Сегодня уровень конкуренции между государственными образовательными учреждениями, прежде всего школами, незначителен. Ни у директора, ни у учителя не возникает необходимости бороться за ученика и его родителей, привлекать их в свою школу качеством образования и уникальностью программы. Необходимо создать условия, когда директор и учитель будут понимать, что перед ним не просто ученик и его родитель, а потребитель образовательной услуги, оплачивающий их работу. Это приведёт к здоровой состязательности и,
как следствие, к повышению качества образования и эффективности управления образовательным процессом. Кроме этого, атмосфера здоровой конкуренции позитивно отразится на решении важнейшей задачи – формировании системой образования конкурентоспособной личности. Должны быть созданы условия, при которых значительная часть финансирования образовательных учреждений предоставляется на грантовой основе.
Принцип «Прозрачность и открытость образования»
Образование – фундамент общества. Закрытость этой системы порождает недоверие и создает почву для неэффективной работы и злоупотреблений. Система образования нового поколения характеризуется полной открытостью и прозрачностью, широким участием в ее управлении институтов гражданского общества. Стратегия предполагает ряд проектов, направленных на информирование граждан о функционировании системы образования, на пропаганду важности и необходимости качественного образования, повышение роли каждого в своем развитии и развитии своих детей.
Механизм реализации Стратегии
Комиссия по разработке и реализации Стратегии:
• утверждает Стратегию;
|
• определяет приоритеты в реализации Стратегии;
• обеспечивает контроль над реализацией Стратегии.
Государственный Совет Республики Татарстан:
• обеспечивает законодательное сопровождение реализации Стратегии;
• проводит с привлечением общественности слушания о ходе реализации Стратегии.
Кабинет Министров Республики Татарстан:
• утверждает программы и планы Стратегии;
• осуществляет ресурсное обеспечение реализации Стратегии.
Министерство образования и науки Республики Татарстан:
• формирует предложения по программам и планам реализации Стратегии;
• обеспечивает исполнение программ и планов реализации Стратегии;
• осуществляет координацию органов государственной и муниципальной власти, организаций и учреждений, участвующих в реализации Стратегии;
• обеспечивает интеграцию Стратегии с федеральными программами и проектами в области образования.
Основные направления реализации Стратегии
Дошкольное образование
1. Повышение эффективности системы дошкольного образования:
• создание единой электронной республиканской базы очередности в дошкольные образовательные учреждения;
• повышение финансовой самостоятельности учреждений дошкольного образования;
• совершенствование систем подушевого финансирования и муниципального заказа.
2. Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений:
• ввод новых, а также реконструированных зданий для дошкольных образовательных учреждений, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
• возвращение бывших зданий дошкольных образовательных учреждений;
|
• стимулирование государственно-частного партнерства по увеличению охвата различными формами дошкольного образования, развитие семейных и иных форм детских образовательных учреждений и отдельных групп;
• разработка новых форм предоставления услуг для детей до 3 лет и их семей (центры развития детей с временным пребыванием детей и с домашними посещениями, предоставление информации родителям);
• разработка и апробация новых форм организации и управления муниципальными системами дошкольного образования.
• поддержка инновационных программ и форм предоставления услуг на конкурсной основе.
3. Развитие национального образования в дошкольных образовательных учреждениях:
• совершенствование методов обучения родному языку и культуре своего народа на основе современных методических и программных продуктов;
• разработка и внедрение новых методов билингвального обучения;
• разработка и апробирование образовательно-познавательных и игровых электронных ресурсов для детей дошкольного возраста.
4. Развитие системы оценки качества предоставляемых услуг:
• разработка и внедрение новых форм оценки качества услуг дошкольных образовательных учреждений.
Общее (школьное) и дополнительное образование детей:
1. Повышение эффективности системы управления образованием:
• введение вертикально-интегрированной контрактной системы отношений всех участников образовательного процесса;
• совершенствование механизмов ресурсного обеспечения системы образования;
|
• переход на новую (отраслевую) систему оплаты труда;
• создание фондов целевого капитала (эндаумента);
• создание электронной системы управления образованием.
2. Создание новой системы оценки качества работы учителей / школ / муниципальных систем:
• внедрение интегрированной системы аттестации учителей, основанной на учёте достижений их учеников;
• введение самостоятельной диагностики школ и совершенствование практики внешних инспекций;
• оснащение школ инструментарием программирования собственной деятельности (программа развития школы, программа информатизации школы и т.д.);
• внедрение в школьную практику систем оценивания, как на уровне класса, так и на уровне муниципалитета;
• участие татарстанских школ в международных и российских исследованиях качества образования.
3. Создание республиканской системы профессиональной ориентации учащихся.
4. Реорганизация сети образовательных учреждений с целью повышения эффективности её функционирования.
5. Грантовые проекты по развитию кадрового потенциала системы образования:
• стимулирование повышения качества и результативности работы действующего педагогического корпуса (проект «Наш действующий учитель»);
• привлечение нового поколения учителей – учителей-лидеров (проект «Наш новый учитель»);
• обучение в ведущих образовательных центрах менеджеров системы образования, обеспечение должностного роста и ротации кадров (проект «Эффективный менеджер в образовании»).
6. Формирование новой системы повышения квалификации и переподготовки работников образования на основе внедрения бюджетного сертификата педагога и модульного принципа его обучения.
7. Внедрение современных образовательных стандартов и технологий:
• переход на образовательные стандарты нового поколения;
• разработка и апробация инновационных технологий обучения;
• создание экспериментальных образовательных площадок.
8. Развитие национального образования:
• разработка и внедрение обучающих комплексов нового поколения с широким использованием мультимедийных средств;
• совершенствование подготовки педагогов национального образования.
9. Создание единого электронного образовательного пространства:
• развитие мультимедийных форм обучения;
• стимулирование сетевой активности учителей;
• преодоление информационного неравенства;
• он-лайн и дистанционное образование;
• единая республиканская инженерно-сервисная служба;
• формирование системы электронных образовательных ресурсов;
• разработка билингвального и мультилингвального электронного образовательного контента.
10. Работа с одаренными детьми:
• создание системы целенаправленного и непрерывного поиска и сопровождения одаренных детей;
• развитие сети специализированных школ-центров творческого развития, центров для одаренных детей и молодежи различного профиля;
• создание круглогодичного загородного центра для одаренных детей.
11. Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
• создание системы раннего выявления рисков для детей;
• обеспечение доступности качественного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей;
• работа с семьями, чьи дети оказались в трудной жизненной ситуации.
12. Совершенствование обучения иностранным языкам и международного сотрудничества:
• обеспечение доступа к ведущим мировым электронным библиотечным системам для школ РТ;
• привлечение педагогов-носителей языка к работе в образовательных учреждениях РТ;
• повышение квалификации учителей английского языка с привлечением международных экспертов;
• организация прохождения учителями иностранного языка международных языковых тестов;
• развитие сети партнерских отношений между иностранными и татарстанскими образовательными учреждениями.
13. Повышение качества нравственного воспитания и физического развития детей:
• усиление гражданско-патриотической составляющей в воспитании ребенка на всех уровнях образования;
• развитие детского волонтерского движения;
• поддержка образовательных учреждений, реализующих программы развития детских общественных организаций;
• развитие школьных социальных проектов;
• развитие системы психолого-педагогической службы муниципальных образований РТ;
• развитие системы физической подготовки и здоровьесбережения школьников;
• организация мониторинга двигательной подготовленности и физического развития учащихся;
• увеличение количества и качества уроков физической культуры в школах РТ;
• внедрение механизма единого сертификата на услуги учреждений дополнительного образования.
14. Развитие научно-технического творчества детей и молодежи:
• развитие сети кружков научно-технической направленности;
• создание интерактивного музея науки и техники;
• организация взаимодействия научно-технических кружков с вузами, научно-исследовательскими и производственными предприятиями;
• организация конкурсов по робототехнике, программированию, моделированию и другим перспективным направлениям научно-технического развития;
• организация грантовых научно-технических программ для детей и молодежи по реализации практикоориентированных задач.
Профессиональное образование:
1. Интеграция профессионального образования с региональной экономикой:
• участие работодателей в разработке программ подготовки специалистов, в организации и реализации учебного процесса;
• осуществление оценки качества подготовки специалистов и присвоение квалификаций с участием работодателей;
• создание республиканской системы профессиональной ориентации учащихся;
2. Создание республиканской системы управления качеством профессионального образования:
• проведение мониторинговых исследований качества образовательных услуг;
• целевая грантовая поддержка перспективных образовательных программ и проектов, работающих на потребности республики.
3. Разработка программ и подготовка студентов по ключевым для Республики Татарстан специальностям на уровне лучших международных стандартов:
• межвузовская кооперация;
• привлечение лучших преподавателей РФ и других стран для работы на данных программах;
• привлечение талантливой молодежи для подготовки студентов по ключевым специальностям для Республики Татарстан.
4. Учреждение Президентской стипендии для победителей и призеров Всероссийской и международных олимпиад, обучающихся в вузах на территории Республики Татарстан.
5. Развитие прикладных компетенций управленческого и профессорско-преподавательского состава вузов (стажировка преподавателей инженерно-технических вузов на производственных предприятиях, педагогических вузов - в школах и т.д.).