Качественный анализ данных




Методика «Социометрия»

Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.

Ход выполнения: эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику дается лист бумаги. В правом верхнем углу ученики пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из вопросов и предлагается ответить на него, записав на листах фамилии трех одноклассников, можно также указать тех, кого ни в коем случае не хотели бы выбрать для совместной деятельности (не более 3-х отрицательных выборов), однако настаивать на этом не рекомендуется. Вопросы могут быть записаны на листах.

 

Варианты вопросов:

  1. Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения?
  2. С кем из одноклассников ты отправился бы в опасное путешествие?
  3. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?
  4. С кем из одноклассников ты хотел бы играть на перемене?
  5. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?
  6. Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?
  7. Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки, кому бы ты мог их подарить? и т.п.

 

В целях мотивирования учащихся класса на выполнение теста классный руководитель после раздачи листка с вопросами может сопроводить процедуру диагностики устной инструкцией. Например:

«Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Работу надо обязательно подписать. Ваши ответы я не скажу другим ребятам. Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по математике, а личная точка зрения каждого из вас. Время на выполнение теста — 10 -15 минут».

 

Обработка

I этап: определение социометрического статуса.

По данным листов, заполненных школьниками, составляется матрица №1. Положительный выбор обозначается знаком «+», отрицательный выбор знаком «-».

Матрица №1

Кого выбирают Кто выбирает            
  Учащиеся              
  Антонова + - - - + + -
  Буланова + - + +   - +
  Васильева - + + + + + +
  Яковлев + + + - - - +
  Сумма положительных выборов              
  Сумма отрицательных выборов              
  Количество взаимных выборов              

 

Анализ матрицы№1.

  1. Подсчитать для каждого ученика количество полученных положительных и отрицательных выборов.
  2. Определить количество взаимных выборов.
  3. Дать характеристику социометрического статуса школьников на основе полученных ими выборов, взаимных выборов и их соотношений: лидера(«звезды») – максимальное количество положительных выборов, «предпочитаемые» - достаточно больше количество положительных выборов, «принятые» - 2-3 положительных выбора, «изолированные» - нет никаких выборов, «отверженные» - получившие отрицательные выборы. Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика.

 

  1. На основе матрицы №1 составить концентрическую социограмму. В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором - получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем - менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольниками, девочек – кружками, поместив внутри номер, соответствующий фамилии по списку в матрице №1. Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.

Рис. 1

 

Для большей на­глядности или при большом количестве учащихся в клас­се указанные линии целесообразно вычерчивать различ­ными цветами.

 

  1. Вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ):

,

где А – общее количество выборов, сделанных в эксперименте, А1 – число взаимных выборов. Высокий показатель взаимности – 67-100%, средний показатель – 33-67%, низкий – 0-33%.

 

  1. Определить уровень благополучия межличностных отношений. Для этого следует сравнить количество учащихся, имеющих высокий и средний статус (лидеры и «предпочитаемые») с количеством учащихся, имеющих низкий статус («принятые», «изолированные», «отверженные»). Уровень благополучия считается высоким, если большинство учащихся имеет статус лидеров и «предпочитаемых», равно количеству учащихся с более низким статусом; низким, если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом.

 

  1. Определить коэффициент изолированности (КИ). Для этого следует определить процент учащихся, имеющих статус «изолированных» и «отверженных». Чем выше КИ, тем ниже уровень благополучия межличностных отношений, тем хуже обстановка в классе. КИ считается высоким, начиная с 15%.

 

 

II этап: определение микрогрупп в классном коллективе.

 

Качественный анализ данных

Качественный анализ данных представляет собой текст в виде ответов на следующий ряд вопросов:

    • Какие статусы преобладают в классе?
    • Есть ли «звезды»?
    • Каково соотношение непопулярных статусов в классе?
    • Каковы причины изоляции или отверженности отдельных учащихся класса?
    • Есть ли в классе устойчивые микрогруппы?
    • По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?
    • Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группах?
    • Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?
    • Как выглядит система отвержений?
    • Есть ли в классе школьники с очень низким уровнем социальной рефлексии?
    • Каковы причины низкой рефлексии (защитная реакция, низкий уровень умственного развития, инфантилизм. личностные нарушения)?

После проведения этого комплексного теста следует продумать коррекционную работу со всем классом либо с отдельными учащимися (изгоями, отверженными и т.д.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: