1. Перфоративные (прободные) гастродуоденальные язвы - определение
понятия, распространенность осложнения (процент больных с данным
осложнением среди всех больных язвенной болезнью, распределение больных
по полу, возрасту, локализации перфорационного отверстия).
2. Классификация перфоративных язв по этиологии, локализации, течению (по В.В. Орнатскому, 1952).
3. Этиопатогенез перфоративных язв. Патологическая анатомия. Понятие о прикрытой и атипичной перфорации.
4. Клиника. Клинические периоды заболевания. Симптомы заболевания
(Дьелафуа, Элекера «ваньки-встаньки», Спижарного, Щеткина-Блюмберга и
т.д.). Дифференциальная диагностика.
5. Клинические, инструментальные и лабораторные методы диагностики (обзорная рентгенография органов брюшной полости, ФГДС, лапароскопия -соответствующие признаки перфоративной язвы (например, симптом серпа), методика проведения).
6. Методы лечения больных с перфоративными язвами. Критерии выбора способа оперативного лечения.
7. Гастродуоденальные язвенные кровотечения - определение понятия,
распространенность осложнения (процент больных с данным осложнением
среди всех больных язвенной болезнью, распределение больных по полу,
возрасту, локализации кровоточащей язвы).
8. Этиопатогенетическую классификацию гастро-дуоденальных крово-течений (по В.И. Стручкову), Классификация степени тяжести желудочно-кишечного кровотечения по А.И. Горбашко
9. Этиопатогенез гастродуоденальных язвенных кровотечений. Патологическая анатомия. Кровоснабжение желудка.
10. Клинический симптомокомплекс гастродуоденальных кровотечений -кардинальные (явные) клиническими проявления, клинические симптомы кровопотери и гиповолемии и специфические симптомы, характерными для гастродуоденальных язв.
|
11. Клинические, инструментальные и лабораторные методы диагностики (ОАК, контрастная рентгенография органов брюшной полости, ФГДС, ангиография). Стадии гемостаза (по данным фиброгастроскопии) (классификации кровотечений Роггез! и В.М. Буянова). Эндоскопические методы гемостаза (коагуляция, орошение, клипирование, инъекционные методики и т.д.), методики проведения, эффективность. Тактика лечения при различных стадиях.
12. Методы лечения больных с гастродуоденальными кровотечениями. Критерии выбора способа оперативного лечения.
13. Стеноз пилорического отдела желудка и луковицы 12 п. кишки - определение понятия, распространенность осложнения (процент больных с данным осложнением среди всех больных язвенной болезнью, распределение больных по полу, возрасту).
14. Классификация пилородуоденальных стенозов (по Ю.М. Панцыреву и соавтор., 1977). Этиопатогенез. Патологическая анатомия.
15. Клиника в зависимости от стадии заболевания. Связь клинических проявлений пилородуоденальных стенозов с патогенезом заболевания.
16. Клинические, инструментальные и лабораторные методы диагностики (ОАК, нарушения вводно-электролитного и метаболического гомеостаза, контрастная рентгенография органов брюшной полости, ФГДС).
17. Методы лечения больных с пилородуоденальными стенозами. Критерии выбора способа оперативного лечения.
18. Пенетрация язвы - определение понятия, распространенность осложнения (процент больных с данным осложнением среди всех больных язвенной болезнью, распределение больных по полу, возрасту, органов, в которые пенетрирует язва).
|
19. Клиника. Диагностика. Методы лечения.
Примерная схема занятия
В начале занятия преподаватель кратко характеризует актуальность изучаемой темы, знакомит с главными задачами и напоминает план проведения практического занятия.
Далее проводится тестирование базового уровня знаний студентов с применением тематических тестов. Студенты, неправильно решившие большинство этих заданий, получают неудовлетворительную оценку с последующей отработкой темы этого занятия.
Студенты под контролем преподавателя курируют больных по теме занятия, поэтому при подготовке к занятию студенты должны продумать методику сбора анамнеза и особенности объективного исследования больных.
При разборе больных с гастродуоденальными кровотечениями большое внимание уделяется клинической симптоматике осложнений, особенности клиники гастродуоденальных кровотечений при наиболее часто встречающихся заболеваниях (в плане дифференциальной диагностики), обращается внимание на состояние компенсаторно-приспособительных реакций организма при данном осложнении. При разборе больных с перфоративными язвами студент должен уметь тщательно собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, оценить тяжесть состояния, правильно интерпретировать полученные данные исследования (в том числе и полученные данные дополнительными методами), провести дифференциальную диагностику, выбрать оптимальный способ оперативного вмешательства в различных ситуациях.
|
При разборе больных с пилородуоденальными стенозами язвенной этиологии следует обратить внимание на значение водно-электролитных обменных нарушений в патогенезе декомпенсированных стенозов, значение их коррекции.
Получив от преподавателя данные лабораторных исследований, данных рентгеновского обследования, студенты ставят окончательный диагноз и определяют вид лечения.
В лабораторном кабинете студенты вместе с преподавателем наблюдают основные моменты проведения рН-метрии - исследования кислотности и моторики желудка и 12 п. кишки у больных язвенной болезнью.
Проводится опрос в соответствии со списком тематических вопросов для подготовки к занятию. После опроса обсуждаются недостаточно ясные и наиболее сложные вопросы.
Просмотр учебных видеофильмов, наборов рентгенограмм, сонограмм и др
Решение задач.
Преподаватель подводит итог проведенного занятия, выставляет оценки и дает задание на самоподготовку к следующему занятию.