Образование в Республике Татарстан




Активное социально-экономическое развитие Республики Татарстан требует формирования инновационной экономики, основанной на знаниях. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость кардинального обновления системы образования региона. Главным фактором успешности инновационного развития Татарстана становится человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения способы деятельности, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Такого человека может подготовить только эффективная, ориентированная в будущее система образования. Сложившаяся на сегодняшний день система образования в Республике Татарстан характеризуется наличием ряда проблем и

противоречий:

• снижение качества образования на всех уровнях.

Появившиеся в последние годы технологии количественных измерений, в том числе единый государственный экзамен и аналогичные ему механизмы контроля, позволяют объективно оценивать качество работы учреждений образования. Результаты последних лет показывают, что уровень качества образования имеет нисходящую тенденцию;

• образовательные уровни не имеют эффективных связей

и механизмов согласования. У всех участников образовательного процесса и у общества в целом есть понимание необходимости непрерывного образования с согласованной целью и задачами. Но реализации такой модели препятствует ряд негативных факторов – отсутствие единого понимания ее структуры и инструментов реализации, неэффективное распределение полномочий управления среди уровней государственной власти, инертность работодателей и т.д.;

• низкая экономическая эффективность системы образования. Объем денежных средств, выделяемых на функционирование и развитие образования, расходуется недостаточно эффективно. Например, значительная часть от консолидированного бюджета общего образования направляется на финансирование малокомплектных школ, в которых трудно обеспечить современный уровень качества образования. Это приводит к тому, что в точках роста образовательной системы возникает бюджетный дефицит, который негативно отражается на общем потенциале развития системы

• недостатки в кадровом обеспечении системы образования Республики Татарстан. Анализ лучших образовательных систем показывает, что для достижения высокого качества образования роль хорошего учителя является приоритетной. Оснащение школы современными учебными средствами, создание комфортных условий для обучения не дадут желаемого эффекта без существенного повышения кадрового потенциала отрасли. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации требуют серьезной модернизации;

• устаревание инфраструктуры и материально-технической базы системы образования. Активное развитие и усложнение технологий влечет за собой потребность в соответствующем темпам развития общества обновлении парка средств обучения;

недостаточная степень интеграции с региональной экономикой. Система образования не имеет эффективных механизмов двусторонней связи с реальным сектором экономики региона. Это приводит к ошибкам в направлениях и содержании подготовки специалистов, к необходимости формирования излишних объемов последующего корпоративного обучения. Необходимо создавать условия для участия бизнеса в формировании программ профессионального образования, оценки качества подготовки специалистов и

эффективности работы учреждений образования;

• слабая инфраструктура научно-технического творчества детей и молодежи. Существовавшая с советских времен система научно-технических кружков для детей и молодежи практически потеряна. Важно понимать, что именно на этапе школьного развития ребенка в него можно заложить постоянный интерес к науке и технике, сформировать устойчивую привычку к умственному и физическому труду, создать мотивацию для самообучения и саморазвития. Татарстанский бизнес имеет возможность активно содействовать развитию этого направления, так как это прямые инвестиции в человеческий капитал;

отсутствие системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. Сегодня эта деятельность в основном сведена к выявлению одаренных детей путем проведения олимпиад и конкурсов разного уровня и предметной направленности. Однако в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью практически отсутствует система сопровождения их развития и закрепления на более высоких уровнях образования и экономики;

необходимо создать и обеспечить эффективную функциональную систему целенаправленного и непрерывного выявления, отбора, сопровождения и закрепления одаренных детей от детского сада до вуза, создание круглогодичного центра для одаренных детей, создание и развитие сети специализированных школ-интернатов, центров для одаренных детей и молодежи различного профиля, повышение эффективности работы учреждений дополнительного образования детей по данному направлению.

• дефицит учреждений дошкольного образования.

Необходимо, однако, понимать, что первым шагом здесь должен стать комплексный аудит этой потребности. Значительные государственные инвестиции, которых потребует развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, должны иметь обоснование в виде реальных данных о потребностях населения.

• низкая эффективность национального образования.

Республика Татарстан – субъект, где развитие татарского языка, литературы и культуры поддерживается на государственном уровне. Однако, значительные средства, вкладываемые республикой в это направление образования, на сегодняшний день дают крайне низкие результаты.

разбалансированность системы профессионального образования. Опасные дисбалансы сложились по уровням профобразования с явным доминированием высшего образования; по направлениям подготовки (количество обучающихся по социо-гуманитарным специальностям превышает число обучающихся по

естественно-научному и инженерно-техническому направлениям); по формам обучения (заочные формы превысили очные). Наряду с вышеизложенными существует также целый ряд проблем разных уровней системы образования – начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. Для каждого из этих уровней образования характерна своя ситуация с качеством образования. В рамках разработки Стратегии был проведен SWOT-анализ существующей системы образования Республики Татарстан, итоги которого суммированы в табл. 1 (стр. 28-29). Инфраструктура системы образования Республики Татарстан, её управление, содержание и технологии обучения, и самое главное – ментальность всех участников образовательного процесса не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к системе образования. Назрела необходимость разработки комплексного программного документа, определяющего основные направления модернизации региональной системы образования с учетом радикально изменившегося мира. При разработке Стратегии изначально было определено, что модернизация затронет все уровни образования и будет системной и непрерывной. Реализацию такого подхода способна обеспечить лишь совокупность программ развития каждого уровня образования, объединенная единым стратегическим видением и подчиненная общей цели и задачам.

 

 

 

 

Таблица 1. SWOT-анализ системы образования Республики Татарстан

8.Паспорт Стратегии




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: