Тема: Методы исследования дорожного движения
Цель лекции: дать будущим магистрам направление подготовки 190700 (23.04.01) «Эксплуатация транспортных процессов», профиля подготовки «Организация и безопасность движения» знания ометодах стационарных наблюдений.
План:
1. Метод стационарных наблюдений.
2. Исследование скорости движения транспортного потока.
3. Исследование скорости движения одиночного автомобиля.
Литература:
1. Кременец Ю. А., Печерский М. П., Афанасьев М. Б. Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов. -М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.-279с.
2. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организации дорожного движения: Учебник для вузов. -М.: Транспорт, 2001.-255с.
3.Пржибыл П., Свитек М. Телематика на транспорте. Перевод с чешского О. Бузека и В. Бузковой./ Под ред. Проф. В. В. Сильянова.-М.:МАДИ (ГТУ), 2003.-540с.
Метод стационарных наблюдений.
Методами стационарных наблюдений могут оцениваться скорости, траектории движения и интервалы между проездами автомобилей. Для оценки этих показателей могут использоваться ряд приборов: секундомер, кинокамеры, многоперьевой самописец и радиолокатор.
Наиболее простым и удобным при полевых работах инструментом является секундомер. Точность измерения секундомером составляет 0,3 сек. Для измерения скоростей движения с секундомером выбирают мерный участок (базис). Длинна базиса в пределах 50 м (для участков с скоростью до 60 км/ч) до 100 м на участках дороги с более высокими скоростями.
Величину скорости определяют по продолжительности проезда автомобилем этого участка. Для точного фиксирования момента входа и выхода с базиса устанавливают по концам участка вешки или наносят пунктирные линии.
|
Исследование скорости движения транспортного потока
Для исследования скоростей потока движения автомобилей нами был выбран участок дороги, проходящей по улице Г. Исакова (Рисунок 1), протяженностью 100 м.
Рисунок 1 – Схема участка, на котором выбран базис измерения
Замеры выполнялись методом стационарных наблюдений, при помощи секундомера. Продолжительность замера составляла 20 минут.
Первый этап обработки данных наблюдений заключается в составлении сводки (Таблица 1). Для составления сводки объединяют все значения скоростей, полученных в результате наблюдений, в разряды.
Для получения ряда значений скоростей определяют частоту, частость и накопленную частость. Частота – это число автомобилей, движущихся со скоростью, соответствующей определенному разряду. Частость – это отношение частоты, соответствующей рассматриваемому разряду, к общему числу произведенных замеров. Сумма частотей всех разрядов равна 100%.
Таблица 1 – Значения разрядов и сводки (замеры взяты за 20 мин.)
Разряды. Км/ч | Сводка | Частота, шт. | Частость, % | Накопленная частость, % |
35–40 | 11,3 | 11,3 | ||
40–45 | 24,5 | 35,8 | ||
45–50 | 9,5 | 45,3 | ||
50–55 | 18,8 | 64,1 | ||
55–60 | 22,6 | 86,7 | ||
60–65 | 13,3 | |||
Таблица 2 – Значения разрядов и сводки (замеры взяты за 1 час.)
Разряды. Км/ч | Частота, шт. | Частость, % | Накопленная частость, % |
35–40 | 11,3 | 11,3 | |
40–45 | 24,5 | 35,8 | |
45–50 | 9,5 | 45,3 | |
50–55 | 18,8 | 64,1 | |
55–60 | 22,6 | 86,7 | |
60–65 | 13,3 | ||
|
По данным таблицы 2 построим кривую распределения и кумулятивную кривую, на основании делаются выводы о скоростях движения (Рисунок 2).
а)
б)
Рисунок 2 – Статистическая обработка результатов наблюдения