Введение
Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы (далее Стратегия) разработана с целью преодоления негативных тенденций, связанных с падением качества образования, низкой экономической эффективностью функционирования отрасли образования и их влиянием на инновационное развитие Республики Татарстан. Стратегия исходит из основополагающих федеральных и республиканских нормативно-правовых актов и программ в данной сфере, полностью соответствует Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом
Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 года. Стратегия разработана с учетом анализа состояния образования в мире, Российской Федерации и Республике Татарстан, в ней определены цель и задачи, сформулированы ключевые принципы развития отрасли, представлены основные мероприятия и проекты по уровням образования. Стратегия реализуется поэтапно с учётом приоритетности и уровня ресурсного обеспечения. Стратегия утверждается Комиссией по разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы. Перечень конкретных мер, исходя из этапов реализации, определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан. Головным исполнителем мероприятий и проектов является Министерство образования и науки Республики Татарстан, которое формирует подчиненные целям и задачам Стратегии нормативно- правовые и организационные условия для участия в реализации Стратегии органов государственной и муниципальной власти всех уровней, образовательных учреждений и иных заинтересованных организаций.
|
Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является кадровое и научно-технологическое обеспечение инновационного развития Республики Татарстан, формирование и удовлетворение потребности человека в развитии и получении знаний. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• создание интегрированной модели управления и финансирования республиканской системы образования, ориентированной на результат;
• повышение кадрового потенциала системы образования и престижа профессии педагога;
• усиление интеграции образования с региональной экономикой;
• обеспечение инновационного характера образования;
• развитие электронного образования;
• развитие и укрепление межнациональных коммуникаций через систему национального образования;
• повышение качества изучения иностранных языков и расширение международного сотрудничества в образовании;
• формирование ментальности лидерства у детей и молодежи;
• обеспечение условий для формирования нравственно и физически здоровой личности;
• формирование системы работы с талантливыми и одаренными детьми;
• создание условий для научно-технического творчества детей и молодежи;
• совершенствование работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Ключевые принципы Стратегии
Принцип «Объективная оценка работы каждого»
При организации процессов модернизации важно изначально определить механизмы и критерии оценки качества работы всех участников образовательного процесса: педагогов, для которых необходима новая система аттестации, руководителей образовательных учреждений, систем муниципального и республиканского образования, работа которых должна оцениваться по совокупности показателей качества образования и экономической эффективности деятельности. Такие механизмы и критерии должны быть понятны, прозрачны, измеримы и объективны.
|
Принцип «Финансирование результата»
Ключевой проблемой российского образования, доставшейся в наследство от советской, является финансирование процесса образования, а не его результата. Сегодня, по сути, ни учитель, ни менеджер в образовании не несет ответственности за качество образования. В Стратегию заложен принцип: чем выше результаты образовательной деятельности, тем выше соответствующее финансовое обеспечение.
Принцип «Ресурсы в обмен на обязательства»
Система управления образованием в России построена на принципах делегирования полномочий. Такой подход доказал свою эффективность. Однако, если на уровне «федеральный центр – регион» этот процесс прозрачен и понятен всем его участникам, то процессы на уровне «регион – муниципальное образование» до сих пор не проработаны. При определении субвенций муниципальным образованиям существует ряд повышающих коэффициентов и надбавок. Это приводит к консервации застарелых, неэффективных форм и методов управления и организации образования на местах. В Стратегии предполагается разработать и закрепить механизм ежегодного определения взаимных обязательств республики и муниципалитета. Этот процесс должен осуществляться индивидуально, с учетом специфики каждого муниципального образования, но основываться на единых принципах и базовых значениях. Его итогом должен стать нормативный документ, закрепляющий взаимные обязательства. Аналогичным образом строятся отношения между муниципальным образованием и школой, между школой и учителем. Таким образом, возникает прозрачная система финансирования всей вертикали образования: республика – муниципалитет – школа – учитель.