II. Особенности проявления мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности




По мнению Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, т.к. только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит гармоническое осуществление этой деятельности и самораскрытие личности педагога.

Рассмотрим, как строится инновационная деятельность учителя при явном доминировании одного из мотивов, выделенных Л.Н. Захаровой.

А. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением (сюда входят и такие стимулы, как повышение разряда, ослабление требований и контроля).

Особенностью работы учителя с такой мотивацией является то, что, он ориентирован на внешние показатели своего труда. Практически не стремится к повышению квалификации (за исключением обучения с отрывом от работы в школе).

Такой учитель более чем другие, безразличен к изменениям в своем труде, он, если и вносит какие-то новшества, то часто из-за того, чтобы «не отстать от моды», из-за «служебной необходимости». По данным опроса учителей различных регионов России, такие учителя составляют 22 %. Использование ими новшеств носит случайный, эпизодический характер, часто, когда нужно дать открытый урок.

Такая внешняя непрофессиональная мотивация ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется так очевидно.

Б. Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих), иначе - мотив престижа.

В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд. Сформированность познавательной деятельности учеников, уровень усвоения знаний не являются главной целью учителя, а средством достижения цели.

По данным опроса, такие учителя составляют около 30 %.

Специфическая отрицательная особенность такого подхода состоит в выборе средств, сулящих скорую и эффективную отдачу, активном поиске и опробовании новых методик преподавания и воспитания, часто без длительной и настойчивой их доработки.

В. Профессиональный мотив: в наиболее общем виде он выступает как желание учить и воспитывать детей (направлен на обучающихся).

На вопрос: "Что побуждает вас вводить новшество в педагогический процесс?", педагоги с профессиональной мотивацией отвечают следующее:

· желание добиться лучшего усвоения знаний учениками (39 %);

· стремление стимулировать детей к большей активности (33%);

· желание изучить индивидуальные особенности учащихся (18%);

· стремление развить творческие способности детей (7 %).

В каждом уроке такой учитель ищет возможности для личностно-ориентированного обучения.

Г. Мотивы личностной самореализации. Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности для саморазвития.

Урок для такого педагога - это повод для реализации себя как личности и профессионала. Каждый раз осуществляется выбор лучшего варианта метода, всегда реализуемого с учетом интересов детей. Деятельность такого педагога отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности.

Мотивы самореализации занимают достаточно высокое место в системе мотивов инновационной деятельности учителя, их отметили у 27 % педагогов.

III. Мотив власти.

Специфика педагогической деятельности приводит к тому, что появляется такая ориентация как доминирование, или МОТИВ ВЛАСТИ.

Признаками потребности доминирования являются следующие желания:

· контролировать свое социальное окружение;

· воздействовать на поведение других людей и направлять его;

· побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;

· добиваться их сотрудничества;

· убеждать других в своей правоте.

Виды мотива власти:

1. Власть вознаграждения. В какой мере УЧИТЕЛЬ может удовлетворить один из мотивов УЧЕНИКА и насколько УЧИТЕЛЬ поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения УЧЕНИКА.

2. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием УЧЕНИКА той меры, в какой УЧИТЕЛЬ способен наказать его за нежелательные для УЧИТЕЛЯ действия.

3. Нормативная власть. УЧИТЕЛЬ имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4. Власть эталона. Она основана на идентификации УЧЕНИКА, и его желании быть похожим на УЧИТЕЛЯ.

5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых УЧИТЕЛЮ со стороны УЧЕНИКА особых знаний по изучаемому предмету.

6. Информационная власть. УЧИТЕЛЬ владеет информацией, способной заставить УЧЕНИКА увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: