Сущность и причины возникновения товарных запасов




товарный запас товарооборачиваемость

Товарное предложение на потребительском рынке в виде реальных объёмов товарной массы, предлагаемой к продаже и потреблению и являющейся объектом управленческого воздействия, называют товарными ресурсами.

В качестве характерной отраслевой особенности можно выделить ту, что в торговых организациях товарные запасы присутствуют всегда - ни о каких технологиях без наличия запасов (в отличие от производства) речи не идёт. Если товар выставлен в торговом зале, то только одно это означает наличие у торговой организации товарных запасов. Торговые технологии должны быть направлены скорее на оптимизацию величины товарных запасов, формирование их структуры [35, с. 37].

Товарные ресурсы торговой организации формируются за счёт товарных запасов и поступления товаров и находятся во взаимосвязи с оборотом розничной торговли. Товарные ресурсы, характеризующие объём предложения товаров, превышают товарооборот розничной торговли, определяющий платёжеспособный спрос, на величину товарного запаса.

Запасы сферы обращения, перемещаясь, приобретают следующие различные формы: Запасы готовой продукции на складах производителей (поставщиков) à Товары в пути à Товары на складах оптовых посредников à Товары в пути от оптовых организаций к розничным à Товарные запасы на складах розничных торговых организаций [16, с. 10].

Одной из важных составных частей товарных ресурсов являются запасы товаров, которые во многом формируют будущий ассортимент, предопределяют структуру товарооборота.

Товарные запасы выполняют следующую роль в непрерывном процессе товарного обращения [32, с. 43]:

обеспечение непрерывности расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

удовлетворение платёжеспособного спроса населения, поскольку являются формой товарного предложения;

установление оптимального соотношения между объёмом и структурой спроса и товарного предложения.

Таким образом, необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами [13, с. 104]:

временем, необходимым для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;

сезонными колебаниями в производстве и потреблении товаров;

несоответствием между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;

особенностями территориального размещения производства;

условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и магазином;

звенностью товародвижения;

возможностью для хранения товара и др.

Рассмотрим понятие и экономическую сущность товарных запасов, изучив трактовки различных исследователей в этой области.

Так, Г.А. Давыдова и Р.П. Валевич дают общее определение запасов и определяют их как поток товарно-материальных ценностей, совершающих движение от производителя к потребителю по этапам логистической цепи [38, с. 257].

Соломатин А.Н. рассматривает понятие товарных запасов как совокупности товарной массы, предназначенной для обеспечения беспрерывной торговли в торговых организациях [37, с. 146].

Фридман А.М. отмечает, что товарные запасы - это закупаемые (полностью или частично оплаченные) торговыми организациями товары, предназначающиеся для последующей реализации [34, с. 314].

Шрайфбедер Дж. определяет товарные запасы как часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе её движения из сферы производства к потребителю [36, с. 157].

По мнению Н.В. Максименко, товарные запасы являются частью общественного продукта, находящейся в сфере товарного обращения и предназначения для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления [39, с. 237].

Обобщив изученные определения товарных запасов, сформируем их обобщённую трактовку: под товарными запасами понимается масса товаров, которая поступает в организацию торговли в течение определённого времени из различных источников (производители, импортёры) для удовлетворения потребностей её потребителей.

Товарные запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый момент времени и формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Величина товарного запаса должна быть оптимальной для организации, т.е. запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной реализации товаров, а с другой, не должен приводить к затовариванию.

Так, чрезмерные объёмы товарных запасов приводят к затовариванию, замедлению оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, росту расходов по их содержанию, что влечёт за собой ухудшение качества товаров, снижение объёма розничного оборота, уменьшение прибыли организации розничной торговли.

С другой стороны, недостаточный объём товарных запасов также отрицательно сказывается на работе организации, т.к. приводит к перебоям в торговле, невозможности удовлетворить спрос покупателей, что влечет за собой потерю оборота, ухудшение финансовых результатов деятельности, конкурентоспособности организации. Поэтому важной задачей каждой торговой организации является формирование и поддержание товарных запасов на оптимальном уровне [25, с. 29].

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения форма существования запаса статична, несмотря на то, что товар может находиться в движении. Товарные запасы постоянно меняют свои структуру и размер. В момент реализации они перестают быть запасами, но, поскольку их постоянно возобновляют путем возмещения другими партиями товаров, то они превращаются в постоянно существующую величину, размер и структура которой изменяются в зависимости от сложившихся хозяйственных условий, объёмов товарооборота [38, с. 258].

Товар имеет две конечные цели: с одной стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой - принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу. Пока товар не продан, пока он находится в каналах сферы обращения и ожидает момента продажи, он является товарным запасом. Следует отметить, что товарный запас не приносит своему владельцу ничего, кроме затрат и убытков; прибыль приносит только товарооборот. Таким образом, конечная цель товарного запаса - быть проданным, т.е. обмененным на деньги. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, переходя из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель должны стремиться к тому, чтобы товар как можно быстрее прошел путь по каналам рынка от момента его производства до момента продажи.

Состав товарных запасов определяется методическими указаниями по заполнению формы государственной статистической отчётности 12-торг (товарооборот) «Отчёт о розничном товарообороте и запасах товаров», утверждённой постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь № 301 от 15.11.2011 г. Согласно данным указаниям в товарные запасы в торговле включаются следующие товары:

текущего и сезонного хранения, находящихся в розничной (торговой) сети, на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли, и предназначенных для розничной торговли и общественного питания;

товары, закупленные и оставленные на ответственное хранение.

В состав товарных запасов в торговле не включаются:

товары, предназначенные для материально-технического снабжения;

товары в комиссионных магазинах (отделах);

готовая продукция в подсобных промышленных производствах организаций торговли, на складах оптовых организаций;

товары, принятые на ответственное хранение;

тара всех видов (мягкая, жёсткая, стеклянная - как занятая под товары, так и свободная).

Классификация товарных запасов представлена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Классификация товарных запасов в торговле

Признак классификации Виды товарных запасов
1. По назначению - текущие запасы; - запасы сезонного хранения; - страховые запасы
2. По месту нахождения - в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, аптеках, автозаправочных станциях, развозной торговой сети); - в организациях общественного питания (в ресторанах, столовых, кафе, барах); - на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли и общественного питания; - в хранилищах овощей, картофеля, фруктов
3. По размеру - максимальные; - минимальные; - средние
4. По периоду образования - плановые; - фактические; - на начало и на конец периода
5. По ассортиментной структуре - продовольственные; - непродовольственные
6. По характеру пополнения - сезонного формирования и регулярного использования; - регулярного пополнения и использования; - сезонного пополнения и использования; - регулярного пополнения и сезонного использования
7. По измерителям - натуральные; - стоимостные
8. По соответствию нормативу - нормативные; - сверхнормативные; - ниже норматива

 

По своему назначению товарные запасы, формируемые в организациях торговли, подразделяются на три группы:

запасы текущего хранения;

запасы сезонного хранения;

запасы целевого назначения.

Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Они составляют примерно 80-85% общей суммы запасов и создаются для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде и должны постоянно и равномерно пополняться. В деятельности торговых организаций текущие товарные запасы рассматриваются как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития товарооборота и как составная часть финансового плана и основа расчета потребности в источниках собственных и заёмных средств [18, с. 105]. Важной задачей для торговых организаций является сформировать текущие товарные запасы таким образом, чтобы они по ассортименту и количеству наиболее полно соответствовали покупательскому спросу.

Сезонные товарные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки товаров. В первую очередь, они создаются по товарным группам, которые в силу особенностей производства, спроса, обеспечения экономической и товарной безопасности имеют разрыв во времени между выпуском и реализацией. Кроме того, они создаются в организациях, к которым не может быть обеспечена регулярная транспортная доступность (например, в высокогорных районах) [1, с. 194].

К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определённых целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции, обеспечение инвалидов и больных специальными продуктами) [38, с. 260].

По размеру товарные запасы классифицируются на минимальные, максимальные и средние. При определении средних запасов товаров необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчётов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней арифметической (путём суммирования их нормативов на четыре квартала отчётного года и делением полученного итога на четыре) или по формуле средней хронологической следующим образом [11, с. 49]:

 

, (1.1)

 

где , - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода, млн р.;

n - число дат, за которые взяты данные.

Фактические среднегодовые товарные запасы обычно определяют по формуле средней хронологической по данным на тринадцать дат (на начало каждого месяца и на конец года).

При использовании формулы средней хронологической плановые среднегодовые товарные запасы рассчитывают следующим образом: к 1/2 норматива товарных запасов четвёртого квартала прошлого года добавляют полные их нормативы на первый, второй, третий кварталы и 1/2 норматива четвёртого квартала отчётного года и полученный итог делят на четыре [1, с. 49].

Если имеются данные только на начало и конец изучаемого периода (месяца, квартала или года), то для расчёта средних товарных запасов применяют формулу средней арифметической, т.е. их суммируют и полученный итог делят на два:

 

, (1.2)

 

где - сумма товарных запасов на начало изучаемого периода, млн р.

- сумма товарных запасов на конец изучаемого периода, млн р.

Классифицируя запасы по признаку соответствия потребительскому спросу, выделяют:

соответствующие спросу товары;

не соответствующие спросу товары (неликвидные, залежалые) - это неиспользуемые длительное время вследствие длительного хранения, морального износа и т.п. запасы [5, с. 147].

Целью деятельности любой торговой организации является извлечение прибыли. Поэтому на первое место выдвигается именно получение необходимой суммы прибыли, а затем - достижение взаимосвязанных с ней показателей: объёма розничного товарооборота, предложения к реализации товаров в количестве, отвечающем спросу населения. Это предполагает существование оптимальных пропорций развития и обеспечения сбалансированности по объёму и структуре, с одной стороны, розничного товарооборота и прибыли, а с другой стороны - товарных ресурсов, розничного товарооборота и спроса населения.

Это можно представить в виде модели стратегического управления товарооборота в виде цепочки индексов, выражающих соотношения фактических и базисных показателей [39, с. 196]:

 

, (1.3)

 

где - индекс роста поступления товаров;

- индекс роста объёма розничного товарооборота;

- индекс роста товарных запасов;

- индекс роста спроса населения.

Товарные запасы в торговых организациях должны постоянно возобновляться, их размер должен обеспечивать непрерывность процесса продажи. При этом переизбыток товаров, также как и их дефицит, ведёт к нежелательным экономическим последствиям. В интересах организации иметь минимальные товарные запасы, поскольку их формирование и хранение требуют больших затрат, которые увеличиваются пропорционально росту запасов.

Однако не всякие товарные запасы являются необходимыми и способствующими непрерывности процесса реализации товаров. Например, если товары не соответствуют спросу потребителей, то это приводит к росту их запасов, замораживанию вложенных в них средств, что находит прямое отражение в конечных результатах деятельности в связи с потерями материальных и денежных средств, затрачиваемых на их формирование и хранение [29, с.62].

Таким образом, товарные запасы являются массой товаров, которая поступает в организацию торговли в течение определённого времени из различных источников (производители, импортёры) для удовлетворения потребностей её потребителей. Деятельность по формированию товарных запасов связана с планированием и осуществлением мероприятий по созданию таких характеристик товарного предложения, которых максимально будут удовлетворять потребности покупателей, обеспечивая прибыль торговой организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: