При оценке программного продукта принимают во внимание:
¾ обучающий эффект программы;
¾ влияние ОП на психическое и эмоциональное состояние обучающихся.
Для этого учитывают физиологические особенности восприятия человеком различных эффектов оформления программы.
Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.
Восприятие предмета в совокупности его свойств формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему.
Последовательность различения разных признаков сигнала:
1) различается положение и яркость сигнала (по отношению к фону);
2) цветовые характеристики;
3) форма
С помощью зрительных ощущений человек может различать до 180 цветовых тонов.
Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать:
¾ Теплые цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители в порядке убывания интенсивности воздействия: красный, оранжевый, желтый.
¾ Холодные цвета успокаивают, вызывают сонное состояние.
¾ Нейтральными являются цвета – светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый.
¾ Цветной символ распознается на 30-40% быстрее, чем его черно-белое изображение.
¾ Использование цвета в тексте повышает эффективность восприятия на 15-20%.
¾ Эффективность восприятия и усвоения (запоминания) формул с цветными символами, используемыми при объяснении, повышается в 1,5-2 раза.
¾ Важно правильное сочетание цвета знака и цвета фона, т.к. они влияют на зрительный комфорт (зеленые буквы на красном фоне могут привести к стрессу).
¾ Хорошо воспринимаемые сочетания цветов: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.
¾ Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.
¾ Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.
¾ По форме символов наиболее быстро и точно распознаются символы, контур которых имеет резкие перепады.
¾ По точности опознания простейшие фигуры располагаются в следующем порядке: треугольник, ромб, прямоугольник, круг, квадрат.
¾ Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные, лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями.
¾ Воздействие мультипликации на подсознание человека гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко вкладываются в подсознание. Чем короче воздействие, тем оно сильнее.
¾ Любой анимированный объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.
Электронный учебник (ЭУ). ЭУ – это обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также ПО, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний (рис. 2).
Рисунок 2. Основные функции ЭУ
Структура электронного учебника
¾ Презентационная часть (методические рекомендации по курсу, теоретический материал);
¾ Упражнения (практикум);
¾ Система контроля (самоконтроля знаний, система итогового тестирования по изучаемому курсу);
¾ Вспомогательный учебный материал (глоссарий, библиография).
ЭУ обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах:
Информационно-справочный в сочетании с печатным материалом, аудио- и видеозаписями используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала;
Контрольно-обучающий режим – для самотестирования, предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения
ЭУ особенно эффективен в тех случаях, когда он
¾ обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
¾ помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен;
¾ существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
¾ наряду с кратким текстом – рассказывает, показывает, моделирует и т.д. (проявляются возможности и неоспоримые преимущества мультимедиа-технологий!);
¾ позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу;
¾ может актуализировать необходимую учебную информацию с помощью, например, сети Интернет.
Отличительные особенности ЭУ
¾ Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и должна представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий (традиционное требование к любому учебнику).
¾ Каждый фрагмент, наряду с текстом, может представлять информацию в виде аудио- или видеоряда. Можно определить эту часть ЭУ как фрагменты “живых лекций”. Обязательный элемент интерфейса “живых лекций” – линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
¾ Текстовая информация может дублировать некоторую часть “живых лекций”.
¾ В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс.
¾ На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная всплывающая подсказка (помощь), появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации.
¾ Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом.
¾ Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении. Некоторые явления практически невозможно описать человеку, никогда их не видевшему (например, водопад, огонь, взрыв и т.п.), а можно только показать.
¾ Аудиоинформация является незаменимой, например, при изучении звучания
музыкальных инструментов, при распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце или диагностике работы двигателя, изучении иностранных языков и т.п.
¾ ЭУ должен иметь возможность копирования выбранной информации, ее редактирования и распечатки, не выходя из самого учебника. Это позволит готовить курсовые работы и рефераты непосредственно с помощью ЭУ.
Контроль знаний
Качественные контролирующие программы как правило:
• используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах;
• позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню;
• обеспечивают возможность изменения трудности заданий;
• позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе;
• являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать.
Интеллектуальная контролирующая программа:
• дает возможность анализировать ответы разных типов;
• распознает различные синонимы правильных ответов;
• проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых;
• различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки;
• локализует местонахождение ошибки;
• может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.
Тестовая система компьютерного контроля
Главные требование к тестовой системе:
• тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
• компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок;
• в тестовой системе должна быть оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
• тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
• вопросы и варианты ответов должны подаваться испытуемому в случайном порядке;
• вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символа;
• необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать время.
Задания тестового контроля делятся на:
тестовые вопросы – требуют от обучающегося только знания того или иного факта, ответ может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа;
тестовые задания – ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий (связанных с вычислениями и др.).
Типы тестовых вопросов
Тип А. Наиболее простой. В качестве вопроса – фраза в вопросительной или утвердительной форме, предлагаются только два возможных варианта ответа: ”Да” и “Нет”.
Например, вопрос: Волга впадает в Каспийское море. Возможные варианты ответа: Да, Нет.
Тип Б. На вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов.
Например, вопрос: Волга впадает в … море. Возможные варианты ответа: Азовское, Черное, Каспийское, Средиземноморское.
Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа.
Например, вопрос: Восстановите фразу из произведения А.С. Пушкина “Мой... самых честных...”. Возможные варианты ответа: отец, брат, дядя, кузен, намерений, правил, пожеланий.
Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Списки имеют одинаковую длину и существует однозначное соответствие между элементами списков.
Например, вопрос: Укажите соответствие между фамилиями писателей и названиями литературных произведений, которые они написали.
Писатели: Литературные произведения:
А.С. Пушкин “Три сестры”
Л.Н. Толстой “Капитанская дочка”
А.П. Чехов “Война и мир”
Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.
Например, вопрос: Расставьте следующие события в хронологическом порядке. Список: первый полет человека в космос, первая высадка человека на Луну, запуск первого искусственного спутника Земли.
Критерии оценки информационного ресурса
1. Технический уровень:
– Корректность работы сайта.
– Возможность демонстрационного просмотра.
– Правильность работы гиперссылок.
– Наличие удобной системы навигации на сайте.
2. Эргономический уровень:
– Наличие уровней меню.
– Наличие подсказок, комментариев.
– Представление информации на экране согласно эргономическим требованиям.
3. Психолого-педагогический уровень:
– Отражение в продукте состояния научных и педагогических знаний.
– Образовательная ценность (соответствие дидактическим требованиям к программе учебного назначения).
– Приобретение опыта экспериментально-исследовательской деятельности.
4. Уровень интерактивности:
– Возможность выбора вариантов содержания.
– Наличие различных уровней сложности.
– Возможность модификации данных.