Раздел 2 История философской мысли
1. Восток не Запад. Сравнительная характеристика философии Востока и Запада.
2. Буддизм и современный человек. Основные положения буддизма, изложенные в одной из буддистских книг - «Дхаммападе».
3. Энергия конфуцианской традиции. Основные проблемы философии Конфуция, главные принципы конфуцианства («Аналекты Конфуция»).
4. Философско-религиозные учения Древней Индии. Ортодоксальные философские учения (веданта, йога, манса и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм).
5. Что мы знаем о досократиках?.
6. Чему нас учит философия сократиков?
7. Философия как лекарство для души (Эпикур).
8. «Одно есть благо – знание, и одно есть зло - невежество» (Сократ).
9. «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).
10. «В одну реку нельзя войти дважды» (Гераклит).
11. «Жить, значит мыслить» (Цицерон).
12. «Сомневаюсь, следовательно существую» (Р. Декарт).
13. «Знание - сила» (Ф.Бэкон).
14. «Удовольствие - переход человека от меньшего совершенства к большему» (Б. Спиноза).
15. «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать» (Вольтер).
16. «Любовь есть не что иное, как желание счастья другому» (Д.Юм)
17. «Только постоянное изменяется; изменчивое подвергается не изменению, а только смене» (Иммануил Кант).
18. «Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека» (Иммануил Кант).
19. «Не мыслям надобно учить, а мыслить» (И.Кант).
20. «Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем» (И.Кант).
21. «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя…» (Ф. Гегель).
|
22. «Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я»» (Ф. Гегель).
23. «Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно» (Ф. Гегель).
24. «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе» (Ф. Гегель).
25. «Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя… Человек есть не что иное, как ряд его поступков » (Ф. Гегель).
26. «Никогда не выживет тот народ, который воспринимает трактовку своей истории глазами соседа» (Ф. Ницше).
27. «Радость, а не сострадание, делают друзьями …» (Ф. Ницше).
28. «Только тот, кто строит будущее, имеет право быть судьей прошлого» (Ф.Ницше).
29. «Каждый человек — творческое явление того, что происходит, движущая сила с уникальным движением» (Ф.Ницше).
30. «Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем»
31. «Кто обладает малым, тем обладают меньше» (Ф.Ницше).
32. «Искусство, и ничего кроме искусства, искусство нам дано, чтобы не умереть от истины»
33. «Важна не вечная жизнь, но вечная жизненность» (Ф.Ницше).
34. «Земля имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек»» (Ф.Ницше).
35. «Жить — это значит: постоянно отбрасывать от себя то, что хочет умереть; жить — это значит: быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым и старым в нас, и не только в нас» (Ф.Ницше).
|
36. «Проигранное сражение — это сражение, которое считаешь проигранным» (Жан-Поль Сартр)
37. «Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл» (Жан-Поль Сартр)
38. «Запрещено запрещать!» (Жан-Поль Сартр)
39. «Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Её высшее проявление — предоставлять свободу» (Жан-Поль Сартр)
40. «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может» (Жан-Поль Сартр)
41. «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня. (Свобода — это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня)» (Жан-Поль Сартр)
Методические рекомендации по написанию творческой работы.
Цели и задачи написания работы:
В процессе написания творческой работы студенты имеют возможность проанализировать, упорядочить, творчески осмыслить и получить новые знания по дисциплине «Философия»
Задачами написания творческой работы являются:
§ осмысление и закрепление знаний по анализируемым вопросам;
§ приобретение навыка самостоятельного творческого мышления и грамотного изложения полученных результатов мыследеятельности;
§ получение новых знаний.
Студентам предлагается написать творческую работу по одной из предложенных тем в установленные преподавателем сроки.
Структура и основные требования к оформлению творческой работы.
Структура работы должна включать следующие разделы:
Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями.
|
Введение. Во введение необходимо отразить актуальность и практическую значимость рассматриваемых вопросов, сослаться на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных задач, показать неоднозначность методического и практического решения и возникающих в этой связи вопросов.
Основная часть является самостоятельной работой размышления над обсуждаемой проблемой с учетом идей отечественной и зарубежной философской мысли.
Заключительная часть с выводами. В заключении необходимо сформулировать выводы по проделанной работе.
Приложение. В приложение целесообразно выносить различные вспомогательные материалы, если таковые имеются.
Список используемой литературы. В списке используемой литературы, указываются, в алфавитном порядке, литературные источники, используемые в ходе выполнения работы.
Исходя из рекомендуемой структуры, объем должен составлять около 10-15 страниц компьютерного текста, набранного через полтора интервала, размер шрифта № 14.
В тексте не должны применяться сокращения слов, за исключением общепринятых.
Страницы реферата, а также таблицы, схемы и рисунки (помимо названия) должны быть пронумерованы. Номер и название таблицы указываются над ней, номер и название рисунка и схемы – под ними. При этом на каждую таблицу, схему или рисунок должна быть ссылка в тексте с анализом приводимых данных. Соответствующие диаграммы, схемы, графики и другие иллюстративные материалы должны быть оформлены на основе принятых унифицированных методов.
Вопросы на зачет/экзамен:
1. Генезис философского знания. Мифология и философия.
2. Миф как объект философской рефлексии.
3. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и науки.
4. Основной вопрос философии. Исторические формы материализма и идеализма.
5. Философия Древней Индии.
6. Философия Древнего Китая.
7. Античная философия (общая характеристика).
8. Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
9. Софисты и Сократ. Метод Сократа.
10. Философия Платона. Притча о пещере.
11. Учение Платона об идеальном государстве.
12. Атомистика Демокрита.
13. Метафизика Аристотеля.
14. Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
15. Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепции.
16. Философские учения эпохи Возрождения.
17. Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон).
18. Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р.Декарт).
19. Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.
20. Философия И. Канта.
21. Метод и система Г. Гегеля.
22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
23. Философские воззрения К. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.
24. Философия жизни: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше.
25. Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм).
26. Основы философской герменевтики.
27. Психоаналитическая антропология З.Фрейда и неофрейдизм (Э. Фромм).
28. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
29. Русская философия XIX в.: западники и славянофилы.
30. Философия Н.А.Бердяева.
31. Философская система В.С. Соловьева.
32. Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.
33. Вопрос о сущности искусства в философии ХХ – ХХ1в.в.
34. Принципы и категории онтологии.
35. Понятие материи в философии и науке.
36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
37. Идея развития в философии.
38. Исторические формы диалектики.
39. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
40. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
41. Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность.
42. Структура сознания. Сознание и язык.
43. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
44. Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы научной рациональности.
45. Формы и уровни познания. Научное и ненаучное познание.
46. Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
47. Структура научного знания. Проблема роста научного знания. Исторические формы научной рациональности.
48. Методы научного познания.
49. Вопрос о сущности истины и ее критериях в философии.
50. Общество как система. Структура общества.
51. Деятельность как способ существования общества. Продуктивная и репродуктивная деятельность, и проблема творчества.
52. Духовная жизнь общества.
53. Специфика социальных законов. Общественный прогресс и его критерии.
54. Общественное бытие и общественное сознание.
55. Взаимодействие общества и природы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
56. Личность и общество.
57. Личность художника и специфика творческого процесса.
58. Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
59. Глобальные проблемы современности.
60. Проблема ценностей в философии.
61. Проблема смысла жизни в философии.
62. Мораль, религия и искусство: проблема взаимовлияния.