Введение
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей заочного отделения.
Контрольная работа введена в обучающий процесс в соответствии с учебным планом. Методические указания содержат список литературы, которой необходимо пользоваться при выполнении контрольной работы, рекомендации к выполнению некоторых заданий, варианты контрольных работ, список использованной литературы.
Общественные изменения, активно отражающиеся в языке, столь ощутимы, что не оставляют равнодушными ни лингвистов, ни публицистов, ни обычных граждан, не связанных с языком профессионально. Современное состояние русского языка характеризуется следующими специфическими чертами:
- расшатывание представления о допустимом и недопустимом в публичной речи;
- ослабление цензуры, что способствует росту вариативных форм, а также тиражированию языковых ошибок;
- расширение сферы спонтанного общения, что изменило представление об эталонных качествах оратора.
Перечисленные особенности подчеркивают, что современный русский язык черпает ресурсы для обновления литературной нормы в средствах массовой информации и в разговорной речи (что недопустимо!), поэтому становится актуальной проблема культуры речи.
Формирование уважительного и ответственного отношения к государственному языку, забота о его чистоте, сохранении и развитии – одна из важнейших задач современной языковой политики. Это значит, что курс «Русский язык и культура речи» должен занять достойное место в системе высшего профессионального образования, так как речевая культура становится существенным признаком деловой квалификации современного специалиста.
|
Цель пособия - помочь студентам научиться оценивать собственную речь с точки зрения нормативности и исправлять речевые ошибки.
Рекомендуемая литература. Задания контрольной работы предполагают закрепление знаний студентов о языковых нормах современного русского литературного языка, поэтому основными источниками при выполнении контрольной работы являются словари.
Задания по орфографии и пунктуации рекомендуется выполнять с помощью справочник а Д.Э. Розенталя.
При работе с фонетическими нормами (нормами произношения и постановки ударения) целесообразно использовать «Орфоэпический словарь» под ред. Р.И. Аванесова, который четко разграничивает нормативное и допустимое употребление слов.
Для правильного выбора грамматической формы слов (формы рода, падежа, числа, лица и т.д.) необходимо использовать «Словарь грамматических трудностей», указанный в списке рекомендованной литературы.
При работе со значением слов следует обращаться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова, изданному не ранее 1990г. Различие в значениях слов, похожих по написанию, но различающихся по словообразовательной модели, целесообразно устанавливать по «Словарю паронимов», а толкование значения заимствованных слов рекомендуется давать по «Толковому словарю иноязычных слов» Л.П. Крысина.
Примечание. «Толковый словарь» С.И. Ожегова хотя и содержит нормы ударения и произношения, основные грамматические формы слов, стилистические пометы, указывающие на сферу употребления, и даже некоторые фразеологические обороты, однако не должен быть единственным источником, использованным при выполнении контрольной работы.
|
Задания с омонимами и синонимами следует выполнять, соответственно, по «Словарю омонимов» и «Словарю синонимов».
Значение фразеологических оборотов можно сверять по «Фразеологическому словарю» А.И. Федорова.
При выполнении заданий по стилистике следует обращаться к соответствующей литературе (см. список рекомендуемой литературы), в которой помимо теоретических сведений приведены образцы оформления жанров различных функциональных стилей.
Рекомендуемая литература
СЛОВАРИ
1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.
2. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Рус. яз., 1997 или др. изд.
3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. - М.: Рус. яз., 1997. (или др. изд.)
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус. яз., 2002 или др. изд.
5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998.
6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Рус. яз., 1986.
7. Каленчук М.А., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. - М.: Рус. яз., 1997.
8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- М.: Рус. яз., 1997.
9. Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Федоров. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2001 (или др. изд.)
10. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. - М.: Рус. яз., 1983.
|
ЛИТЕРАТУРА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И СТИЛИСТИКЕ
1. Богданова Л.Ф., Воевода Л.А., Мальцева Г.Б. Культура речи: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1998.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М.: Логос, 2001.
3. Доманская О.В. Русский язык и культура речи. Нормы современного русского литературного языка и основные жанры письменной деловой речи. Справочник-практикум. – Тюмень: Вектор Бук, 2001.
4. Культура русской речи / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2000.
5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002.
6. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. -М.: Гардарики, 2000.
7. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высшая школа, 2002.
8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2001.
9. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.,1993.
10. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974.
11. Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30 – 97. - М.: Научная книга, 1998.
12. Федоряк Л.М. Развитие познавательной активности студентов в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи»: Учебно-практическое пособие для студентов-нефилологов. – Тюмень: Вектор Бук, 2004.
ЛИТЕРАТУРА ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ
1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1985.
2. Соловьев Н.В. Орфографический справочник: словарь, комментарий, правила. - СПб.: Норинт, 2003.
3. Богданова Л.Ф., Мальцева Г.Б. Пишем грамотно: Справочное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.
Используемая литература
1. Иванова Т.Ф.Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. - М.: Рус. яз., 2003.
2. Сборник диктантов: пособие для преподавателей русского языка педагогических институтов и университетов / Под ред. В.Н. Хмелёвой. - Тобольск, 1995.
3. Федоряк Л. М. Развитие познавательной активности студентов в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи». - Тюмень, 2004.
4. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. - М., 2003.
Содержание контрольной работы
Контрольная работа состоит из 10 заданий, нацеленных на повторение студентами правил орфографии и пунктуации, а также закрепление знаний фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических и стилистических норм русского языка.
Задания в контрольных работах могут варьироваться, поэтому в методических указаниях приводится образец выполнения наиболее сложных заданий.
Образец выполнения контрольной работы.
Задания №1 и №2 связаны с повторением правил орфографии и пунктуации. Учебное пособие по русскому языку Д.Э. Розенталя считается наиболее авторитетным по курсу орфографии и пунктуации.
Для удобства восприятия контрольной работы преподавателем слова с орфограммами и пунктограммами располагайте в столбик или в таблице.
Задание 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы.
К а сание (в корне - кос-/-кас- пишется А, т.к. есть суффикс -а-).
Или:
Слово | Правило |
К а сание | в корне - кос-/-кас- пишется А, т.к. есть суффикс -а- |
Воздух дышит весенним аромато м, и вся природа оживляется. | Запятая перед союзом И разделяет части сложносочиненного предложения. |