ПРОТИВОЯДИЕ ОТ АРМИНИАНСТВА




Противоядие от Арминианства

Или

трактат опровергающий все пять пунктов оного:

А именно: Предопределение основанное на предвиденных человеческих делах,

Всеобщее Искупление,

Достаточная Благодать во всех людях,

Сила свободной воли человека в обращении, и

Возможность полного и окончательного отпадения истинных святых.

Кристофер Несс

С цитатами из работ д-ра Джона Гилла, д-ра Исаака Уоттса, Августа Топлади, Джона Ньютона, Дж. Харта и других авторов. Данный труд рекомендован доктором Джоном Оуэном и публикуется для общественного блага.

С исправлениями и правками для улучшения читаемости текста.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОРА

Кристофер Несс (1621-1705) английский проповедник конгрегационалист.

Написал "Историю и Тайну Ветхого и Нового Заветов", труд, которому Мэтью Генри, как предполагают, обязан большей частью своего самого ценного материала для комментария; "Протестантское противоядие против яда папизма"; "Венец и слава христианина"; "Хождение и дело христианина на земле"; "История Церкви от Адама", и "Пророчество Писания о конце века"; "Открытие личности и времени Антихриста"; и "Противоядие от арминианства", небольшую работу, которая в краткой форме, излагает учение об избрании, предопределении, и т.д., в соответствии с учением Джона Оуэна, Августа Топлади и других.

Несс родился 22 декабря 1621 г. в Норт Кэйве, в Восточном Йоркшире, в семье Томаса Несса, тамошнего фермера. Получил образование в частной школе в Норт Кэйве, у преподавателя Лазаруса Симена, поступил в Колледж Св. Иоанна, Кембридж, 17 мая 1638, где получил степень бакалавра, а затем магистра гуманитарных наук. В 23 года он удалился в Йоркшир, где стал проповедником независимых принципов вначале в Клиффе, затем в Южной Часовне в своём родном округе, в Холдернессе и в Беверли, где преподавал в школе. На выборах доктора Винтера на должность ректора Тринити-колледжа в Дублине, в 1651 году, Несс был избран в качестве его преемника в пастве Коттингэма, близ Холла, хотя нет свидетельств о получении им епископального рукоположения.

В 1656 году он стал проповедником в Лидсе, а в 1660 лектором при поместном священнике, докторе Лэйке, впоследствии епископе Чичестера; однако кальвинизм Несса столкнулся с арминианством доктора Лэйка, и в день Св. Варфоломея в 1662 его освободили от лекторства. После этого он стал учителем и частным проповедником в Клейтоне, Морли, Ханслете, в графстве Йоркшир. В Ханслете в 1672 году он воспользовался правом на свободу совести в качестве конгрегационалиста основал новый молитвенный дом 3 июня 1672 года.

Кристофера Несса отлучали от церкви не менее четырёх раз, а когда в 1674 или 1675 году вышел приказ об освобождении от наказания, он перебрался в Лондон, где проповедовал в малом собрании в Солсбери-Корте на Флит-стрит. В 1684 году ему пришлось скрываться от королевской охраны, у которой имелся ордер на его арест по обвинению в публикации элегии на смерть его друга Джона Партриджа, другого служителя-нонконформиста. Умер Несс 26 декабря 1705 года, ровно в 84 года, и был похоронен на кладбище Банхилл Филдз.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Досточтимый читатель, обрати внимание на следующие несколько соображений: хотя сие небольшое руководство мало что из себя представляет, всё же не следует его по этой причине презирать, потому что:

Во-первых, мы читаем, как могущественный Ангел Завета держал в руке раскрытую небольшую "книжку" (Откр.10: 2), и однако эта небольшая книга содержала великие пророчества, которые были даны малому, крошечному стаду Спасителя; двойным уменьшительным прилагательным характеризует их Христос в Лук. 12:32. И эта маленькая книжка была не закрыта и не запечатана, но открыта. Дело Антихриста удерживать её закрытой. Но её также надлежит съесть: "возьми и съешь её" (Откр.10:9); то есть, слову должно войти и быть сокрытым в сердце нашем ("в сердце своём сокрыл я слово Твоё" Пс 118:11); тогда и душа простого сможет иметь верное разумение: "но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его." (Втор 30:14)

Во-вторых, эта маленькая книга стоила мне большого труда в изучении и составлении, дабы она могла содержать самые сливки и квинтэссенцию лучших авторов на этот предмет. Более того, много горячих молитв было вознесено Богу, и много искренних борений с Богом, дабы мне не быть одним из "врагов света, которые не знают путей его и не ходят по стезям его" (Иов 24:13), но чтоб во свете Его я видел свет (Пс 35:10), и чтобы глаза мои были помазаны глазной мазью Христа, (Откр. 3:18), дабы мне ясно увидеть сии глубокие истины, которые столь озадачили христианский мир. Как блаженный Афанасий в своё время, воздыхал, что "мир наводнен арианством"; так и печальное воздыхание нашего времени в том, что христианский мир заполнен и даже переполнен потоком арминианства; который как бы исходит из уст змия, "дабы увлечь жену-церковь рекою." (Откр 12:15)

В-третьих, дабы сей переполняющий поток арминианства не навлёк на нас разрушение, крайне необходимо, чтобы часть из служителей Христа вышли вперёд, чтобы остановить дальнейшее распространение этой чумы и проказы. Таким образом, Моисей встал пред Господом в расселине и предотвратил погибель Израиля (Пс 105:23). Также (Чис.16:48): "стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось." А в пренебрежении сим долгом, укоряет Господь, говоря через пророка, что не нашёл ни одного из рабов Своих, чтобы встал в этой расселине: "Пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах. В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа… Вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей" (Иез 13:4,5, 22). Когда я размышлял над этими вещами, Господь возбудил мой дух, чтобы сделать то же, что делается и при обычных пожарах, когда каждый бежит с тем сосудом, который может достать, чтобы утолить жаркое пламя и остановить огонь, дабы он не пожрал всё вокруг.

В-четвёртых, когда я закончил сие краткое составление, я показал его доктору Джону Оуэну, г-ну Николасу Локьеру и г-ну Джорджу Гриффиту, которые все единодушно одобрили его и составили похвальное письмо к нему, подписавши его своими подписями, каковой документ слишком велик, чтобы вставить его здесь целиком, но истинность существования коего, я сим упоминанием подтверждаю.

И наконец, поскольку небольшая карта может представлять взорам весьма крупную страну, каковую обойти, заняло бы много времени, так и эта книга является как бы библиотекой в одном фолианте, многим в малом. Прочти же эту работу серьёзно, без пристрастия, и Господь дарует тебе понимание во всем.

С молитвой,

Ваш, в самых почётных из всех рабских уз,

КРИСТОФЕР НЕСС, 30 сентября 1700 года.

 

ПРОТИВОЯДИЕ ОТ АРМИНИАНСТВА

Об Арминианстве в целом

Таков всегда удел истины (подобно и её Господину), быть распятой между разбойниками справа и слева. Враги истины, окружающие со всех сторон - многоразличны. В то время как некоторые почитают Библию навязчивой идеей мира и рассматривают спасение Христово обыкновенным священническим обманом, есть и другие, которые говорят нам, что у них есть Христос, что они едины со Христом, и все же с дерзкой наглостью отвергают законы Евангелия и считают средства благодати слишком обременительными для свободнорождённой совести и слишком низкими и плотскими для серафического (возвышенного) духа. Существует столько же заблуждений по ту сторону истины, сколько и по эту; столько же в опережении стада Христова и Агнца, Ведущего их, сколько в плетущихся и слоняющихся позади. Истина всегда наблюдает золотую середину.

Социниане хулят Божественность Христа и Его удовлетворение, говоря, что Его страдания являлись лишь примером, а не действительным искуплением. Римские католики превращают истинное поклонение Богу в своевольное служение и учат своим преданиям вместо заповедей Божьих, искажая Божьи установления человеческими вымыслами. Также и арминиане вызывают правосудие Бога на суд человеческого разума; они осмеливаются с уверенностью входить в глубины божественных тайн и в объяснение вечных изволений Бога, в сферу, где благословенный Павел не мог найти дна, но восклицал, "О бездна..." (Рим. 11:33); они же дерзко пытаются перемудрить апостола, говоря: "Бог предвидел, что Иаков поверит, и что Исав не поверит, и поэтому возлюбил одного, а другого возненавидел". Таким образом, школа Арминия учит более глубокому богословию, чем тому, которому научился апостол Павел будучи восхищен до третьего неба. И они не только вместе с Социнианами питают гордость человеческого разума, но также и гордыню воли человека, в смягчении и уменьшении как вины, так и скверны первородного греха; так же как их старшая сестра, Римская блудница, потакает гордости внешних чувств.

По этой причине, доктор Лейтон называет арминианство "Вениамином Папы, последним и наибольшим порождением человека греха, эликсиром антихристианства, тайной «тайны беззакония», прислужником Папы, самой квинтэссенцией двусмысленности". Подобно этому господин Роуз (магистр Итонского колледжа) добавляет, говоря: "Арминианство - выводок Папизма, который в тёплом климате благосклонности может легко превратиться в жаб, исходящих из бездны". И кто же эти новые арминиане, как не лакированные потомки древних пелагиан, которые превращают милость Божью в прислужницу у ног воли человека и делают овец пастухами Пастыря? Ставящие Бога на один уровень с Дарием, который с радостью спас бы Даниила, но не мог, хотя и хотел (Дан. 6:14)?

Что ещё может означать их учение, которое они называют предведением или предузнанием в Боге, истинность коего зависит не от изволения Бога, а от свободной воли творения? Это означает сделать тварь независимой от Творца, и одновременно связать Божественное Провидение. И таким образом, та фатальная необходимость, которую они возлагают у наших дверей, неизбежно пристаёт к ним самим, и (по их рассуждению) Бог должен так сказать человеку: "О бедная тварь, сия роковая судьба, постигшая тебя, её скорее должно терпеть нежели оплакивать, ибо она от вечности, прежде Моего провидения. Я не мог помешать, и не мог не согласиться с фатальной чередой обстоятельств, и неизбежная Судьба, независимо от того, хочу Я или нет, вынесла непреложный приговор". Что это, как не попытка свергнуть все благословения Веры, Надежды и т. д., отбросить всё жизненное благочестие; вытеснить Самого великого Господа Иегову из Его престола славы, воцарив на Его месте, богиню Судьбы, чтобы ей поклонялись вместо Него?

Эти и многие другие великие мерзости обнаруживаются в "палатах воображения" в наши дни и являются ничем иным, как попыткой измерения сверхъестественных тайн искривлённой линейкой выродившегося разума. "Для глупого слишком высока мудрость" (Прит 24:7). Об этом некогда было хорошо сказано: "даруй мне умерщвлённый разум", ибо, предписывать причины бесконечному разуму Бога и не позволять Ему никаких иных оснований направлять Его определения, кроме тех, какие мы можем видеть, - в высшей степени высокомерно. Разум не должен быть ни правилом измерения нашей веры, ни её судьёй. Мы можем давать отчёт об основании нашей веры, то есть, "ибо написано", но не обо всём, во что верим, как например, почему Бог возлюбил именно Иакова, а Исава возненавидел, когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, - знаем только, что таково было изволение Божье.

Имея дело со столь возвышенными тайнами наша вера стоит на двух верных основаниях: во-первых, сущность, мудрость и сила Бога бесконечно превосходят наши, потому нам могут приоткрываться вопросы, превосходящие наши способности к уразумению; во-вторых, всё, что Бог открывает [в Своём Слове] - несомненно, истинно и верно, даже если это нечто неисследимое для нашего разума, ибо разум человека не всесилен, но ограничен со всех сторон, ослаблен собственной немощью, и несовершенен в своём действии.

ГЛАВА 1

О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ

Дабы читатель мог иметь ясное представление о доктрине предопределения, вначале я должен изложить это учение так, как оно дано в Библии; во-вторых, рассмотреть позицию арминиан, то есть, "предопределение", основанное на предвиденной вере, делах послушания, стойкости, и т.д., и в-третьих, ответить на возражения, выдвигаемые арминианами против библейского учения об избрании и предопределении.

Доктрина Предопределения

Предопределение - это Божье решение, посредством которого (согласно совету Своей собственной воли) Он предназначил часть человечества к вечной жизни и отверг или обошёл другую часть; в похвалу славы Своей милости и праведного суда. Одни являются сосудами милосердия, другие - сосудами гнева. "Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд — для почётного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе," (Рим 9:21-23)

"А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении." (2Тим 2:20); и хозяин дома имеет право и способность разумно употреблять все свои сосуды так, как Он считает нужным. Бог использует даже фараона и величайших врагов церкви; даже если это лишь функция соскабливания наслоений, для очищения сосудов милосердия. Бог предопределил избранных к славе; Он также по всевластному изволению воли Своей, предопределил все средства к тому; а именно, искупление Христом, возрождение Святым Духом, действенное призвание и обращение, оправдание на суде совести, спасительную веру в заслуги Иисуса, освящение сердца Духом, производящее святую жизнь и хождение перед Богом и людьми. И сии блаженные причастники "силою Божией через веру соблюдаемы ко спасению" (1Пет.1: 5). "А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим 8:30-31). И мы скажем вместе с апостолом: "потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа," (1Фес 5:9).

Оно называется определением, поскольку охватывает заданный порядок событий до конца; и пред-определением, потому что Бог назначил этот порядок внутри Себя и в совете с Собой перед фактическим появлением назначенных событий и вещей. Греческое слово означает " пред-отделение для особого употребления" Богом; подобно тому, как Израиль был отделен от всех народов мира как Божье особое наследие. "...Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов" (Лев 20:24), "ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор 7:6). Я отделил вас на то, чтобы вам быть сосудами милосердия, членами Христа и храмом Святого Духа, прежде вековых времён, от вечности. Само Божественное предведение иногда объясняется в Писании как предопределение: "Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал" (или "предузнал", Рим. 11:2), то есть, кого Он предопределил; так и предопределение, очень часто употребляется в смысле избрания (Рим 8:30, Еф. 1:5). Подобным же образом, и я в нижеследующем трактате, буду употреблять слова "избрание" и предопределение" - взаимозаменяемо.

Предопределение также называют Божественным установлением, поскольку в нем содержится определённый совет Божий и замысел Его воли, для достижения таких-то целей такими-то средствами. "Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой." (Деян 4:27-28). "предопределив...по благоволению воли Своей," (Еф 1:5);"...быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей," (Еф 1:11) Избрание и предопределение Господа в терминологии Писания, называются «рукой», «определенным советом», «намерением», «благоволением» Божьим (Ас 2:23, Еф. 1:9).

Божественное установление предопределения имеет несколько свойств, характеристик: оно - вечное, неизменное, абсолютное, суверенное, различающее и всеохватывающее.

Первое свойство Божественного предопределения: оно - вечно

Это доказывается следующими свидетельствами:

1. Внутренние и имманентные действия Бога тождественны с Его сущностью: таким действием является Божественное определение: и потому, как сущность Бога вечна, так и Его определение должно быть вечным. Определение есть Сам Бог определяющий, потому что все, что в Боге, есть Бог; Сам Бог одним вечным актом, постановляет и определяет все, что должно произойти, в похвалу славы Своей.

2. Вторая причина исходит из атрибута совершенства и простоты Бога, то есть, Бог рассматривается как единое, простое и совершенное действие, без какого-либо изменения или череды сменяющихся действий. В Боге не больше может существовать новая мысль, новое намерение, или новая цель, чем может появиться новый Бог. Какую бы мысль ни имел Бог, Он имел её всегда, имеет сейчас и будет иметь. Какое бы ни было намерение Божье, оно всегда было Его намерением, всегда будет Его намерением. Он говорит: "Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду" (Иер 29:11). Поскольку Он не может узнать ничего нового, ибо знание Его совершенно, Он не может иметь новых замыслов, ибо имя Его от века - Я ЕСМЬ СУЩИЙ. Он не принимает новые решения, как человек, и не изобретает новые планы.

3. Третья причина исходит от Христа. Если Христос - Агнец, закланный от создания мира (как о Нём говорит Откр.13:8), то предопределение к жизни должно быть прежде начала времени, потому что Христос - основание избрания. Мы избраны "в Нем": "так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви," (Еф 1:4); и предопределены Им: "предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей," (Еф 1:5). Христос есть средство к усыновлению. А цель не может быть назначена позже, чем средства для достижения этой цели; ибо сии взаимосвязаны. И если Христос есть предвечное намерение Отца, то акт избрания во Христе также должен также быть Его вечным намерением.

4. Писание ясно доказывает вечность декрета избрания, говоря, что он существует от века, "прежде вековых времен," (2 Тим.1: 9, Тит 1:2); "прежде создания мира" (Еф. 1: 4); "по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем," (Еф 3:11).

5. Это прерогатива великого Иеговы, назначать и устраивать грядущие и последующие события: "ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее." (Ис 44:7) Никто не может назначить Богу время. Он говорит: "...Ибо кто подобен Мне? и кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?" (Иер 50:44). Поэтому говорится о времени, что оно, как бы в муках рождения с исполнением вечных Божьих намерений в своё время, чтобы "пришло определение" (Соф. 2:2). У всякой вещи есть исполнение во времени, определённое от вечности.

6. Если дела человеческие имеют эту славу, когда "это события древние"(1Пар. 4:22), тем более Божественное определение, которое не является вчерашним делом! Если отрицательная сторона предопределения (о нечестивых), которые "издревле предназначенные к сему осуждению"(Иуды 4), то насколько же больше положительная, Божье намерение возлюбить Иакова, как и возненавидеть Исава, совершилось, "когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого" (Рим 9:11).

Возражение: Некоторые могут возразить, сказав: "Мы согласны, что Божественное предведение или предузнание вечно, но не Его предопределение; что тот выбор или то избрание, которое упоминается в 1 Кор. 1: 27-29, должно быть решением во времени, а не предвечным избранием".

Ответы: 1. У Бога, знание того, что должно произойти, должно следовать Его определению; ибо события должны вначале быть предопределены, а затем предвидены в том виде, в каком они предопределены; в этом смысле предведение предполагает предопределение. "Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян. 15:18). У Бога не частичное, а совершенное и абсолютное предведение всех будущих событий, целей и средств для их достижения; не только какими они могут быть, но какими будут, по Его Божественному определению.

2. "Предузнание", или "знание наперёд" (Рим. 11:2), означает Божью любовь от вечности. "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил" (Рим 8:29); то есть "кого Он прежде возлюбил", как разумеет это Занкий. "Кого Он предузнал" - не только знанием наблюдения, но знанием благоволения; Он предузнал, что они будут Его. Итак, это само предопределение; а признать вечное предведение без вечного предопределения, - значит разорвать звенья золотой цепи в Рим. 8: 29,30. "Не отверг Бог" и не отвергнет, "народа Своего, который Он наперед знал"(Рим.11: 2).

3. Некоторые признают вечное предопределение только в отношении избранных, в отношении неизбранных, они оставляют Богу лишь пассивное предвидение их будущих действий (без какого-либо предназначения), дабы не сделать Бога автором греха и погибели твари. Но эти люди боятся там, где бояться не надо; ибо самое страшное зло, которое когда либо совершалось в мире, - распятие Господа славы Иисуса Христа, не только случилось по предведению Божьему, но также по Его "определённому совету", "Сего, по определённому совету и предведению Божьему преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили" (Деян. 2:23; 4:28); взятие и предание на смерть Христа случилось не просто по пассивному предузнанию, но и по определённому неизменному намерению и совету Божию.

4. Даже если предположить, что апостол говорит об избрании или выборе во времени в 1 Коринфянам 1:27, это означает не больше, чем наше звание или призвание; отвержение во времени означает не более, чем осуждение человека. Понятно, что осуществление того и другого происходит во времени, и потому не может смешиваться с вечным определением Божьим; сии лишь плоды и последствия вечного определения.

Выводы из вышеизложенного.

1. Вечна ли любовь Бога? Тогда сатана не может обойти пределы или встать между любовью Бога и нами; ибо Божья любовь прежде появления тварного мира, а потому прежде Сатаны.

2. Августин на дерзкий вопрос любопытного безумца: «А что делал Бог до сотворения мира?» ответил: "Он творил ад для таких, как ты!"; и это свидетельствует нам, что Бог избрал нас для Себя прежде начала мира. О чудо Божьей благодати!

3. Итак, верующий, если это всё так, то тогда твоя святость и страдания имеют вечную славу. Но всё это утешение теряется в противоположной доктрине.

Второе свойство Божественного предопределения: оно неизменно

Поэтому Писание сравнивает его с "горами медными" (Зах. 6:1), и называет "непреложностью Его воли" (Евр 6:17). Это становится очевидным по различным причинам, а именно:

1. У Божественного определения есть неизменный источник - неизменность Бога. "Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его." (Иов 23:13) Он желает, и исполняет; никакое тварное существо не может встать между Его желанием и действием, чтобы воспрепятствовать их встрече вместе. "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19) "Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились." (Мал 3:6); у Бога "нет изменения и ни тени перемены" (Иак 1:17). "Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род" (Пс 32:11). "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом" (Прит 19:21). Человек - жалкое изменчивое существо, меняющее мнение своё чаще, чем одежду, по причине затемнённого разума и развращённости воли. Он часто видит то, что не видел раньше. Но в Боге нет такого несовершенства, все обнажено перед Ним, раскрыто и обращено к Нему: "И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет." (Евр 4:13). Он знает все дела Свои (их сущность и обстоятельства) так же прекрасно в начале мира, как и в конце его. И у Него остаются те же мысли при смене домостроительства благодати, как и вначале времени, потому что Он предопределил быть этим сменам от всей вечности.

2. Декрет избрания утверждён на непреложном основании - на Скале веков, то есть, на Христе. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13: 8). Как первый Адам был основанием декрета творения, так последний Адам, Иисус, является основанием декрета избрания. Бог благословил нас в Нем, посему мы будем благословлены. Он избрал нас в Нем; простил нас в Нем; запечатлил нас в Нем; укоренил и утвердил нас в Нем, "по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён," (2Тим 1:9) Все эти действия благодати, как написано, Бог дал нам во Христе, благословил нас во Христе (Еф. 1:3); избрал нас в Нем (Еф. 1:4); простил нас; "в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его," (Еф 1:7); "В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом," (Еф 1:13); "будучи укоренены и утверждены в Нем" (Кол 2:7): "и вы имеете полноту в Нем" (Кол 2:10).

Воистину, Сам Христос находился под предопределяющим назначением Божьим; Он послал Христа, "предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас," (1Пет 1:20), Которого Писание называет камнем краеугольным, избранным, драгоценным (1Пет 2:6). Христос - первенец избрания. "Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой" (Ис. 42:1, Мф. 12:18). Христос избран Главой, а мы Его членами; потому сказано, что мы даны Христу: "они были Твои, и Ты дал их Мне" (Ин 17:6). Доколе это основание стоит твёрдо, до тех пор и надстройка останется неизменной. Храм твердо стоял на двух столбах, Иахине и Воазе, то есть, на прочности и силе; так же и декрет избрания твёрдо стоит на Христе - Камне краеугольном; и никто не может сдвинуть избранную душу с этого основания. Никто не может похитить Христовых овец из Его рук. Христос не потеряет ничего из того, что дал Ему Отец; Он исполнит волю Отца, позаботившись о каждом из людей Своих. "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день." (Ин 6:39). "И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек" (Ин 10:28).

3. 3. Избрание непреложно, потому что это определение написано на небесах, и потому, находясь вне досягаемости злых людей и ярости сатаны, не может отменится. "Познал Господь Своих" (2Тим 2:19), они причастны "к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах" (Евр 12:23). Отсюда избрание называется "Книгой жизни Агнца". В этой книге содержится перечень избранных, определённый непреложным советом Бога, число которых не может ни увеличиться, ни уменьшиться. В сем должно радоваться более господства над бесами; "но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах." (Лук 10:20); каковое знание не являлось бы причиной для радости, если бы наши имена могли быть записаны на небесах сегодня, а завтра изглажены. И если указы мидийцев и персов - написанные на земле, были неизменными (Дан. 6:8), то тем более не должны изменяться указы великого Бога, написанные на Небесах. Если Пилат сказал: "Что я написал, то написал" (Иоанна 19:22); то есть, "моё писание не должно изменяться", то не гораздо ли больше должен сказать Бог? "Познал я (говорит Соломон), что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его" (Еккл 3:14). "Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю...Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю." (Ис 46:10-11) Солнце скорее остановится на своём пути, чем Бог столкнётся с препятствием в исполнении Своей воли. Творение, ангелы, бесы, люди, все могут встретить препятствие и потому не исполнить свою цель; но не так Бог: "ибо кто противостанет воле Его?" Все колесницы человеческих происшествий и событий исходят из ущелья между двумя горами из меди, то есть, неизменными определениями Бога (Зах. 6:1); и если возможно, чтобы одна душа могла изгладится из этой книги жизни (этом писании на небесах), то возможно, что и все могут изгладится, и, следовательно, вполне можно предположить, что вся книга может стать пустой и бесполезной, как макулатура; и Христос станет Главой без тела.

4. Оно неизменно, ибо определение касательно цели, включает в себя средства для достижения этой цели и связывает их воедино неразрывной цепью, которая не может быть нарушена. Предопределённые, призванные, оправданные и прославленные - это одни и те же люди (Рим. 8:30). Посему, изволение Божье в избрании происходит от Призывающего и на Нём утверждается (Рим 9:11,12). Бог не предопределяет цель без средств, и средства без цели, но вместе и то и другое. Как план построения здания включает в себя подборку материалов из камня и дерева, обработку и подгонку оных для строительства; как указ о войне подразумевает готовность оружия, лошадей, боеприпасов и прочего обеспечения; так и здесь, все избранные ко спасению, избраны также и к освящению. Бог предуставляет средства к исполнению намерения: "уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни" (Деян 13:48). Бог предназначил нам исполнять добрые дела (Еф. 2:10). Мы избраны к послушанию через "освящение Духа" (1Пет. 1:2); поэтому Бог обещал освятить тех, кого восхотел спасти. Мы учим с Августином, что "избрание - это предназначение как к благодати, так и к славе". Поэтому в предопределении, средства спасения предуставлены не меньше, чем само спасение. Мы не должны думать, что Божье определение совершается по следующему сценарию: "Я предопределю Петра ко спасению, если так случится, что он уверует и устоит в вере". Напротив: "Я предопределяю Петра ко спасению, и дабы он мог непременно обрести оное, Я дам ему веру и неотступность". Если бы было иначе, основание не было бы твёрдым; ей, дары Божьи не были бы непреложны, если бы Бог абсолютно не предопределил даровать веру и неотступность Своим избранным. Обетование Завета благодати выражено следующими словами: "Я буду вам Богом, а вы будете Моим народом", то есть, "Я соделаю вас готовыми в день силы Своей".

Выводы из вышесказанного.

1. Иметь имя, написанное на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, лучше, чем быть придворным в княжеских дворах; иметь имя свободного жителя на небесах лучше, чем иметь многих сыновей и дочерей на земле.

2. Хотя мы изменчивые существа, однако неизменная любовь к нам, держит нас крепче, чем мы держимся за неё.

3. В этом бесконечное снисхождение, что великий Бог возжелал крепко держать в Своих всемогущих руках жалкий кусок глины, чтобы сохранить нас в удел во всю вечность (Иоан. 10: 28,29; 1Пе 1:4,5).

Третье свойство Божественного предопределения: оно абсолютно

Оно является абсолютным в отношении первопричины, которая не может быть чем-то помимо или вне Бога, о чём свидетельствуют следующие соображения.

1. Если Божественное определение вечно, то оно должно быть абсолютным; ибо ничто не может быть назначено перед вечным действием в качестве действенной причины оного. Не может быть причины воли Бога вне Самого Бога. Предопределение - это имманентный акт Божественной воли; и потому является не только причиной, но и первопричиной всех тварных существ; и потому не может (в каком бы то ни было здравом смысле) зависеть от предвиденных действий твари во времени; и поэтому, оно должно быть абсолютным актом, если только мы не сделаем Божьи волеизъявления вторичными и подчинёнными тварным и преходящим волеизъявлениям людей, что абсурдно до нелепости. Подобные воззрения ведут к отрицанию Бога, в качестве первопричины всего сущего.

2. Во-первых, если Бог есть Бог; если Он всемогущий, премудрый, всевластный и над всем правящий Бог, тогда Его предопределение должно быть абсолютным; ибо условное определение создаёт условного Бога и явно лишает Его божественности, приписывая Ему такие несовершенства, которые недостойны Его величия и ниже Его Божественного бытия; поскольку, во-первых, противоречит Его всемогуществу - ибо если некоторые условия предшествуют воле Божьей, то то же самое относится и к силе Бога. Во-вторых, условное избрание принижает славу Божественной мудрости в упорядочении всего; ибо, если Петр должен быть готов уверовать прежде Божьего определения о Петре, то тогда Божественная мудрость не определяет порядок вещей. В-третьих, оно удаляет славу абсолютной свободы и независимости Бога; потому что, если вера Петра и неверие Иуды предшествовали Божьему определению касательно их судеб, то тогда Петр и Иуда сами становятся руководителями избрания и неизбрания, а Бог не имеет абсолютного власти над Своими собственными созданиями. У горшечника нет свободы, чтобы сделать этот кусок глины сосудом чести, а тот сосудом бесчестья, и различие будет зависеть от качества глины, а не от воли горшечника, и воля Божья становится в зависимость от воли человека. Что явным образом отрицает независимость Бога. В-четвёртых, оно отнимает славу Его всеохватывающего провидения. Если определение не абсолютно, тогда как можно сказать, что Бог полностью распоряжается решением жребия, который бросают в полу, как в Прит. 16:33? Неужели мы скажем, что удел апостольства выпал на долю Матфия по воле случая (Ин.1:26), а не по абсолютному предопределению и предназначению от Господа, Которому Апостолы молились, взывая: "Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал...И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам" (Деян 1:24,26). Так, через бросание жребия обнаружилось, что Ахан стал проклятием Израиля, а Саул был назначен царём Израиля (Нав.7:14-18; 1, 1Цар. 10: 19-21). Человек предполагает, но Бог располагает; потому что Бог абсолютным изволением предопределил все, что происходит. Ничто не происходит случайно, ничто не бывает не по воле Бога; потому сказано: "так надлежало пострадать Христу" (Лук. 24:46).

3. Если воля горшечника - абсолютна над сосудами его творения, насколько же больше воля Бога абсолютна над человечеством. Это сравнение Самого Бога (Рим. 9: 20,21). Бог не сравнивает Себя с ювелиром, потому что ювелир имеет дело с дорогостоящими материалами, такими, как серебро и золото, что накладывает на него определённые обязательства изготовить из них почётные изделия. Но Он сравнивает Себя с горшечником, потому что, во-первых, материалы горшечника - низменная грязь, то есть, глина, что больше соответствует падшей человеческой природе, из которой Бог делает Свой выбор. Мы не только глина - прах земной (Иов 4:19), но ещё и греховная глина по причине грехопадения. Во-вторых, горшечник производит разделение среди своих сосудов не по причине какой-либо предвиденной, присущей самой глине добродетели (ибо вся смесь перед Ним имеет один характер и одно качество), а лишь по причине Его собственного благоволения. Таким образом, власть горшечника над своим сырьём более абсолютна, чем власть ювелира, и потому лучше показывает абсолютную власть Божьей воли в избрании как сосудов для почётного употребления, так и в назначении сосудов для низкого. Но опять же, дистанция между глиной и горшечником хотя и велика, но конечна - это всего лишь разница между одним творением и другим творением, м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: