Лекция 1. Налоги и налогообложение
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.
Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
- осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств,
- обеспечивающим представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти:
- государственными внебюджетными фондами,
-общественными объединениями,
-статистики;
- выдающими лицензии, свидетельства или иные документы разрешительного и регистрационного характера;
- осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства
- осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния;
-осуществляющими совершение нотариальных действий;
- опеки и попечительства;
осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния;
-осуществляющими совершение нотариальных действий;
- опеки и попечительства
Межрегиональная инспекция при ФНС России по федеральным округам. |
Региональное управление ФНС России по субъектам РФ. |
Территориальная инспекция ФНС России по районам внутри субъектов РФ, городам, районам. |
Федеральная налоговая служба России "ФНС при МИНФИНЕ России" |
|
ФНС РФ подчиняется Правительству Российской Федерации и осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих территориальных налоговых органов.
ФНС РФ
Межрегиональные инспекции ФНС созданы в каждой из восьми федеральных округов, находятся непосредственно в подчинении ФНС:
1. Центральный (18 субъектов РФ, центр Москва)
2. Северо- Западный (11 субъектов)
3. Приволжский федеральный округ (14 субъектов, центр Нижний- Новгород)
4. Южный федеральный округ (6 субъектов, центр Ростов - на - Дону)
5. Уральский федеральный округ (6 субъектов, центр Екатеринбург)
6. Сибирский округ (12 субъектов, центр Новосибирск)
7. Дальневосточный округ (9 субъектов, центр Хабаровск)
8. Северо - Кавказский (7 субъектов, центр Пятигорск)
МИ ФНС России занимают особое положение. С одной стороны, они призваны осуществлять налоговый контроль над н\п, прежде всего крупнейшими. При этом их функции аналогичны ф-ям ИФНС России по районам, районам в городах и городам без районного деления. С другой стороны, они выполняют определенные контрольно-распорядительные ф-ии. Они изучают, анализируют и обобщают практику работы тер налоговых органов входящих в соответствующий федеральный округ, организуют и проводят по решению ФНС России проверки территориальных органов службы и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе; участвуют в проверках, проводимых центральным аппаратом ФНС России, и т.п.
|
Управление ФНС России по субъекту РФ является налоговым органом регионального уровня. Управление (его аппарат) выполняет в основном те же функции, что и центральный аппарат ФНС России.
Первичное звено государственных налоговых органов – государственные налоговые инспекции создаются в районах и городах и районах в городах- Территориальные (местные) подразделения ФНСР и:
- непосредственно осуществляют налоговый контроль на своей территории, ведут учёт плательщиков налогов;
- следят за своевременным представлением документов, связанных с начислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность данных этих документов в части определения прибыли, обложения и исчисления налогов;
- ведут оперативно-бухгалтерский учёт по каждому плательщику и виду налога, а также учёт сумм налоговых санкций и административных штрафов;
- составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчётность, а в финансовые органы – ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.
Заметное место в области налогов и сборов занимает министерство финансов РФ и его структурные подразделения в регионах РФ. Министерство финансов издаёт обязательные для своих подразделений инструкции, методические указания и другие нормативные документы о порядке применения законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет. В пределах своей компетенции оно вправе разрабатывать формы расчётов по налогам и формы налоговых деклараций, заявлений о постановке на учёт в налоговых органах.
|
По запросу налоговых органов при осуществлении налогового контроля могут принимать участие органы внутренних дел (ст. 36 НК РФ).
Функции ФНС
Налоговые органы РФ выполняют свои основные функции по контролю и надзору за (п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):
соблюдением законодательства о налогах и сборах;
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и страховых взносов;
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей;
производством и оборотом табачной продукции;
применением ККТ.
Кроме того ФНС выполняет также функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции.
Налоговые органы вправе:
· Требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
· Проводить налоговые проверки;
· При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
· Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
· Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
· Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
· Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся информации;
· Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
· Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
· Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
· Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков, экспертов;
· Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
· Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
· Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.