Консультация для родителей. Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того




«Человек и природа»

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «Мама», начнет ходить, откроет первую книжку. Его погремушки изображают рыбок, на его чашке нарисованы зайчики и цыплята; он замечает, что первое живое существо, которое не похоже на маму и папу, - это кошка, собака, птица, рыбка в аквариуме! В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок напоминает путешествие в познание. А потом малыш попадает в удивительную страну сказки, где звери оживают, говорят на непонятном ему языке. В этой стране он будет приобретать первые понятия о добре, зле, справедливости.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.

Уважаемые родители! В выходные дни организовывайте с детьми прогулки в лес. Каждая встреча с природой дает возможность детям наблюдать издалека и вблизи жизнь леса. В любое время года, суток и в любую погоду. Учите детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, журчанию речки, полету пчелы, пению птиц.

Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняет жизнь растений, птиц, животных. Осенью наиболее заметное явление в мире растений – листопад: желтые, оранжевые, ярко-красные листья опадают с кустарников и деревьев и ложатся на еще свежую зеленую траву, на дорожки. На деревьях и кустарниках во время листопада, а на некоторых и после него долго висят плоды: крылатки на клене, ясене, орешки на липе.

Приучайте детей слушать пение птиц, обратите внимание на музыкальный лесной шум. Свои голоса имеют сосновый бор и лиственный лес, и ветер, и река, и дождь. За зверями и птицами лучше наблюдать с помощью фотоаппарата или кинокамеры. С их помощью можно запечатлеть всё интересное и необычное.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, эстетическое, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас может сохранить и приумножить красоту нашей Земли.

Воспитатель задает вопросы:

· Как выглядит рябина?

· Где она растет?

· Какие звери любят ягоды рябины?

· Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

· Что дает рябина людям?

Словно девица – красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится его плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваются до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши – полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепят рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

 


 

Приложение 3

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Деревья родного края»

Задачи: Расширять представления о деревьях в Кемеровской области, формировать умения различать некоторые виды деревьев.

Развивать познавательный и коммуникативные возможности воспитанников, расширять кругозор.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картины деревьев, разрезные картинки, модули разных пород деревьев, ветки деревьев, сухие листья, семена, круглое дерево. Музыкальное сопровождение «Времена года» Чайковского.

Методические приемы

1. Беседа «Чем славится наша область». Предложение прогуляться по красивым местам.

2. Стишок «Куда сегодня мы пойдем, никто пока не знает. А может в лес мы забредем? И в мир растений попадем». Дети закрывают глаза. На счет «раз, два, три» открывают глаза и видят картины с деревьями. «Какие деревья вы узнали?». «А какие еще деревья растут в нашей области?». «Покажите лиственные и хвойные породы деревьев». Дети берут модули и рассказывают о деревьях.

3. Из каких частей состоит дерево. Помогут найти ответ кубики с картинками. Дети по очереди подходят к столу, выбирают кубики и рассказывают. (У деревьев есть корни, они растут под землей). (У деревьев есть ствол, он бывает тонким, толстым, светлым, темным). (У деревьев есть ветки с листьями, зимой ветки голые).

4. Воспитатель знакомит с новым словом «Крона» - это ветки с листьями или просто верхняя часть дерева.

5. Беседа «Есть ли у деревьев соседи, кто или что они».

6. Создание экологических цепочек: «Дерево, птицы, насекомые».

7. Решение проблемной ситуации: «Что может случиться, если деревья исчезнут с Земли».

8. Игра с мячом: «Назови лес». (Липы – липовый, осины - осинник, березы – березняк, дубы – дубрава и т.д.)

9. Предложение пойти в глубь леса и найти озеро. Обратить внимание, что ветки деревьев зимой очень хрупкие. Поэтому нужно идти очень осторожно, не задевая их.

10. Создание макета леса вокруг озера (круглое зеркало).

11. Любование отражением деревьев в озере.

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Кора деревьев»

Задачи:

Обучающие: Уточнить с детьми понятие «кора» для чего она служит деревьям. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесами, за птицами, за животными.

Развивающие: Развивать логическое мышление, обогащать речь.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: древесина, лесник, сувенир.

Предшествующая работа: экскурсия в парк, рассматривание цвета коры у разных деревьев, обратить внимание на возраст дерева, его породу, величину. Наблюдение за дятлом. Беседа о том, что производят из древесины. Разучивание экологической подвижной игры «Дерево мама».

Материалы и оборудование: иллюстрация дятла, плакат с изображением дерева, образцы коры деревьев (берёзы, ели, липы, сосны» кусочки смолы, веточки тополя, схема сухого дерева. Образцы предметов, сделанных из берёзы, из коры дуба, липы. Магнитофон, кассета с записью шума леса.

Ход НОД:

1.Организационный момент:

Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с корзиной. Давайте, почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадки)

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший. Протянет нам десятки рук и тысяча ладошек (Дерево)

- Это дерево (показываю плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (оно дышит, питается, растёт, размножается).

- А как дышит дерево? Правильно листьями. Дерево вдыхает в себе грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – этот чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли ещё об одном подарке лесника. Корзина – это короб из бересты. Откроем корзину и посмотрим (показываю образцы коры, раскладываю их на стол). Дети, как вы думаете что, это? Правильно это кора. Скажите, для чего дереву нужна кора (кора защищает дерево).

- А от чего она может его защищать? (от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок).

- Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (ветки) Давайте посмотрим. --- Что же такое кора и что под ней находится «Разденем веточку» (осторожно придерживая рукой, отделяю часть кожицы).

- Что находится под ней? (Древесина). А какая сама кожица? (тонкая, чистая, мягкая). Кожица – это тоже кора, только молодая.

- Даша, найди, пожалуйста. На столе кору молодого дерева. Объясни, почему, ты так думаешь? (потому что кора тонкая).

- Катя, найди кору старого дерева, (потому что жесткая).

- Ребята, посмотрите и скажите с каких пород деревьев это кора? (Берёза, сосна, липа).

- Для чего человеку нужно знать возраст дерева? Хотите я вам расскажу. (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).

Проводится физкультминутка (включается запись – шум леса).

- А какие деревья нужно спиливать в лесу? (старые, больные).

- Как определить, узнать, что дерево болеет? (листья вянуть, кора трескается).

- А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые).

- Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел).

- Кто знает, как ещё называют дятла? (Лесной доктор).

- От чего ещё болеют деревья (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т.д.). Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.

Проводится экологическая подвижная игра «Я дерева, мама».

- Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными, деревьями. Кто знает, как называется это профессия? (Лесник).

- Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответ (из коры березы изготавливают различные поделки, корзинки, посуду, сувениры).

Включается магнитофон с голосами птиц.

- Что мы слышим? (птичий переполох). Что случилось в лесу? Птицы кружатся над деревом (показываю схему сухого дерева)

- Что случилось с этим деревом? (она погибла). Почему это видно? (нет листьев, нет коры)

- Чем мы можем помочь ему?

Коллективная работа «Оденем дерево»

- Как сделать кору, похожую на настоящую? (смять бумагу, покрасить).

Будем делать кору липы. Дети делают листочки, воспитатель приклеивает к стволу.

- Вот мы и «подлечили дерево». А чем можем помочь. Каждое доброе дело, названные вами, будет превращаться в зелёный листочек дерева (поливать, зимой укутывать снегом, сделать скворечники, замазать ранки глиной).

- Вот видите, сколько нового и интересного мы узнали на занятии.

Деревья – это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их.

Если бы я был деревом, моя кожа стала бы твердой и жесткой, и даже стала бы шершавой. Она была бы вся в буграх и бороздах.

Я даже чувствую, что она морщинистая. Но это моя новая морщинистая кожа.

Защитит меня от ран. А дети поймут. Что нельзя вырезать надписи и знаки. На этой новой коже, которая называется кора. Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

 

Тема: «Сохраним деревья».

Задачи:

Обучающие: Расширить представления детей о важной функции деревьев и необходимости их сохранения. Формировать умение различать некоторые виды деревьев.

Развивающие: Развивать познавательные и коммуникативные способности детей, расширять кругозор.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деревьям, самостоятельность и аккуратность.

Словарная работа: рубанок, стружка, опилки, волокна, плотник.

Предшествующая работа: рисование деревьев, встреча с плотником.

Материалы и оборудование: деревянный сундук с различными деревянными предметами; столярный и плотницкий инструмент; иллюстрации деревьев, опилки, стружки, нитки, бумага различной плотности, дощечки, листы бумаги с нарисованными деревьями; красные, оранжевые, желтые салфетки, нарезанные на квадратики, клей, кисти для клея, карандаши.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

- Подойдите ко мне, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пусть тепло ваших улыбок согреет вас.

- Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я вам предлагаю отправиться в деревянный город, который называется Деревоград. Это город не простой, сказочный, а мы его первые гости, хотя этот город построили люди. В Деревограде нас будут окружать не дома, а самые разные деревья.

2. Сюрпризный момент:

-Посмотрите, какой красивый сундук. Очень интересно, что же у него внутри. Как вы думаете?

- Этот сундук не простой, он с секретом. Открыть его можно лишь назвав дерево, растущие в этом городе и тогда мы найдем много интересных вещей.

-Какие деревья мы знаем? (береза, сосна, клен, и т. д.).

- Молодцы! Думаю, теперь мы можем, открыть сундук. Пожалуйста, подойдите поближе, и внимательно посмотрите, что внутри? Возьмите по одному предмету и садитесь на свои места (дети разбирают предметы и садятся на свои места).

- Кто из вас хочет рассказать о том, что у него в руках, как называется предмет и для чего он предназначен. (У меня – ксилофон, это музыкальный инструмент. У меня – шкатулка, в ней можно что-нибудь хранить).

- Скажите, пожалуйста, на ощупь эти предметы твердые или мягкие? (твердые)

Для вас у меня есть еще один сюрприз. Сегодня, я пригласила к нам в гости одного интересного человека. Он занимается обработкой дерева. Кто знает, как называется эта профессия? (плотник)

3. Появление плотника:

Плотник: Здравствуйте дети

Для того чтобы доски были гладкие и не занозистые, их строгают рубанком, вот так (показывает) А чтобы сделать доски определенной длины их пилят ножовкой, вот так (показывает). А чтобы скрепить их между собой используют гвозди и молоток (показывает).

Ребята, давайте поблагодарим нашего плотника, скажем ему «Спасибо».

4. Рассказ воспитателя:

- Так вот, ребята, люди заметили, что при обработке дерева остается много отходов - стружки и опилки. Подойдите, пожалуйста, к столу (воспитатель показывает стружки и опилки). Дети подходят к столу трогают разложенные опилки и стружки.

И научились использовать их, добавив синтетические волокна люди стали делать из еловых опилок нити. Вот посмотрите, они есть и в волшебном сундучке (показывает нитки и вещи из них). Склеивая опилки, люди научились делать доски (показывает ДСП). Конечно, древесно-стружечная плита не такая прочная, как настоящая доска, зато на ее изготовление не тратиться так много деревьев.

В стародавние времена, в стране, которая называется Китай, люди, научились делать бумагу. А вы знаете, как ее делали?

- Садитесь на свои места, а я сейчас покажу вам (показ слайдов). Китайцы собирали опилки, добавляли в них воду, специальный клей и долго варили. Затем в полученное кашеобразное варево добавляли старые, хорошо промытые тряпки, ароматические вещества. Потом эту массу черпали ситом и высушивали на солнце. Конечно, такая бумага получалась очень жесткая, сероватая, но китайцы ей очень гордились. Стоила такая бумага очень дорого, что ее могли купить очень богатые люди.

- Какая бумага бывает сейчас? (белая, цветная, бархатная и т. д.).

- Верно, вот она (показывает)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, что в нашей группе сделано из дерева? (столы, стулья, шкафы, игрушки, бумага и т. д.)

- Какую пользу приносят деревья? Для чего они нужны? (деревья очищают воздух, из них строят дома, строят корабли и т. д.).

- Да, деревья нужны нам:

- для чистого воздуха

- для строительства

- как дом и стол для птиц и зверей

- для флота

- для укрепления почвы

- для изготовления деревянной утвари

- для изготовления игрушек

- для изготовления музыкальных инструментов.

Наши деревья - это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот как богат наш лес.

- А как люди относятся к деревьям?

- Скажите мне, пожалуйста, что значит «бережно относится к деревьям » (не ломать ветки, поливать и т.д.)

- Правильно, рыхлить деревья вокруг них, поливать, не ломать. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям - это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают, в том числе и к бумаге.

-Мы с вами – юные экологи, защитники природы, а это значит, от нас зависит будущее наших деревьев, наша жизнь.

5. Физкультурная минутка:

- Какое сейчас время года? (осень)

- Скажите мне, пожалуйста, какие изменения происходят с деревьями осенью? (облетают листья, деревья стали голые, готовятся к зиме).

6.Рисование «Осенние деревья».

- Мы с вами уже рисовали деревья, с которых облетели листья. А я предлагаю вам вспомнить золотую осень и «одеть» деревья в яркий осенний наряд.

Садитесь за столы и посмотрите, как будут преображаться наши деревья.

Перед вами на столе маленькие квадратики бумаги, которые я вырезала из цветных салфеток. Вы накрутите этот квадратик на не заточенный конец карандаша и приклейте вдоль веточки наших нарисованных деревьев. Работать вы будете в парах, каждая пара делает по одному дереву, но вместе у нас получится целая роща деревьев, которые будут нам напоминать нам о том, что деревья приносят человеку огромную пользу.

А чтобы работа шла быстрее, договоритесь между собой. Пусть один покручивает квадратики, другой приклеивает (дети начинают работу)

- Ребята, посмотрите, какие красивые стали наши деревья, надев свой осенний наряд.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: