Определение термина «социальное проектирование»




Сегодня в условиях активных общественных преобразований в нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы, в том числе и социальное проектирование, которое заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере. Необходимость в разработке того или иного проекта, основывается на спросе, потребностях, интересов общественности.

Проектирование ориентировано на реализацию нужд, на решение актуальных проблем конкретного сообщества.

Проектирование – это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально–значимого проекта.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Иначе, социальное проектирование – это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

Опишем понятие «проект». Проект – (от лат. рrojectus) – «брошенный вперед», имеет несколько значений:

- замысел;

- предварительный, предположительный текст какого–либо документа;

- совокупность документов (расчетов, чертежей, финансовых схем и т.п.) для создания какого–либо сооружения, технологического процесса или изделия.

Слово «проект» заимствовано из английского языка, так же как «маркетинг», «фандрайзинг», «интернет» и др. Как заимствованный термин он понимается как некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами, обусловливающими способ ее решения.

Проект – это выверенный, просчитанный по времени и ресурсам план воплощения той или иной идеи. Проектировать – значит мысленно создавать план будущих действий.

Социальный проект – это сконструированное социальное нововведение:

1) целью которого является изменение среды,

2) положительное с точки зрения принятых ценностей

3) и ограниченное по времени и пространству.

 

Предметом социального проектирования может быть:

- вещь, предмет (например, детская площадка, мемориальная доска и т.п.);

- услуга, инфраструктура услуг (например, “телефон доверия”, образовательные курсы и т.п.);

- организация (например, бизнес–инкубатор, отряд скаутов и т.п.);

- мероприятие (например, фестиваль, конкурс и т.п.);

- отрасль производства, управления;

- система воздействия (идеология, воспитательная система и т.п.);

- запрограммированное поведение (программируется с помощью рекламы, агитации и пропаганды);

- канал коммуникации (например, Интернет);

- мода;

- имидж (образ лидера, организации, товара и т.п.);

- глобальные изменения (борьба за мир, за экологическую безопасность и т.п.);

- законы и другие правовые установления;

- сам человек (“делание себя” в процессе самоменеджмента);

- а также псевдопроекты – фикции (используемые как прикрытие других целей) и квазипроекты (старое, выдаваемое за новое).

 

Объединение, учреждение, организация, группа работает для достижения ряда целей. Любая форма работы может рассматриваться либо как проектная или как операционная (постоянная) деятельность, хотя они иногда могут пересекаться.

У этих двух видов деятельности есть ряд общих характеристик:

- выполняются людьми;

- ограничены доступностью ресурсов;

- планируются, исполняются и управляются.

 

Операционная деятельность и проекты различаются, главным образом, тем, что операционная деятельность – это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и в определенной степени уникальными.

На наш взгляд, данный ряд отличий между операционной (постоянной) и проектной деятельностью объединения можно продолжить. Данный подход не является единственным. В других источниках можно встретить иные точки зрения на уникальность проекта и ее приближенность к постоянной, цикличной деятельности.

 

Основание для сравнения Проект Операционная, регулярная деятельность
1. Деятельность по реализации Зачастую деятельность носит разовый характер. Проект является процессом реализации, воплощения необходимой и значимой идеи в жизнь. Проект может стать частью деятельности по реализации программы. Постоянная, системная деятельность объединения, зачастую обязательная, с целью поддержания жизнеспособности исполняющего ее объединения, организации, учреждения и т.д.
2. Целевая аудитория Зачастую изменяется при повторении проекта Целевая аудитория постоянная (как правило)
3. Возможный документ для обоснованности деятельности Проект как текстовый документ Программа (например, образовательная)
4. Результативность Просчитываемый, видимый, ощутимый результат на этапе проектирования; достижимость цели и получение результата по итогам реализации проекта Результат носит не разовый, а системный, комплексный характер; идет постоянное приближение к цели; отсроченность достижения результата во времени
5. Основная идея деятельности Главное – результат, его достижимость в рамках проекта Ориентированность не только на результат, но и на процесс, деятельность, цикличность, системность
6. Ресурсное обеспечение Четкое ограничение и просчитываемость ресурсов (временных, материальных, финансовых, кадровых, административных и т.д.), Невозможность отсутствия операционной деятельности даже при ограниченных ресурсах Необходимость в постоянном ресурсном обеспечении, размеры которых определяются возможностями объединения. Операционная деятельность является постоянной и основополагаюшей в работе объединения.

 

 

В рамках курса мы с вами СОЗДАДИМ И РЕАЛИЗУЕМ собственные проекты. В этом нам поможет проектный робот. Так, по шагам, мы с вами создадим и опишем собственные действия для решения конкретной социальной проблемы. Т.е. в течение учебного года мы будем описывать возможные шаги по решению проблемы, а летом – у вас будет возможность реализации ваших собственных проектов! При необходимости, проект можно начинать реализовывать раньше, т.е. в течение учебного года

Шаг №1

Итак, для того чтобы начать проектную деятельность необходимо произвести исследование социальной ситуации в местном сообществе, прислушаться к общественному мнению – понять, где находятся «болевые точки» населения.

Результатом такого изучающего процесса должно стать выявление и формулировка социально–важной проблемы. Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого–либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса).

 

Вам в этом может помочь:

- анализ собственного опыта;

- проведение мини–опроса в целевой группе (это те люди, на кого проект направлен);

- оценка наиболее острых проблем общества/сообщества;

- выбор из идей, которые бы хотелось реализовать, наиболее необходимых для воплощения в жизнь (реализация принципа желания заниматься определенной деятельностью).

Не забудьте придумать название Вашему проекту. Помните, оно должно быть ярким, новым, запоминающимся.

Шаг №2

Какой бы ни была избранная Вами проблема – большая или маленькая – одним проектом ее не решить. Поэтому необходимо выбрать конкретную цель, которую хотите достичь в рамках реализации проекта.

Помнить! Формулировка цели должна быть связана с выявленной проблемой, и по возможности решать её, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Помнить главное! Добиться результата в любом деле можно, если чётко знаешь, что именно хочешь добиться.

 

Для формулировки цели можно воспользоваться СМАРТ–тестом.

Название этого теста образовано первыми буквами английских слов, обозначающих следующие критерии оценки формулировки цели(ей) проекта:

1. конкретность (specific),

2. измеримость (measurable),

3. достижимость (achievable),

4. выгодность (rewarding),

5. временные рамки (time bound).

Проверка соответствия формулировки цели названным критериям производится путем ответов на следующий перечень вопросов.

1. Есть ли точное выражение того, что именно должно быть получено в итоге реализации части проекта, предназначенной для достижения данной цели? Четко ли определено, что именно относится к данной цели?

2. Можно ли цель однозначно определить с помощью графиков, показателей, статистических данных? Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей? Сможет ли третья сторона однозначно определить, достигнута цель или нет?

3. Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов? Можно ли ее достичь при возникновении прогнозируемых затруднений?

4. Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, иными заинтересованными сторонами? Кто конкретно и какую конкретно выгоду сможет извлечь из достижения данной цели? Вносит ли достижение данной цели существенный вклад в достижение целей более высокого порядка?

5. Какое время отведено на достижение данной цели? Достаточно ли выделенного времени для реального достижения данной цели? Установлена ли точная дата, когда цель будет достигнута?

 

Пример: Популяризация и повышение престижа здорового образа жизни (на 15%) через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни и массовой профилактике социальных заболеваний среди молодежи в возрасте от 14 до 18 лет Курганской области в течение 1 года.

 

Шаг №3

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.

Задача — это частная цель или мини–цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения.

Задача в проекте — это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида).

Помнить! При формулировке задач рекомендуется использовать такие критерии, как конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определённость во времени.

Помнить! Оптимальное количество сформулированных задач – 2–3

(но не более 5)

Важно помнить, что любой проект имеет жестко определенные сроки начала и окончания. Любой проект начинается с момента возникновения идеи решения проблемы. Заканчивается любой социальный проект, когда подведены итоги его реализации

Шаг №4

Целевая группа (аудитория) – это группа людей, на которую направлен проект.

География проекта – территория, на которой будет реализован проект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: