Методика «Социометрия»
Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.
Ход выполнения: эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику дается лист бумаги. В правом верхнем углу ученики пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из вопросов и предлагается ответить на него, записав на листах фамилии трех одноклассников, можно также указать тех, кого ни в коем случае не хотели бы выбрать для совместной деятельности (не более 3-х отрицательных выборов), однако настаивать на этом не рекомендуется. Вопросы могут быть записаны на листах.
Варианты вопросов:
- Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения?
- С кем из одноклассников ты отправился бы в опасное путешествие?
- С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?
- С кем из одноклассников ты хотел бы играть на перемене?
- С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?
- Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?
- Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки, кому бы ты мог их подарить? и т.п.
В целях мотивирования учащихся класса на выполнение теста классный руководитель после раздачи листка с вопросами может сопроводить процедуру диагностики устной инструкцией. Например:
«Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Работу надо обязательно подписать. Ваши ответы я не скажу другим ребятам. Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по математике, а личная точка зрения каждого из вас. Время на выполнение теста — 10 -15 минут».
Обработка
I этап: определение социометрического статуса.
По данным листов, заполненных школьниками, составляется матрица №1. Положительный выбор обозначается знаком «+», отрицательный выбор знаком «-».
Матрица №1
№ | Кого выбирают Кто выбирает | … | ||||||
Учащиеся | ||||||||
Антонова | + | - | - | - | + | + | - | |
Буланова | + | - | + | + | - | + | ||
Васильева | - | + | + | + | + | + | + | |
Яковлев | + | + | + | - | - | - | + | |
Сумма положительных выборов | ||||||||
Сумма отрицательных выборов | ||||||||
Количество взаимных выборов |
Анализ матрицы№1.
- Подсчитать для каждого ученика количество полученных положительных и отрицательных выборов.
- Определить количество взаимных выборов.
- Дать характеристику социометрического статуса школьников на основе полученных ими выборов, взаимных выборов и их соотношений: лидера(«звезды») – максимальное количество положительных выборов, «предпочитаемые» - достаточно больше количество положительных выборов, «принятые» - 2-3 положительных выбора, «изолированные» - нет никаких выборов, «отверженные» - получившие отрицательные выборы. Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика.
- На основе матрицы №1 составить концентрическую социограмму. В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором - получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем - менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.
Мальчиков обозначают треугольниками, девочек – кружками, поместив внутри номер, соответствующий фамилии по списку в матрице №1. Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.
Рис. 1
Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.
- Вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ):
,
где А – общее количество выборов, сделанных в эксперименте, А1 – число взаимных выборов. Высокий показатель взаимности – 67-100%, средний показатель – 33-67%, низкий – 0-33%.
- Определить уровень благополучия межличностных отношений. Для этого следует сравнить количество учащихся, имеющих высокий и средний статус (лидеры и «предпочитаемые») с количеством учащихся, имеющих низкий статус («принятые», «изолированные», «отверженные»). Уровень благополучия считается высоким, если большинство учащихся имеет статус лидеров и «предпочитаемых», равно количеству учащихся с более низким статусом; низким, если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом.
- Определить коэффициент изолированности (КИ). Для этого следует определить процент учащихся, имеющих статус «изолированных» и «отверженных». Чем выше КИ, тем ниже уровень благополучия межличностных отношений, тем хуже обстановка в классе. КИ считается высоким, начиная с 15%.
II этап: определение микрогрупп в классном коллективе.
Качественный анализ данных
Качественный анализ данных представляет собой текст в виде ответов на следующий ряд вопросов:
- Какие статусы преобладают в классе?
- Есть ли «звезды»?
- Каково соотношение непопулярных статусов в классе?
- Каковы причины изоляции или отверженности отдельных учащихся класса?
- Есть ли в классе устойчивые микрогруппы?
- По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?
- Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группах?
- Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?
- Как выглядит система отвержений?
- Есть ли в классе школьники с очень низким уровнем социальной рефлексии?
- Каковы причины низкой рефлексии (защитная реакция, низкий уровень умственного развития, инфантилизм. личностные нарушения)?
После проведения этого комплексного теста следует продумать коррекционную работу со всем классом либо с отдельными учащимися (изгоями, отверженными и т.д.)