Характеристика грамматических навыков речи: виды навыков, понятия «грамматическая структура» и «образ речи»




Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации. Поэтому для начала определим основные виды грамматических навыков в говорении и письме.

Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и автоматизированное коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Владение грамматическими средствами языка основывается на речевых динамических стереотипах формы в единстве с их значением. Таким образом, основными качествами грамматического навыка говорения являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.

Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи на данном языке, можно назвать речевыми морфологическими навыками. В английском языке к ним относятся навыки правильного употребления в устной речи личных окончаний и форм глаголов.

Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в английском языке в устной речи, в соответствии с языковыми направлениями можно определить как синтаксические речевые навыки, т.е. навыки владения основными синтаксическими схемами (стереотипами) предложений.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи при совершенном владении языком имеют те же механизмы, что и устно-речевые навыки, с тем, однако, добавлением, которое обусловлено письменной формой речи, т.е. графическими и орфографическими навыками. По мнению исследователей, эти навыки отличаются от устно-речевых навыков прежде всего тем, что они носят более дискурсивный, аналитический характер в силу специфики письменного вида речи. Процесс фиксации па письме речевого произведения, в отличие от процесса порождения речи в устной форме, позволяет возвращаться к написанному, останавливаться на нем, анализировать, исправлять, уточнять, используя орфографические грамматические правила, поскольку темпоральные характеристики письменной речи не столь жестко детерминированы, как темпы устной речи.

Остановимся на характеристике грамматических навыков в рецептивных видах речевой деятельности. Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте. Поскольку рецепция устного и письменного текста может иметь место как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки следует классифицировать на рецептивно-активные и рецептивно-пассивные грамматичес­кие навыки чтения и аудирования.

Рецептивно-активные грамматические навыки аудирования базируются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.

Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями. Как отмечают исследователи, эти связи проявляются в автоматизированности процесса восприятия и беспереводности (непосредственности) понимания читаемого (аудируемого) текста и грамматической информации, содержащейся в нем, обусловливаемого уровнем развития индивидуально-речевого опыта в данных рецептивных видах речевой деятельности, т.е. опыта в чтении и аудировании. Степень совершенства индивидуально-речевого опыта выражается в наличии прочных и развитых слухо-речемотор-ных и зрительных образов с их значением в долговременной речевой памяти человека.

К рецептивно-пассивным грамматическим навыкам относятся: 1) навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта; 2) дискурсивно-операционные языковые грамматические навыки анализа (аналитического декодирования) грамматической информации текста. Первый вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого чтения, второй — в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста и использования элементов анализа грамматических явлений.

Характеристика грамматических навыков была бы неполной без упоминания о языковых грамматических навыках, под которыми понимаются дискурсивно-аналитические навыки оперирования грамматическим материалом (навыки словоизменения и словорасположения), формируемые и выполняемые на основе грамматических знании в процессе выполнения языковых упражнений. Как и одноименные речевые грамматические навыки, они могут быть рецептивными (при опознании грамматических явлений в письменном и устном тексте) и продуктивными и использоваться в основном в письменной речи, реже в говорении, как фоновый компонент. Для языкового грамматического навыка характерны дискурсивность, не­коммуникативность, неситуативносп» его функционирования. Этот навык можно отнести к навыкам, которые в психологической литературе получили название «умственных», «интеллектуальных».

Опять же не нашла что такое «грамматическая структура» и «образ речи»

12. Планирование учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Виды планов.

Планирование – это деятельность учителя, направленная на 1) определение цели изучения ИЯ на определенный период, 2)разработку средств реализации данной цели с учётом объективно-действующих условий. В ходе планирования учебного процесса учитель приспосабливает УМК к существующим условиям обучения.

Условия обучения: 1)количество недельных часов, 2) количество обучаемых и их возраст, 3) распределение учащихся по половому признаку, 4) уровень общего развития обучающихся и его соответствие возрастным особенностям, 5) уровень владения ИЯ, 6) отношение обучающихся к ИЯ («+» или «-»), 7) характер предмета (обязательный, по выбору, факультатив), 8) интереса обучающихся в целом, 9) наличие дополнительных средств обучения, в том числе и ИКТ.

Виды планирования: годовое ( представлено в книге для учителяв виде примерного плана распределения материала по четвертям ), тематическое ( планирование работы серии уроков, объединенных одной темой по «Unit» или «Lesson» ), поурочное ( раскрывает содержание конкретного урока ).

Тематическое планирование позволяетувидеть перспективу цикла уроков, временных затрат на вид речевой деятельности (ВРД) и аспектам языка и распределение упражнений для их выполнения в классе и дома. В зависимости от этапа обучения набор граф может быть различным. На начальном ступени отсутствуют графы «домашнее чтение.» и «письмо». На старшей ступени обучения отсутствуют графы «фонетика» и «чтение вслух». Прочтение тематического плана по горизонтали показывает содержание работы на конкретном уроке. Прочтение тематического плана по вертикали показывает систему работы по обучению ВРД и аспектам языка.

 

Схема тем. плана

№ Ур. аудирование говорение Чтение (вслух\дом.чт) Грамматика (повторен./ новое) лексика фонетика письмо Д/з
  Ex. 5 p10 Ex 7 p. 10 ДР. (диалог-распрос) Ex.9 p.11 изучающее   Ex.14.p.12   Writing a letter Ex.12
    Ex. 12 p.11 МР (монолог- рассуждение)   Past Simple   [æ]   Ex.16

 

Принципы тематического планирования

  1. Принцип детализации цели позволяет прогнозировать результат учебной деятельности за планируемый период. Детализация цели означает: 1) описание конечного и возможного в данных условиях обучения, 2) определение промежуточных задач. Критериями детализации цели являются качественные и количественные характеристики каждого ВРД (объём высказывания, объём аудиотекста, изменение вида монолога или диалога).
  2. Принцип непрерывности развития речевых навыков и умений требует обеспечение преемственности в их развитии. Внешняя преемственность означает последовательное развитие какого-либо навыка или умения на нескольких уроках подряд. Причём развитие навыка или умения является задачей урока. И для её реализации выделяется особый компонент урока. Внутренняя преемственность означает развитие и совершенствование навыков или умений за счёт использования соответствующего ВРД в качестве средства обучения (Например: при обучении говорению в качестве образца высказывания используется аудиотекст. Обучение аудированию не является задачей урока, но умения аудирования совершенствуются или поддерживаются на том же уровне)
  3. Принцип единства планирования классной и домашней деятельности обучающихся требует подбора д\з с учётом места урока в системе уроков по циклу.

Поурочное планирование

Общие положения

Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

- учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;

- учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой;

Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной программой и календарно- тематическим планированием по предмету.

Основные задачи поурочного плана:

-определение места урока в изучаемой теме;

-определение триединой цели урока;

-отбор содержания урока в соответствии с ТЦУ

-группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

-отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2.Разработка поурочного плана

Основными компонентами поурочного плана являются:

- целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и
на отдельные его этапы;

- коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

- содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;

- технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

-контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на
уроке для стимулирования его активности и развития познавательного
интереса;

Определение триединой цели на каждый урок обязательно.

ТЦУ включает следующие аспекты:

- образовательный: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;

- воспитательный: формирование у учащихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

- развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

Этапы планирования урока:

- определение типа урока, разработка его структуры;

- отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его
на ряд опорных знаний;

- выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить
на уроке;

- подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с
типом урока и каждым отдельным его этапом;

-выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

- определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться;

- определение форм и объема домашнего задания;

- продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

- оформление поурочного плана;

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

• Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;

•Подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

• Дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»

• Определение способов развития познавательного интереса учащихся- «изюминки» урока (интересный факт, эффектный опыт и т.п.)

• Продумывание приемов педагогической техники;

3.Оформление поурочного плана

Поурочный план оформляется в виде конспекта.

Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.

Формальная часть конспекта включает:

- номер урока в изучаемой теме;

-тема урока;

- триединая цель урока;

- оборудование, ТСО;

Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

1. Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся).

2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала.)

3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены)

4. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении воспитательных задач урока (в соответствии с воспитательной целью). Пометки учитель делает в вербальной форме, либо знаками справа в отдельной колонке.

Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: