Развитие Юнгом этой концепции




 

В 1916 году Юнг описывает аниму и анимус в качестве структурных частей психики, которые дополняют персону (Юнг 1916/1966, par.507). Он описывает персону как «компромиссное образование между внешней реальностью и индивидуумом» и объясняет, что «анима тогда будет компромиссным образованием между индивидом и бессознательным, то есть миром исторических и первичных образов». Поэтому мужчина, имеющий очень маскулинную персону, будет иметь очень фемининную аниму.

Он объясняет это более точно в «Визионерских семинарах» 1925 года: «Анимус и анима должны функционировать в качестве моста или дверей, ведущих к образам коллективного бессознательно, так же как персона служит мостиком к миру» (Юнг 1961, par.392). Функция анимуса и анимы – создавать связь с глубинами психики.

Сложность начинаются, когда Юнг пытается описать содержание анимы.

 

Что характеризует анимус в противоположность аниме: если анима производит настроения, то анимус – мнения… Но в реальности эти мнения не продумываются вообще, они существуют в уже готовом виде, и их принимают с такой убежденность, что у женщины нет ни малейшего сомнения в их верности (Юнг 1928/1966, par.30-31).

 

Это высказывание привносит путаницу. Юнг описывает аниму и анимус или же специфическую стадию анимы и анимуса, когда эго-комплекс еще не сепарировался от материнского комплекса (настроения) или от отцовского комплекса (мнения)? В том же разделе можно найти следующее утверждение:

 

Анимус является хранилищем всего опыта предшествующих женщин в отношении мужчин. И не только это, он также является творческим существом… Он приносит нечто, что можно назвать… зародышами. Точно так же, как мужчина продвигается в своей работе благодаря творчеству своей внутренней фемининной натуры, так же внутренняя маскулинная сторона женщины дает семена творчества, способные оплодотворить фемининную сторону мужчины (Юнг 1928/1966, par.30-36).

 

Это утверждение часто приводится в феминистских дискуссиях как свидетельство того, что в юнговской концепции анимы и анимуса считается, что у мужчин более вдохновляющая фемининная природа, чем у женщин (внутренняя femme inspiratrice). И что Юнг отрицал естественную креативность женщин. Далее можно задаться вопросом, был ли Юнг не способен принять то, что мужчины не могут родить ребенка, считая, что мужчина имеет внутреннюю фемининную природу, стимулирующую творчество, не нуждающееся в реальной женщине. Здесь мы рискуем погрузиться в споры специалистов по гендеру. Конечно, его утверждение можно понимать так, как они его толкуют. Но если отталкиваться от идеи, что мужчины и женщины имеют и аниму, и анимус (постъюнгианское развитие теории), то это утверждение приобретает совершенно другое значение. Мы подходим ближе к идее древних греков, что дух вдохновляет душу, и через этот акт все вещи обретают существование.

Однако проблема описания гендерных ролей с некоторым обесцениванием женщин и идеализацией анимы присуща юнговской концепции. Невозможно отрицать, что Юнг был подвержен гендерным стереотипам своего времени, когда описывал аниму и анимус как архетипы.

В 1925 году в своем эссе о браке Юнг пишет: «Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины. Не образ той или иной конкретной женщины, а определенный образ фемининного» (Юнг 1925/1972, par.30-38). А женщины несут внутри себя вечный образ маскулинного. Здесь Юнг указывает на архетипическую природу анимы и анимуса и говорит о проекции этих внутренних фигур на реальных мужчин и женщин. Таково общее определение анимы и анимуса.

В том же тексте Юнг также говорит о проекции анимы и анимуса в контексте очарованности и влюбленности, которые служат основой для отношений, но часто могут вызывать глубоко подавленные эмоции и фантазии, порождающие проблемы идеализации, иллюзий и невозможности их осуществления, так что часто они переживаются как «судьба». Анима может принести самое глубокое понимание и побудить к лучшим рискованным поступкам в жизни человека (Юнг 1934/1976, par.62). То же можно сказать про анимус. В этом пункте Юнг уже не говорит об аниме и анимусе как о противоположных персоне.

В 1927 году в тексте «Разум и земля» он также исследует аниму и анимус. В юношестве констеллируется новый архетип: в мужчине это архетип женщины, анима, в женщине архетип мужчины, анимус. Анима и анимус были скрыты за образами родителей и находились под их сильным влиянием. Чем в большей степени молодой человек находится под влиянием родителей, тем вероятнее выбор объекта любви будет позитивным или негативным замещением родителей. Согласно Юнгу, это общая закономерность. Важно видеть, что анима и анимус основаны на родительских комплексах и архетипах, и что Юнг рассматривал изменения в юношестве не только в связи с сексуальным влечением, но также как духовный опыт, управляемый образами анимы и анимуса.

Юнг наблюдал некоторые паттерны проекций:

 

Анимус любит проецироваться на интеллектуалов и всех типов героев (включая певцов, художников и спортсменов). Анима относится ко всему бессознательному, темному, двусмысленному и неуправляемому в женщинах, и также к ее тщеславию, холодности, беспомощности и т.д. (Юнг 1946/71, par.521).

 

В 1936 году в тексте «Про архетипы и концепцию анимы» Юнг продолжает рассматривать развитие и утверждает, что молодой мужчина должен освободиться от одержимости анимой, вызванной его матерью (Юнг 1936/1976, par.146). В первой половине жизни молодой человек может справиться с потерей анимы, но во второй половине жизни потеря отношений с анимой приводит к утрате «витальности, гибкости и человечности» (Юнг 1936/1976, par.147).

Для процесса индивидуации, являющегося центральным элементом юнгианской теории, необходимо понять аниму и анимус, чтобы различать сознательную личность и их архетипические влияния. Если они будут поняты сознанием, то принесут креативность, придающую жизни смысл. Дифференциация между эго и анимой/анимусом является, согласно Юнгу, ключевым моментом анализа (Юнг 1934/1976, par.61-64).

В том же тексте в 1934 году он подчеркивает идею анимы и анимуса как архетипов:

 

Благодаря архетипу анимы мы вступаем в мир богов… Все, чего касается анима, становится нуминозным – необычным, опасным, табуированным, магическим (Юнг 1934/1976, par.59).

 

Он называет анимус архетипом смысла, а аниму – архетипом жизни (Юнг 1934/1976, par.66).

В 1936 году Юнг защищает свою теорию анимы и анимуса, ссылаясь на идею сигизии, показывая, что в самых разных мифологиях существует образ божественной пары, священного брака, и этот мотив так же универсален, как и само существование мужчин и женщин (Юнг 1934/1976, par.134). Он постулирует, что в сигизии выражен архетипический союз родителей, и анима соответствует матери. Эти архетипические образы сигизии или фантазийные образы, по Юнгу, более реальны, чем апперцепция реальности и, следовательно, становятся этой апперцепцией реальности, особенно в отношении родителей (Юнг 1934/1976, par.135-136).

В 1950 году в книге «Айон» Юнг описывает свою концепцию в разделе «Сигизия анимы и анимуса» (Юнг 1950/1976, par.20). В этом тексте он заявляет, что в фигурах анимы и анимуса выражена автономия коллективного бессознательного. «Создающий проекции фактор является анимой или, скорее, бессознательным, которое репрезентируется анимой» (Юнг 1950/1976, par.26). Этот текст проясняет, что анима и анимус могут быть реализованы только через отношения с партнером противоположного пола, потому что только такие отношения делают эти проекции действенными (Юнг 1950/1976, par.42).

В том же тексте Юнг расширяет свое утверждение, указывая, что не все содержания анимы и анимуса проецируются, и что многие содержания появляются во снах и могут быть привнесены в сознание только через процесс активного воображения (Юнг 1950/1976, par.39).

Когда анима и анимус становятся сознательными настолько, насколько это возможно, индивидуум больше не находится под их доминированием, ослабляются его иллюзии про отношения, и становится возможным более широкий диапазон эмоциональных и когнитивных переживаний. Эти достижения могут иметь место в любых эмоциональных отношениях с «другим». Сегодня мы могли бы усомниться в юнговском утверждении, что анима и анимус могут иметь место только в отношениях с партнером противоположного пола. Сегодня доказано, что люди того же пола могут нести образы анимы или анимуса. В 1954 году в «Mysterium Coniuncionis» Юнг сделал некоторые важные заключительные ремарки про аниму и анимус.

 

Поскольку дух является также «окном в вечность», бессмертным, как рациональный анимус, он передает душе определенный поток божественного, знание высших законов мироздания (Юнг 1954/1968, par.338).

 

И: «Если продукты анимы (сны, фантазии, видения, симптомы, совпадения) ассимилированы, переварены и интегрированы, они имеют благотворный эффект для роста и питания души» (Юнг 1954/1968, par.83).

И снова в этой своей последней книге Юнг подчеркивает идею, что анимус компенсирует женское сознание, которое он идентифицировал с эросом, а анима компенсирует мужское сознание, идентифицированное с логосом (Юнг 1954/1968, par.218-227).

Он также отстаивает идею более солярного сознания у мужчин и более лунного – у женщин. Посмотрим на происхождение этой идеи. В «Айон» Юнг заявлял, что анима соответствует эросу матери, а анимус – логосу отца. Для Юнга эрос означает психическую связанность, а логос – дифференциацию, объективное знание, интеллектуальные суждения.

 

Позитивный аспект анимуса выражает… духовные, философские и религиозные идеи или, скорее, вытекающую из них установку. Так что анимус (как и анима) является посредником между бессознательным и сознанием, а также персонификацией бессознательного… Так же, как анима дает отношения и связность мужскому сознанию, так анимус дает женскому сознанию способность к рефлексии, освобождению, самопознанию (Юнг 1950/1976, par.33).

 

 

Краткое обобщение

 

В отношении анимы и анимуса Юнг пишет об архетипах, функционирующих в качестве посредников между сознанием и бессознательным, особенно посредством образов. Он описывает динамический творческий аспект архетипа анимы и анимуса. Такой аспект, однако, присущ любой архетипической констелляции.

Можно считать, что анима и анимус репрезентируют бессознательное в данный конкретный момент.

Анима и анимус действуют на эго, вызывая очарование и нарушающие покой нуминозные переживания, которые вообще типичны для архетипических ситуаций.

Анима и анимус часто обнаруживаются в форме проекций на других людей. Поскольку они представляют центральное содержание бессознательного, это делает проецирующего очень зависимым от тех людей, на которые он их спроецировал. Для человека очень трудно не вести себя в соответствии с этими проекциями, приводящим к стереотипным высказываниям вроде «все женщины таковы». Когда проекция, помещенная на вас, растворяется, вы испытываете чувство, как будто вас отвергли. Вы понимаете, что вы были не тем, кем являетесь, не своей личностью, а лишь носителем проекций анимы или анимуса.

Анима и анимус переживаются главным образом в женско-мужских отношениях. И из-за того, что Юнг не ввел идею этих архетипов раньше и рассматривал аниму и анимус как комплементарные персоне, в его теории можно увидеть отражение гендерных стереотипов. С другой стороны, в 1930-х теория были изменена в отношении индивидуации женщин, которая понималась как вхождение в контакт с мужскими аспектами своей личности.

Когда Юнг идентифицировал аниму или анимус (даже считая их архетипами) с принципами эроса и логоса, снова возникла опасность гендерных стереотипов. Кажется несколько странным идентифицировать аниму с мужским греческим богом Эросом. Другой сомнительной идентификацией является то, что анима относится к чувствам, или, как мы могли бы сказать сегодня, к эмоциям, а анимус относится к мышлению или познанию. Здесь снова сыграли роль старые гендерные стереотипы.

Интересно отметить ссылку на мотив сигизии или архетип конъюнкции. В этой конъюнкции женско-мужская дихотомия преодолевается, и достигается баланс между мужскими и женскими аспектами психики. Для Юнга было важным подчеркивать креативность процесса становления собой.

Существует аспект психологии развития, связанный с этой концепцией, который не был ясно разработан Юнгом. Юнг чувствовал настороженность, когда он обнаружил аниму в своем воображении. Раннее определение анимы и анимуса имели патологический элемент. Можно заключить, что в то время анима была загрязнена материнским комплексом. В некоторых высказываниях Юнг заявлял, что родители являются первыми людьми, на которых проецируются анима и анимус (Юнг 1954/1968, par.226). Поэтому анима и анимус находятся под влиянием этих комплексов, что делает их «трудными» или привносит патологический элемент. Это может быть причиной того, что Юнг в позднем периоде придавал более позитивное значение аниме и анимусу, которые сепарированы от материнского и отцовского комплекса. Он говорил, что эти психические функции имеют позитивный эффект, когда они, насколько это возможно, интегрированы, и негативный эффект – когда отвергаются или оседают в проекциях.

Наконец, когда Юнг в поздних текстах ссылается на дух как на «окно в вечность», способное анимировать душу, это отличается от индивидуальной психологии, и концепция анимы и анимуса становится здесь гендерно нейтральной. То есть после реализации анимы и анимуса люди выстраивают связь с anima mundi и получают возможность постижения самого принципа жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: