Стиль педагогической деятельности




Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: авторитарный, демократический, попустительский.

Стиль педаг. деятельности Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера вне группы. Дела в группе планируются заранее во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны.
Демократический Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание с советами. Распоряжения и советы с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Либеральный (попустительск.) Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 

А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя, основанных на трех группах характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики.

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.


Классификация профессиональных сфер деятельности по объекту и предмету труда

Профессион. сфера деятельности Объект труда Предмет труда Требования
«Человек – природа» Природа (имеется в виду «живая» природа или биолог. объекты) Растения, животные, микроорганизмы Требуется готовность к работе в трудных погодных условиях. Особенность деятельности в том, что ее результаты выявляются по прошествии довольно длительного времени. Необходимо обладать своеобразным оперативным мышлением, для решения конкретных задач при значительной изменчивости целей и условий работы.
«Человек – техника» Техника (машины, механизмы, материалы, различные виды энергии) Машины, механизмы Необходимо развитие представление о технических системах, техническое мышление. Работникам этого типа необходимо владеть комплексом двигательных навыков, сенсомоторной координацией.
«Человек – человек» Человек (ребенок, взрослый, старик) Человек, группа людей, коллективы Нужно быть готовым почти все рабочее время общаться с людьми, сохраняя при этом выдержку, спокойствие, доброжелательность. Надо уметь устанавливать контакты с людьми, быть чутким.
«Человек – знак» Знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) Цифры, языки, символы, коды Требует от человека таких качеств как усидчивость, терпение, устойчивое внимание, умение видеть то, что стоит за условными знаками. Важна способность к длительному сосредоточению внимания.
«Человек – худож. образ» Художественный образ Изобразительное искусство, музыка, художественные образы Развитый художественный вкус, художественные способности, наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: