Электронное издание (ЭИ) – совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной и другой информации, а также печатной документации пользователя. ЭИ может быть выполнено на любом электронном носителе или опубликовано в электронной компьютерной сети.
Учебное электронное издание – это ЭИ, которое содержит систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.
Образовательные информационные ресурсы позволяют
• организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
• применять весь спектр возможностей современных ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности (регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.);
• использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;
• диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;
• управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;
• создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
• работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками;
• формировать на их основе профильные образовательные информационные порталы.
На рисунке 1 представлена типизация компьютерных учебных программ согласно Л.Х. Зайнутдиновой.
Рисунок 1. Типизация компьютерных учебных программ
(по Л.Х. Зайнутдиновой)
Классификация компьютерных обучающих средств по функциональным признакам:
¾ компьютерные или электронные учебники (ЭУ);
¾ предметно-ориентированные среды (ПОС) (микромиры, моделирующие программы) – это учебные пакеты программ, позволяющие оперировать с объектами определенного класса;
¾ лабораторные практикумы (ЛП);
¾ программы-тренажеры;
¾ контролирующие программы;
¾ справочники.
Программное средство учебного назначения (ПСУН)
ПСУН – это ППС, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности (И.В. Роберт).
Использование ПСУН ориентировано:
¾ на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и/или разрешения, – проблемно-ориентированные ПС;
¾ на осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, базой данных и др.) – объектно-ориентированные ПС;
¾ на осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале – со встроенными элементами технологии обучения) – предметно-ориентированные ПС.
Перечень программных средств учебного назначения
¾ электронные учебники и обучающие программы;
¾ электронные лекции;
¾ контролирующие программы (электронные тесты);
¾ справочники и базы данных учебного назначения (УБД);
¾ сборники задач и генераторы примеров (тренажеры);
¾ лабораторные практикумы;
¾ предметно-ориентированные среды (ПОС);
¾ учебно-методические комплексы (УМК);
¾ программно-методические комплексы;
¾ компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Возможности использования ИТ для интенсификации процесса усвоения учебного материала (таб. 1):
Таблица 1 - Возможности использования ИТ для интенсификации процесса усвоения учебного материала
Варианты использования ПСУН для преподавателей
1. Подготовка лекционного материала, электронных учебников.
2. Создание информационно-методического обеспечения по изучаемым курсам.
3. Подготовка демонстрационных средств поддержки проведения занятий.
4. Автоматизация проверки знаний обучаемых.
5. Сбор и анализ статистики для совершенствования обучения.
Обучающая программа (ОП)
ОП – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся.
ОП должна способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.).
Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
• наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
• расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
• завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
• использование автоматического устройства;
• индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения.
Правильно построенная ОП позволяет:
• избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
• предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым учащимся;
• учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной, долговременной).
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Пути создания обучающих программ
1) прямое программирование на языках высокого уровня;
2) инструментальные системы, позволяющие изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием;
3) использование готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и др. организаций;
4) заказ специализированным государственным или коммерческим организациям.
Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.
Критерии качества обучающих программ
1. Эффективность компьютерной поддержки:
• экономия времени учащегося (за счет графики и т.п.);
• количество информации для индуктивных умозаключений (за счет большого числа рассмотренных задач, генератора примеров, т.п.);
• глубина трактовки вопросов программы;
• предоставление возможностей для создания новых методик преподавания и модернизации содержания учебных курсов;
• возможность выхода в смежные области знаний.
2. Качество экранного дизайна:
• лаконичность, аскетизм, академический стиль;
• обоснованность цветовых решений (в т.ч. с точки зрения медиков, психологов);
• оптимальность количества информации на экране.
3. Методические свойства:
• отсутствие грамматических и семантических ошибок;
• простота освоения программы и простота работы с ней;
• адекватность языка и обозначений, используемых в программе предметной области;
• соответствие стандартным требованиям к интерфейсу;
• открытость, т.е. возможность расширения круга решения задач; воздействие на методику преподавания, возможность повысить преподавательское мастерство.
4. Экономическая обоснованность:
• круг предполагаемых пользователей (мощность рынка);
• конкурентоспособность;
• открытость для модификаций и дополнений последующими версиями и разработками.
Особенности разработки ПСУН
1. Разработка информационного ресурса начинается с постановки целей обучения.
Цели ставятся как ответы на вопросы:
– что должен знать и уметь учащийся по окончании работы с программой?
– на какие вопросы он должен уметь отвечать?
– какими операциями, методами, навыками и т.д. он должен овладеть и на каком уровне?
2. Сбор и организация учебного материала. Необходимо учитывать, что:
– учебный материал должен соответствовать современному педагогическому и техническому уровню;
– информация должна раскрывать суть, закономерности и принципы изучаемых явлений, случайную и малозначимую информацию необходимо исключить;
– учебный материал должен излагаться четко и доходчиво, стимулируя интерес к познанию;
– следует применять разнообразные формы заданий, ставить вопросы возбуждающие мыслительную активность учащихся;
– в качестве подсказок целесообразно использовать аналоги, ассоциации, сопоставления.
Правила последовательного распределения материала:
– от известного к неизвестному;
– от простого к сложному;
– от конкретного к абстрактному;
– от наблюдения к рассуждению;
– от общего рассмотрения к детальному анализу.
3. Общие требования к представлению учебной информации на экране:
¾ Объем текста в кадре не должен превышать 8-10 строк по 20-30 символов.
¾ При мелком дроблении у учащихся не создается целостного представления об изучаемых явлениях.
¾ Маленькие дозы информации не стимулируют мыслительной активности учащихся, возрастает время прохождения программы.
¾ При слишком крупном дроблении процесс обучения становится менее управляемым и учебный материал трудно усваивается.
При разработке ПСУН целесообразно предусмотреть:
¾ наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;
¾ градуирование степеней трудности и сложности материала;
¾ наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
¾ наличие итоговых обобщающих схем;
¾ использование значков (“иконок”) и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала;
¾ доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
¾ простоту навигации по учебному материалу;
¾ сохранение общепринятых обозначений и терминологии;
¾ справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
¾ возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе СРС.
4. Требования к тексту:
¾ научность – все положения, определения и выводы должны быть построены на строго научной основе;
¾ логичность – текстовый материал должен строится так, что бы легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями;
¾ доступность – значение новых терминов должно быть разъяснено;
¾ однозначность – единое толкование текста различными учащимися;
¾ лаконичность – текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего;
¾ завершенность – содержание каждой части текстовой информации логически завершено.
Вопрос – это дидактическое средство, направленное на проверку знаний обуча-емым учебного материала, распознавание и объяснение типичных ошибок.
5. Требования к постановке вопроса:
¾ вопрос должен быть сформулирован четко, в строгом соответствии с терминологией учебного материала;
¾ вопрос должен быть поставлен конкретно – он должен определять как содержание ответа, так и его форму;
¾ вопрос должен быть однозначным, т.е. исключать возможность существования нескольких разных по смыслу верных ответов;
¾ формулировка вопроса должна быть максимально лаконичной;
¾ постановка вопроса должна быть информационно достаточной;
¾ вопросы, задаваемые обучающимся должны находиться в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала.