Образовательные электронные ресурсы




Электронное издание (ЭИ) – совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной и другой информации, а также печатной документации пользователя. ЭИ может быть выполнено на любом электронном носителе или опубликовано в электронной компьютерной сети.

Учебное электронное издание – это ЭИ, которое содержит систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

Образовательные информационные ресурсы позволяют

• организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

• применять весь спектр возможностей современных ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности (регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.);

• использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

• диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

• управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

• создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

• работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками;

• формировать на их основе профильные образовательные информационные порталы.

На рисунке 1 представлена типизация компьютерных учебных программ согласно Л.Х. Зайнутдиновой.

Рисунок 1. Типизация компьютерных учебных программ

(по Л.Х. Зайнутдиновой)

 

Классификация компьютерных обучающих средств по функциональным признакам:

¾ компьютерные или электронные учебники (ЭУ);

¾ предметно-ориентированные среды (ПОС) (микромиры, моделирующие программы) – это учебные пакеты программ, позволяющие оперировать с объектами определенного класса;

¾ лабораторные практикумы (ЛП);

¾ программы-тренажеры;

¾ контролирующие программы;

¾ справочники.

Программное средство учебного назначения (ПСУН)

ПСУН – это ППС, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности (И.В. Роберт).

Использование ПСУН ориентировано:

¾ на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и/или разрешения, – проблемно-ориентированные ПС;

¾ на осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, базой данных и др.) – объектно-ориентированные ПС;

¾ на осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале – со встроенными элементами технологии обучения) – предметно-ориентированные ПС.

 

Перечень программных средств учебного назначения

¾ электронные учебники и обучающие программы;

¾ электронные лекции;

¾ контролирующие программы (электронные тесты);

¾ справочники и базы данных учебного назначения (УБД);

¾ сборники задач и генераторы примеров (тренажеры);

¾ лабораторные практикумы;

¾ предметно-ориентированные среды (ПОС);

¾ учебно-методические комплексы (УМК);

¾ программно-методические комплексы;

¾ компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

 

Возможности использования ИТ для интенсификации процесса усвоения учебного материала (таб. 1):

 

Таблица 1 - Возможности использования ИТ для интенсификации процесса усвоения учебного материала

Варианты использования ПСУН для преподавателей

1. Подготовка лекционного материала, электронных учебников.

2. Создание информационно-методического обеспечения по изучаемым курсам.

3. Подготовка демонстрационных средств поддержки проведения занятий.

4. Автоматизация проверки знаний обучаемых.

5. Сбор и анализ статистики для совершенствования обучения.

 

Обучающая программа (ОП)

ОП – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся.

ОП должна способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.).

Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

• наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

• расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

• завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

• использование автоматического устройства;

• индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения.

Правильно построенная ОП позволяет:

• избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

• предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым учащимся;

• учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной, долговременной).

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Пути создания обучающих программ

1) прямое программирование на языках высокого уровня;

2) инструментальные системы, позволяющие изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием;

3) использование готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и др. организаций;

4) заказ специализированным государственным или коммерческим организациям.

Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.

Критерии качества обучающих программ

1. Эффективность компьютерной поддержки:

• экономия времени учащегося (за счет графики и т.п.);

• количество информации для индуктивных умозаключений (за счет большого числа рассмотренных задач, генератора примеров, т.п.);

• глубина трактовки вопросов программы;

• предоставление возможностей для создания новых методик преподавания и модернизации содержания учебных курсов;

• возможность выхода в смежные области знаний.

2. Качество экранного дизайна:

• лаконичность, аскетизм, академический стиль;

• обоснованность цветовых решений (в т.ч. с точки зрения медиков, психологов);

• оптимальность количества информации на экране.

3. Методические свойства:

• отсутствие грамматических и семантических ошибок;

• простота освоения программы и простота работы с ней;

• адекватность языка и обозначений, используемых в программе предметной области;

• соответствие стандартным требованиям к интерфейсу;

• открытость, т.е. возможность расширения круга решения задач; воздействие на методику преподавания, возможность повысить преподавательское мастерство.

4. Экономическая обоснованность:

• круг предполагаемых пользователей (мощность рынка);

• конкурентоспособность;

• открытость для модификаций и дополнений последующими версиями и разработками.

Особенности разработки ПСУН

1. Разработка информационного ресурса начинается с постановки целей обучения.

Цели ставятся как ответы на вопросы:

– что должен знать и уметь учащийся по окончании работы с программой?

– на какие вопросы он должен уметь отвечать?

– какими операциями, методами, навыками и т.д. он должен овладеть и на каком уровне?

2. Сбор и организация учебного материала. Необходимо учитывать, что:

– учебный материал должен соответствовать современному педагогическому и техническому уровню;

– информация должна раскрывать суть, закономерности и принципы изучаемых явлений, случайную и малозначимую информацию необходимо исключить;

– учебный материал должен излагаться четко и доходчиво, стимулируя интерес к познанию;

– следует применять разнообразные формы заданий, ставить вопросы возбуждающие мыслительную активность учащихся;

– в качестве подсказок целесообразно использовать аналоги, ассоциации, сопоставления.

Правила последовательного распределения материала:

– от известного к неизвестному;

– от простого к сложному;

– от конкретного к абстрактному;

– от наблюдения к рассуждению;

– от общего рассмотрения к детальному анализу.

3. Общие требования к представлению учебной информации на экране:

¾ Объем текста в кадре не должен превышать 8-10 строк по 20-30 символов.

¾ При мелком дроблении у учащихся не создается целостного представления об изучаемых явлениях.

¾ Маленькие дозы информации не стимулируют мыслительной активности учащихся, возрастает время прохождения программы.

¾ При слишком крупном дроблении процесс обучения становится менее управляемым и учебный материал трудно усваивается.

При разработке ПСУН целесообразно предусмотреть:

¾ наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;

¾ градуирование степеней трудности и сложности материала;

¾ наличие процедур для облегчения процессов обобщения;

¾ наличие итоговых обобщающих схем;

¾ использование значков (“иконок”) и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала;

¾ доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;

¾ простоту навигации по учебному материалу;

¾ сохранение общепринятых обозначений и терминологии;

¾ справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;

¾ возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе СРС.

4. Требования к тексту:

¾ научность – все положения, определения и выводы должны быть построены на строго научной основе;

¾ логичность – текстовый материал должен строится так, что бы легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями;

¾ доступность – значение новых терминов должно быть разъяснено;

¾ однозначность – единое толкование текста различными учащимися;

¾ лаконичность – текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего;

¾ завершенность – содержание каждой части текстовой информации логически завершено.

Вопрос – это дидактическое средство, направленное на проверку знаний обуча-емым учебного материала, распознавание и объяснение типичных ошибок.

 

5. Требования к постановке вопроса:

¾ вопрос должен быть сформулирован четко, в строгом соответствии с терминологией учебного материала;

¾ вопрос должен быть поставлен конкретно – он должен определять как содержание ответа, так и его форму;

¾ вопрос должен быть однозначным, т.е. исключать возможность существования нескольких разных по смыслу верных ответов;

¾ формулировка вопроса должна быть максимально лаконичной;

¾ постановка вопроса должна быть информационно достаточной;

¾ вопросы, задаваемые обучающимся должны находиться в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: