Социальная среда детско-юношеского общественного объединения




Традиционными институтами социализации и социального воспитания в современном обществе являются семья и школа, но все большее значение приобретают детские общественные формирования (движения, объединения, организации), детско-взрослые сообщества, молодежные субкультуры и др.

Детское общественное объединение - это открытая социальнопедагогическая система в структуре единого культурно-образовательного прос гранства, концентрирующее свое внимание на мотивацию к творчеству, содействующую самоопределению подростков, обеспечивающую участие детей в социальных отношениях. В отличие от детского объединения, детская общественная организация характеризуется более устойчивыми связями между ее членами: фиксированным членством, наличием субординационных отношений (системы званий, поручений), структурой самоуправления и выборности, системой обучения и сменяемости актива, уставными требованиями к участникам, обязательностью участия в акциях, мероприятиях и т.д.

Современным детским и молодежным общественным организациям под силу способствовать решению многих задач социализации и воспитания подрастающего поколения в условиях модернизации всех отраслей отечественной экономики и социальной сферы. Детское общественное объединение, в силу своих специфических характеристик: оптимизм жизненного уклада, незарегламентированность программ, неформальность познавательной деятельности, добровольность участия ребенка в ДОО, расширение его прав и усложнение обязанностей, свобода выбора видов деятельности и своей роли в ней, - воплощает основные черты гуманистического воспитания.

Мы рассматриваем детское общественное объединение (далее - ДОО) как субъект социализации с методологических позиций ресурсного подхода, что позволяет оценивать потенциал, ресурсы и условия воспитательного влияния ДОО как управляемого процесса социализации. Основу понятий потенциал, ресурс и условие составляют философские категории возможности и действительности.

 

 

Применение идей ресурсного подхода в исследовании современного детского общественного движения требует постановки вопросов о возможностях и реальном наличии ресурсов для позитивной социализации и воспитания детей и подростков; о практике использования его уникальных ресурсов, конкурентных преимуществах в инфраструктуре детского досуга; о профессиональной компетентности взрослых, руководителей и организаторов детского общественного объединения, а также о взращивании лидеров из числа старших членов объединения и его выпускников. Рассмотрим основные понятия.

Социализирующий и воспитательный потенциал детского общественного движения чрезвычайно высок, так как формируется на основе социального заказа государства и общества. Детские объединения и организации создают возможности для педагогически управляемого развития и формирования личности ребенка, для регулируемой социализации детей и подростков, саморазвития и самореализации, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных норм, связей и опыта, но и создание новых.

Социальный заказ на воспитание, содержание и целевые ориентиры воспитания на федеральном уровне сформулированы Законом Российской Федерации «Об образовании», Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 г.г., Федеральными государственными образовательными стандартами, Программой духовнонравственного развития российских школьников:

- современный национальный идеал личности - это гуманистический идеал, который актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа»;

- определены основные направления развития личности: личностная культура; социальная культура; семейная культура;

- в характеристике личностных качеств подрастающего поколения востребованы такие качества, как самостоятельность, инициативность, опыт самоопределения, инновационное мышление и инновационное поведение, предприимчивость, способность к социальной инициативе и активному социальному действию.

Большинство ДОО базируется в учреждениях образования; меньшая часть находится в учреждениях культуры, спорта, в досуговых учреждениях или в помещениях нежилого фонда, предназначенных для работы с детьми. Развитие деятельности органов ученического самоуправления организовано в разнообразных, привлекательных для детей и юношества формах: школьные республики, парламенты, департаменты и даже министерства, - деятельность которых имеет ярко выраженную социальную направленность.

Воспитательный потенциал проводимых мероприятий составляют возможности для формирования у детей-участников ДОО мотивации к социальной пробе, опыту социального проектирования, для развития лидерских качеств и навыков самоорганизации.

К сожалению, социализирующий и воспитательный потенциал детского общественного движения как совокупность возможностей не превращается механически в ресурсы развития конкретного детского общественного объединения, а также в его воспитательные, инновационные и прочие ресурсы.

Основу ресурсного подхода составляют идеи создания уникальных ресурсов и организационных способностей (компетенций), которые определяют конкурентные преимущества той или иной организации.

Для создания и развития детского общественного объединения необходим комплекс ресурсов, которые определяют его специфику и уникальность услуг в сфере инфраструктуры детского досуга, формируются на принципах достаточности или избыточности и заключены в следующем:

- гуманистическом характере целей детских общественных объединений и организаций и их ориентации на общечеловеческие, нравственные ценности;

- принципах создания и функционирования (добровольности, интереса, социальной значимости деятельности, доверия, равноправия детей и взрослых и др.);

- многомерности системы отношений (межпоколенческих, межвозрастных, межполовых, формальных, ролевых, деловых, правовых, этических и эмоционально-ценностных);

- свободном характере социально ориентированной деятельности;

- наличии субкультур;

- социальном лидерстве;

- социальном творчестве;

- социальном партнерстве;

- равноправном членстве взрослых.

Положительное влияние на установление связей между подростковыми и молодежными организациями окажут: принятие отношений сотрудничества с подростками «на равных» со стороны молодежи; принятие подростками позиции молодежи как «старшего товарища», эксперта, советника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: