.

(должность) (Ф.И.О.)

 

 

Реферат зачтен с оценкой ________________

 

___________________

(подпись, дата)

 

Казань 2018

Содержание

 

Введение.................................................................................................................3

1. Основы государственного регулирования на рынке

долговых обязательств..........................................................................................4

2. Экономические интересы государства в процессе регулирования

долговых обязательств..........................................................................................7

3. Реализация государственного регулирования долговых обязательств

в современных условиях......................................................................................10

Заключение............................................................................................................14

Список литературы...............................................................................................15

 

 

Введение

 

Формирование и обслуживание государственных долговых обязательств, предполагая соответствующую «нагрузку» на бюджет страны значительно влияет на качественный уровень процессов социально-экономической динамики. В ходе осуществления государственного регулирования долговых обязательств в экономику вливаются дополнительные финансовые ресурсы, которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на протекание макроэкономических процессов, приводя к ускорению либо напротив - замедлению социально-экономического развития страны. В этой связи обостряется необходимость комплексного исследования условий, факторов и последствий противоречивого воздействия государственных долговых обязательств на социально-экономического развитие страны.

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании инструментов государственного регулирования долговых обязательств на основе выявленных тенденций и закономерностей его развития.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) изучить основы государственного регулирования на рынке долговых обязательств;

2) выявить экономические интересы государства в процессе регулирования долговых обязательств;

3) обосновать реализацию государственного регулирования долговых обязательств.

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны.

1. Основы государственного регулирования на рынке долговых обязательств

 

Государственный долг необходимо отличать от субфедерального долга, которым является государственный долг субъекта РФ, представляющий собой совокупность долговых обязательств соответствующего региона.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты РФ не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации, а также по субфедеральным долгам друг друга, если указанные обязательства не были ими гарантированы.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга образуют не все долговые обязательства Российской Федерации, а только те из них, которые стали объектами правоотношений по государственному кредиту.

Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собст-венности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Несмотря на то что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Государственный долг классифицируется по нескольким основаниям. В зависимости от срока погашения государственных долговых обязательств государственный долг подразделяется на:

1) капитальный — представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам;

2) текущий — представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

В зависимости от срока привлечения государственные долговые обязательства подразделяются на:

1) краткосрочные — привлекаемые на срок до одного года;

2) среднесрочные — привлекаемые на срок от одного года до пяти лет;

3) долгосрочные — привлекаемые на срок от 5 до 30 лет.

Долговые обязательства России не могут превышать срока действия в 30 лет.

Согласно ст. 98 БК РФ структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обя-зательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях. В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

Несоблюдение предельных размеров государственного долга и расходов на его обслуживание является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

 

 

2. Экономические интересы государства в процессе регулирования долговых обязательств

 

Основой формирования интересов являются потребности «экономический интерес есть ни что иное, как объективная необходимость реализации потребности, ее удовлетворения». Реализуя свой интерес, экономический субъект пытается удовлетворить свою потребность. Однако непосредственно сам процесс реализации интереса имеет свои объективные ограничения ресурсные и, интерес выступает как способ наиболее оптимального решения задачи, возможного в заданных внешних экономических условиях. Так, прибегая к заимствованиям, государство как выразитель, прежде всего, публичных интересов, старается преодолеть недостаточность имеющейся материально-ресурсной базы для выполнения возложенных на него функций. Поэтому причинной обусловленности отсутствует терминологическая разница между внутренним и внешним государственным долгом, они выступают реализацией потребности государства в заемных средствах.

Стало быть, непосредственно сам факт существования долговых обязательств характеризует наличие соответствующей потребности опосредованную интересом и стремление к ее удовлетворению через реализацию появившегося интереса. Отсюда субъект избирает соответствующую линию поведения, которая характеризует его позицию и выражает отношение к объективным тенденциям социально-экономического развития. При этом разнообразие форм и видов долговых обязательств, а также социально-экономических последствий от их применения подвигает государство осуществлять сознательный выбор. Так, если внешний долг - это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам, то внутренний - это долг государства своему населению, фирмам и организациям. Поэтому при кажущемся формальном характере различий между ними, в действительности, последствия реализации публичных интересов через долговую политику государства на национальную экономику достаточно неравнозначны.

Внешние заимствования предполагают приток в экономику дополнительных финансовых ресурсов, однако в дальнейшем, эти средства будут «утекать» из национальной экономики по мере уплаты процентов иностранным кредиторам и погашении государственного долга. В долговременный период страна потеряет больше, чем получила, но в кратковременный временной интервал, близкий к моменту получения кредита, в страну притекает реальная сумма дополнительных средств. Таким образом, экономическое содержание внешнего долга заключается в увеличении валовых инвестиций в краткосрочном интервале за счет внешнего заимствования. Это позволяет решить насущные проблемы: преодолеть последствия чрезвычайных ситуаций, стимулировать выход экономики из кризиса, ускорить экономический рост.

Конечно, эффективность освоения полученных средств, прежде всего, определяется их производительным использованием, т.е. когда они непосредственно увеличивают валовые инвестиции в национальной экономике. Однако в объективной реальности полученные средства расходуются непроизводительно. Например, они могут идти на всевозможные социальные выплаты нуждающимся слоям населения, или тратятся на непроизводительные цели. Тем не менее, при определенных условиях и такое использование внешних средств может привести к увеличению валовых инвестиций и стимулировать экономическое развитие.

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

1) соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений;

2) ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны;

3) государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц;

4) признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства;

5) договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

1) покрытия бюджетного дефицита;

2) компенсации кассового разрыва;

3) финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;

4) привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Однако все это оказывает лишь косвенное воздействие на экономику, поскольку дает некоторый положительный эффект только при определенных условиях: полученные средства не должны перетекать обратно за рубеж, например, в иностранные банки.

 

 

3. Реализация государственного регулирования долговых обязательств в современных условиях

 

Проблема поиска рациональных и эффективных источников финансирования государственных долговых обязательств многими учеными-экономистами связывается с возможностью таких отрицательных последствий как переложение долгового бремени на будущие поколения и банкротство нации. Разрешение этих последствий в русле выявления направлений повышения ресурсных возможностей страны по выплате государственного долга является весьма дискуссионным вопросом настоящего времени. С одной стороны, рассматривая общество в качестве единого целого можно предположить, что с помощью задолженности государство всего лишь перекладывает средства из одного кармана в другой, не создавая себе в будущем дополнительного бремени. Более того, у будущих поколений появится возможность пользоваться благами, созданными нашими современниками, а значит, равномерное распределение на них расходов, связанных с финансированием дорогостоящих инвестиционных проектов, является вполне оправданным. Это мнение опирается на кейнсианскую теорию в соответствии, с которой получение новых займов и их погашение предстает как вопрос простого перемещения ресурсов из частного сектора в государственный и наоборот.

С другой стороны, общество в результате устойчивых бюджетных дефицитов обременяет свое будущее все возрастающими долгами. Представляемый ими так называемый «метод совокупных инвестиций» доказывает, что в результате конкуренции государства и частных компаний на рынке денежных средств вытесняются, прежде всего, инвестиции, т.е. при данном уровне государственных расходов наблюдается снижение инвестиционных вложений в экономику. Вследствие этого будущие поколения унаследуют от нас меньший совокупный основной капитал, и уровень благосостояния общества в будущем в случае кредитного финансирования будет ниже, чем при финансировании за счет налогов. Таким образом, государственная задолженность всегда ведет к созданию реального бремени в будущем, что, в случае, налогового финансирования не имеет место.

Вообще средства платежа для выплаты долговых обязательств, которые имеются в распоряжении государства можно сгруппировать по шести видам: наличные денежные средства; государственные ценные бумаги; корпоративные ценные бумаги; товарные поставки; долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; иные государственные активы. Естественно на практике, возможно, их некоторое сочетание в различных пропорциях, при этом критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе.

Обслуживание заимствований, сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат. Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Рациональное использование ресурсных возможностей государства по выплате долговых обязательств заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе, тогда как использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно отложить до более позднего времени.

Попытка оценить данную тенденцию как положительное либо отрицательное явление для российской экономики вопрос весьма сложный и противоречивый. Начнем с того, что по результатам ряда исследователей, в том числе Всемирного банка, масштабы и роль долгового финансирования оказывают большое влияние на динамику ВВП. При этом увеличение темпов экономического развития предопределяет потребность в более долгосрочном и большем размере капитале и важнейшим фактором финансирования становятся долговые долгосрочные инструменты. Однако противоречивость российской экономики сегодняшнего этапа ее экономического развития как раз таки и состоит в том, что она экспортирует прямой капитал, а импортирует портфельный. Одновременно страна с огромным экспортом капитала заимствует все возрастающие объемы средств из-за рубежа. В течение нескольких лет сформировалась система финансирования: развитые страны с низкой инфляцией и ставками кредитуют нашу экономику с более высокими темпами роста и инфляцией. Она позволяла западным финансовым институтам повышать норму доходности для своих инвесторов, тогда как в России - давала возможность денежным властям накапливать валютные резервы и, полагать, что растущий финансовый сектор способен удовлетворять растущие потребности экономики в кредитных ресурсах.

 

Заключение

 

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка.

Таким образом, поиск направлений и повышения эффективности регулирования долговых обязательств России, становясь первоочередной задачей государственного воздействия на экономическое развитие страны.

 

Список литературы

 

1. Астапов К. Федеральный бюджет как инструмент ускоренного развития экономики страны // Финансы и кредит. 2014. - С. 12-20

2. Инкин А. Логика управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. 2014. - С.78-80

3. Покачалова Е. Управление государственным долгом РФ: теоретико-правовые проблемы // 2015. -С.103-121

4. Тутаева Д. Роль и значение рыночных долговых инструментов в механизме государственных внутренних заимствований на современном этапе развития экономики России // 2015. -С.62-66

5. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление // 2014. - С.67-79

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: