Факторы, влияющие на величину и структуру товарных запасов




 

Факторы влияния на величину и структуру товарных запасов разделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам относят:

. Факторы производства: объёмы, ритмичность и сезонность производства товаров, качество промышленной и сельскохозяйственной продукции, её соответствие запросам потребителей и установленным стандартам качества и безопасности, насыщенность товарных рынков, физико-химические свойства товаров, размещение и удалённость центров производства от центров потребления.

Только насыщение рынка товарными ресурсами, соответствующее покупательскому спросу, позволяет правильно организовать торговую деятельность. Рост объёмов товарных ресурсов, расширение их ассортиментной структуры, доведение качества товаров до мировых стандартов являются условиями, которые позволяют торговле удовлетворять постоянно изменяющийся спрос потребителей. Это, в свою очередь является основой для роста розничного товарооборота при оптимальном размере товарных запасов. Если в процессе доведения товаров от производителей до потребителей происходит сбой, что товарные запасы скапливаются в каналах товародвижения, нарушается платёжная дисциплина, возникают проблемы в реализации товаров.

Сезонность производства может быть обусловлена сезонным характером поступления сельскохозяйственного сырья для производства того или иного вида товара. При удалённости от пикового периода сезонности производства, отпускные и оптовые цены возрастают, более трудно производится поиск поставщиков, что в результате может привести к дефицитности такого товара. Для снижения сезонности поставок, организации торговли создают сезонные товарные запасы [15, с. 268].

Насыщенность товарных рынков товарными ресурсами зависит от уровня конкуренции среди товаропроизводителей. Чем выше конкуренция среди производителей и поставщиков, тем больше выбор поставщиков товаров у торговой организации. При этом имеются возможности для поставок товаров по более лучшим условиям: предоставление организация торговли более больших скидок, обеспечение необходимым объёмом и ассортиментом товаров, обеспечение требуемой для организации торговли ритмичности поставок, заключение долгосрочны договоров, установление более приемлемых режимов по платежам за поставленные в торговую организацию товары. Всё это способствует уменьшению товарных запасов в розничной торговой сети.

Физико-химические свойства товаров определяют сроки их хранения, а следовательно, и частоту поставок, скорость их обращения. Например, высокая частота поставок характерна для скоропортящихся товаров.

. Транспортные условия и организация поставок: звенность товародвижения, необходимость досрочного завоза товаров в труднодоступные районы страны, вид транспорта, используемый при перевозках, формы перевозок (маршрутные, повагонные, контейнерные), изменение средней дальности и скорости доставки товаров, степень ритмичности поставок по срокам и объемам. Чем хуже транспортные условия, тем большие товарные запасы нужны для обеспечения бесперебойной работы торговых объектов [38, с. 271].

. Факторы спроса. Если у торговой организации возникают большие колебания в структуре товарооборота, это свидетельствует об импульсивности и ажиотажности спроса или его периодичности, что требует больших товарных запасов для поддержания нормальной реализации товаров в критические периоды повышения спроса. Следовательно, необходимо глубокое изучение и прогнозирование покупательского спроса для оптимизации объема и структуры запасов.

Объём и структура платежеспособного спроса обусловлены платежеспособностью населения. Рост денежных доходов населения ведёт к увеличению объема покупательского спроса и изменению его структуры, а следовательно, к возрастанию розничного товарооборота, ускорению товарооборачиваемости. Эта зависимость реализуется лишь в случае соответствия товарного ассортимента спросу покупателей.

Колебания спроса возникают, когда его фактический уровень по каким-либо причинам не соответствует прогнозному. При повышенном спросе может образоваться дефицит товаров, и у торговых организаций появится возможность для увеличения товарооборота и получения прибыли; при пониженном - накапливаются объёмы нереализованных товаров, что ведёт снижению товарооборачиваемости и накоплению избыточных товарных запасов.

Соответствие товарного предложения спросу покупателей является важнейшим показателем эффективности торговли. Сбалансированность спроса и предложения по общему объёму создает предпосылки для увеличения покупательского интереса к совершению покупок в соответствии со своими предпочтениями. Перед организацией торговли ставится задача более глубокого изучения всех видов спроса (неудовлетворённого, формирующегося, отложенного и т.д.), совершенствования договорных отношений с поставщиками, чтобы не допускать появления признаков отрицательного воздействия рынка на эффективность использования товарных запасов.

Уровень цен играет огромную роль в формировании товарных запасов торговли. Одним из условий создания больших запасов в торговле является ожидание повышения уровня цен. При растущих темпах инфляции наблюдается рост товарных запасов. Таким образом торговые организации пытаются защитить свои финансовые ресурсы в расчёте на получение дополнительного дохода за счёт разницы между ценами закупки и продажи товаров [22, с. 24].

Наиболее пристальное внимание торговых организаций должно убеляться факторам внутренней среды, т.к., в сравнении с внешними факторами, на эти факторы она имеет непосредственное влияние, что позволяет более гибко реагировать на происходящие изменения.

К внутренним факторам, определяющим размер товарных запасов и товарооборачиваемость относят:

. Торговые условия, которые охватывают объём и структуру товарооборота, распределение запасов в торговле, продажу товаров на условиях консигнации, ритмичность поставок, характер ассортимента.

Объём, структуру и темпы изменения товарооборота связывает зависимость: при увеличении объёма товарооборота растут и товарные запасы. Однако данная зависимость не прямо пропорциональна. Эффективным считается соотношение, когда темп роста товарных запасов значительно отстает от темпа роста товарооборота.

Распределение запасов между товаропроизводителями, оптовыми и розничными звеньями торговли должно происходить с учётом интересов всех сторон.

Закупка товаров непосредственно у производителей, по прямым хозяйственным связям позволяет приобретать их в необходимом объёме, в короткие сроки и по более низким ценам, с тем чтобы реализовать в лучшее для продажи время и по более высоким рыночным ценам, всю торговую надбавку оставив себе. Однако поскольку товаропроизводители заинтересованы в работе с крупными покупателями, торговым организациям приходится приобретать товары большими партиями, требующими подработки, подсортировки и хранения, что влечет рост не только запасов, но и расходов. Здесь свою значимую роль играют оптовые посредники, имеющие широкий ассортимент товаров. Несмотря на то, что с ними приходится делиться торговой надбавкой, их участие в организации товародвижения снижает риск от формирования запасов в больших объёмах в организациях розничной торговли.

Удельный вес товаров, принятых для продажи на условиях консигнации, в общем объеме товарных ресурсов - ещё один важный фактор. Консигнация - это размещение товаров комитентом (собственником) своих товаров на складах других организаций с целью последующей продажи [37, с. 275].

Объёмы и ритмичность поставок, эффективность коммерческой работы зависят от развитости сервисных форм организации поставок и обслуживания покупателей, выполнения договорных обязательств.

При частом завозе товаров в магазины сокращается потребность в запасах. Крупные торговые организации могут обходиться с минимальным товарным запасом при условии налаживания чёткого взаимодействия с поставщиками. Чем выше уровень договорной дисциплины поставок, безусловнее обязательность, дисциплинированность и добросовестность производителей и поставщиков и более оптимальны условия поставки, тем ниже уровень необходимых товарных запасов в торговых организациях.

Выбор каналов поступления товаров в организации розничной торговли оказывает прямое влияние на размер товарных запасов и скорость их обращения. Так, хорошо организованная коммерческая и рекламная деятельность организации торговли исключает закупку товаров, спрос на которые ограничен, что оберегает от оседания неходовых (неликвидных) товаров в запасах на складах и от необходимости затрачивает финансовые средства на их формирование и содержание.

Устойчивость и сложность торгового ассортимента по-разному влияют на товарные запасы. Время обращения сложного ассортимента (одежда, белье, головные уборы и т.п.) продолжительнее, чем простого, поэтому для торговли им необходимы большие размеры запасов. Устойчивый ассортимент, напротив не вызывает серьёзных колебаний в размерах (они минимальны) и структуре товарных запасов.

. Материально-техническая база - это факторы размещения торговой сети, размеров и состояния торговых залов и складов, наличие современного оборудования, уровень специализации торговой сети [38, с. 277].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: