Лекция. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел - психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя).
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
И.А. Зимняя определяет педагогическую деятельность, как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий. Педагогическая профессия относится к группе «человек – человек».
Уровни продуктивности педагогической деятельности
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.
|
IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.
V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный.
Н.В. Кузьмина. Случайный выбор педагогической профессии не превышает 9%. Индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности у педагогов в целом высок, закономерно повышаясь по мере ее продуктивности. |
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Предметное содержание
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средствами педагогической деятельности являются знания, при помощи и на основе которых формируется тезариус (понятийно-терминологический аппарат) обучающихся.
«Носителями» знаний выступают тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении, организованном учителем;
Вспомогательные являются технические, компьютерные, графические и др. средства.
Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:
o объяснение;
o показ (иллюстрация);
|
o совместная работа;
o непосредственная практика обучающегося (лабораторная);
o тренинги и др.
Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
o его личностное совершенствование;
o интеллектуальное совершенствование;
o становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.
Внешняя структура (Мотивация)
I. Мотивы педагогической деятельности
А.К. Байметов, изучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы:
1) мотивы долженствования;
2) мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом;
3) мотивы увлеченности общением с детьми - "любовь к детям".
По характеру доминирования этих мотивов им были выделены четыре группы учителей:
o с преобладанием мотивов долженствования (43%);
o с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%);
o с доминированием потребности общения с детьми (11%);
o без ведущего мотива (7%).
Как оказалось, учителя без ведущего мотива имеют самые высокие квалификацию и авторитет.
Было выявлено, что тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся.
|
Доминирование у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся большого количества требований не только по усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера.
Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала.
Учитель с выраженной потребностью общения с детьми на фоне малого количества требований по предмету все же предъявляет больше требований к личности учащихся.
Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или отсутствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному стилю руководства. Так, А.К. Байметов отмечает, что доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, доминирование мотива общения - учителям- либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива - учителям, склонным к демократическому стилю руководства.