РЕФЕРАТ
на тему: «Методы маркетинговых исследований»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Принципиальная схема маркетинговых исследований | |
2. Методы маркетинговых исследований в регионе | |
2.1. Математико-статистические методы многомерного сравнительного анализа | |
2.2. Таксономические методы | |
3. Факторный анализ | |
4. Корреляционный анализ | |
5. Регрессионный анализ | |
Заключение | |
Используемая литература |
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая реформа, направленная на формирование рыночных отношений, вносит глубокие изменения в содержание и методы анализа социально-экономического развития, подготовку необходимой для этого анализа информации. Новая система анализа должна быть разработана в соответствии с современными требованиями на всех уровнях государственного и хозяйственного управления.
Соответственно возникла необходимость развития ряда новых направлений экономического анализа, изменения общей его методологии, в том числе и по традиционным направлениям, которые продолжаю сложившуюся ранее практику.
В связи с этим, значительные изменения необходимо осуществить в системе используемых при анализе статистических показателей. Они должны, во-первых, отражать происходящие в экономике новые процессы и, во-вторых, строиться с учетом современной организации статистики (постепенного отказа от сплошной отчетности, в том числе и в государственном секторе,широкого применения выборочных обследований и переписей, до счета ряда показателей).
В отличие от существовавшей практики, когда содержательная сторона экономического анализа предопределялась составом имеющихся, в ряде случаев неупорядоченно сложившихся показателей, теперь целесообразно реализовать иной подход к определению системы показателей— построить ее, исходя из направлений и содержания самого анализа.
Принципиальная схема маркетинговых исследований
Разработка принципиальной схемы маркетинговых исследований ставит целью:
- представить во взаимосвязанной форме механизм функционирования российской экономики;
- исходя из этого сформировать основные направления анализа происходящих в экономике процессов;
- определить систему показателей, необходимых для такого анализа. Обоснование такой системы имеет существенное значение и для решения другой не менее важной задачи —определения с учетом новых условий современных подходов к организации всей системы статистической информации с тем, чтобы обеспечить:
- получение новых показателей;
- изменение при необходимости методологии исчисления применяемых показателей;
-информационное обеспечение потребностей экономического анализа в целом;
- определение принципов дальнейшего развития системы статистической информации.
Разработка схемы предполагает, наряду с обобщением прежней статистической практики и методологии экономического анализа, теоретическое обоснование разрабатываемой схемы. В этом отношении указанная работа выходит за традиционные рамки исследований и разработок в области статистики, соприкасается с решением ряда социально-экономических проблем переходного периода.
Это обстоятельство вносит дополнительные ограничения в подготовку принципиальной схемы анализа. Сложившейся отечественной теории экономики переходного периода и, тем более,теории рынка на сегодняшний день не существует, и вряд ли она в ближайшее время будет создана. К тому же в современных условиях ни одна из имеющихся версий таких теорий не может выступать в качестве официальной, государственной.Скорее всего, можно предположить, что на российском экономическом теоретическом рынке будут конкурировать идеи различных школ, подобно тому, как это имеет место в других развитых странах, где продолжается сосуществование и развитие монетаризма и либерализма, с одной стороны, кенсианства и теории государственного регулирования рынка и социального развития общества в целом — с другой. В России, кроме того,подобно другим бывшим социалистическим странам, сильны традиции и влияние марксизма, и было бы ошибкой исключить возможности развития его теоретического наследия. Из этой гипотезы вероятного состояния экономической науки вытекают следующие выводы относительно характера теоретического обоснования схемы анализа:
- во-первых, оно должно исходить из учета современного состояния экономической теории и осуществляться в рамках, не превышающих практические потребности разработки названной схемы;
- во-вторых, его можно было бы ограничить обоснованием минимума исходных положений, приемлемых для сторонников различных теорий в расчете на то, что развитие последних будет осуществляться вне границ разработки схемы анализа, иными силами и в другие сроки.
Разработка принципиальной схемы была начата в Аналитическом управлении Госкомитета России весной 1994 г. Проект принципиальной схемы был рассмотрен на заседании Коллегии Госкомстата России в ноябре 1994 г., и проведенная на первом этапе работа получила одобрение. Подготовку материалов по схеме намечено скоординировать с основными направлениями информатизации государственной статистики в 1995—1997 гг. В настоящее время в основном сформулирован перечень блоков и состав включенных в них показателей. В первую очередь определились показатели новых, нетрадиционных по своему содержанию блоков.
Предмет маркетинговых исследований — процесс социально-экономического развития общества в различных его аспектах и взаимосвязях — является тем же, что и в других областях экономической статистики. Схема маркетинговых исследований строится на базе существующей отраслевой статистики, системы экономических балансов и моделей(создаваемой системы национальных счетов, межотраслевого баланса и других) и взаимодействует с уже сложившимися и новыми направлениями развития отдельных разделов статистики. Вместе с тем она расширяет возможности системного анализа процесса социально-экономического развития и открывает ряд новых его направлений.
Принципиальная схема анализа охватывает все имеющиеся массивы информации, системы экономических балансов и моделей, включая уровень предприятий, и определяет формы использования соответствующих данных применительно к содержательной стороне (направлениям анализа), а именно — изучению, прогнозированию и удовлетворению потребностей в товарах и услугах.
Уровни анализа
Макро |
|
|
Микро |
Направления анализа:
• динамика народного хозяйства;
• решение социальных проблем;
•инфляция;
• развитие отраслей;
• инвестиции и технический уровень производства;
• развитие регионов;
• финансовое положение;
•внешнеэкономическая деятельность;
•экономические реформы;
•экономическая безопасность;
• место России в мировой экономике (для регионов — в российской).
Расшифровка основных направлений применительно к территориальному уровню:
- динамика и пропорции экономики, сбалансированность ее развития;
- решение социальных проблем, жизненный уровень населения, сбалансированность потребительского рынка, демографические процессы;
- инфляция, динамика цен, финансовое обращение, курс рубля;
- развитие отраслей, демонополизация и структурная перестройка производства, реализация важнейших программ регионального развития;
- инвестиции, технический уровень, развитие производственного потенциала;
- развитие регионов, социально-экономическое положение республик, краев, областей, районов и других территорий;
- финансовое положение экономики, рентабельность, состояние расчетов, сбалансированность бюджетов;
-внешнеэкономическая деятельность, экспорт и импорт, межрегиональное взаимодействие;
-экономическая реформа, формирование многоукладной экономики, формирование рыночной среды и инфраструктуры рынка.
Любая из этих проблем может изучаться самостоятельно, вместе с некоторыми другими направлениями анализа по суженному, либо полному перечню в разном сочетании отдельных его направлений.Выбор направлений в каждом случае будет обусловлен задачами анализа, его масштабом и сроками, которые должен определять заказчик.