Лекция 1. Налоги и налогообложение
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.
Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
- осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств,
- обеспечивающим представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти:
- государственными внебюджетными фондами,
-общественными объединениями,
-статистики;
- выдающими лицензии, свидетельства или иные документы разрешительного и регистрационного характера;
- осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства
- осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния;
-осуществляющими совершение нотариальных действий;
- опеки и попечительства;
осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния;
-осуществляющими совершение нотариальных действий;
- опеки и попечительства
Межрегиональная инспекция при ФНС России по федеральным округам. |
Региональное управление ФНС России по субъектам РФ. |
Территориальная инспекция ФНС России по районам внутри субъектов РФ, городам, районам. |
Федеральная налоговая служба России "ФНС при МИНФИНЕ России" |
ФНС РФ подчиняется Правительству Российской Федерации и осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих территориальных налоговых органов.
ФНС РФ
Межрегиональные инспекции ФНС созданы в каждой из восьми федеральных округов, находятся непосредственно в подчинении ФНС:
1. Центральный (18 субъектов РФ, центр Москва)
2. Северо- Западный (11 субъектов)
3. Приволжский федеральный округ (14 субъектов, центр Нижний- Новгород)
4. Южный федеральный округ (6 субъектов, центр Ростов - на - Дону)
5. Уральский федеральный округ (6 субъектов, центр Екатеринбург)
6. Сибирский округ (12 субъектов, центр Новосибирск)
7. Дальневосточный округ (9 субъектов, центр Хабаровск)
8. Северо - Кавказский (7 субъектов, центр Пятигорск)
МИ ФНС России занимают особое положение. С одной стороны, они призваны осуществлять налоговый контроль над н\п, прежде всего крупнейшими. При этом их функции аналогичны ф-ям ИФНС России по районам, районам в городах и городам без районного деления. С другой стороны, они выполняют определенные контрольно-распорядительные ф-ии. Они изучают, анализируют и обобщают практику работы тер налоговых органов входящих в соответствующий федеральный округ, организуют и проводят по решению ФНС России проверки территориальных органов службы и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе; участвуют в проверках, проводимых центральным аппаратом ФНС России, и т.п.
Управление ФНС России по субъекту РФ является налоговым органом регионального уровня. Управление (его аппарат) выполняет в основном те же функции, что и центральный аппарат ФНС России.
Первичное звено государственных налоговых органов – государственные налоговые инспекции создаются в районах и городах и районах в городах- Территориальные (местные) подразделения ФНСР и:
- непосредственно осуществляют налоговый контроль на своей территории, ведут учёт плательщиков налогов;
- следят за своевременным представлением документов, связанных с начислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность данных этих документов в части определения прибыли, обложения и исчисления налогов;
- ведут оперативно-бухгалтерский учёт по каждому плательщику и виду налога, а также учёт сумм налоговых санкций и административных штрафов;
- составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчётность, а в финансовые органы – ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.
Заметное место в области налогов и сборов занимает министерство финансов РФ и его структурные подразделения в регионах РФ. Министерство финансов издаёт обязательные для своих подразделений инструкции, методические указания и другие нормативные документы о порядке применения законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет. В пределах своей компетенции оно вправе разрабатывать формы расчётов по налогам и формы налоговых деклараций, заявлений о постановке на учёт в налоговых органах.
По запросу налоговых органов при осуществлении налогового контроля могут принимать участие органы внутренних дел (ст. 36 НК РФ).
Функции ФНС
Налоговые органы РФ выполняют свои основные функции по контролю и надзору за (п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):
соблюдением законодательства о налогах и сборах;
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и страховых взносов;
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей;
производством и оборотом табачной продукции;
применением ККТ.
Кроме того ФНС выполняет также функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции.
Налоговые органы вправе:
· Требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
· Проводить налоговые проверки;
· При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
· Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
· Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
· Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
· Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся информации;
· Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
· Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
· Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
· Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков, экспертов;
· Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
· Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
· Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.