Тема 3: ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫИЗ НАТУРАЛЬНОГО МЕХА
План
1. Конфекционирование материалов при изготовлении одежды из натурального меха.
2. Характеристика соединений деталей одежды из натурального меха.
3. Технологические процессы изготовления одежды из пушно-мехового полуфабриката
1. Конфекционирование материалов при изготовлении одежды из натурального меха
Для получения одежды из натурального меха заданного уровня качества необходимо правильно выбирать материалы, входящие в пакет изделия. Сложность конфекционирования пакета материалов меховых изделий обусловлена большим разнообразием пуш-но-меховых полуфабрикатов, отличающихся по строению и свойствам волосяного покрова, кожевой ткани и меха в целом.
Выбор пушно-меховых полуфабрикатов.
Для изготовления женской одежды в качестве материала верха следует использовать меховые шкурки наилучшего качества с коротким, средним или длинным волосяным покровом (норка, белка, песец, лиса, кролик, овчина, каракуль, каракульча и др.).
Мужские пальто изготовляют преимущественно из прочных шкурок с низким и средней высоты волосяным покровом, дешевых и средней ценностной группы (овчина, хорь, собака, жеребок, тюлень и др.). Мужские пиджаки изготовляют из крупных шкур с невысоким волосяным покровом. Это могут быть следующие недорогие меха: стриженая овчина, жеребенок, собака, тюлень.
При изготовлении детских пальто используются легкие и дешевые шкурки: стриженая овчина, кролик, суслик, белка и др. При этом овчина является самым носким мехом, используемым для изготовления детской одежды.
Для женских воротников используются шкурки любой ценности, с разной высотой волосяного покрова, любого цвета и размера, при этом они должны быть достаточно легкими. Мужские воротники изготавляют из коротковорсовых видов шкурок: каракуля, стриженой овчины, мерлушки, кролика и др. Горжеты делают в основном из шкурок лисицы, песца, норки; палантины -из соболя, куницы, горностая, норки.
|
Характеристика соединений деталей одежды из натурального меха.
В производстве меховой одежды используют ручной и машинный способы ниточного соединения шкурок и деталей.
Ручной способ соединения шкурок и деталей достаточно трудоемкий и применяется в тех случаях, когда выполнение операций машинным способом не представляется возможным. Так, ручные стежки используются, например, при изготовлении скроев из каракульчи, имеющей тонкую кожевую ткань, а также для операций временного (сметывание, наметывание и др.) и постоянного (выстегивание, подшивание, вспушивание и др.) крепления деталей. Ручным способом может быть выполнено соединение упрочняющей прокладки с кожевой тканью в изделиях из дорогостоящего меха и др.
Для соединения шкурок и деталей машинным способом наиболее широкое применение находят строчки однониточного цепного краеобметочного стежка, выполняемые на скорняжных маши-пах. Такие строчки позволяют выполнять соединение деталей при минимальной ширине шва или встык. При выполнении строчек особое внимание должно быть обращено на предотвращение посадки по линии шва, которое не устраняется последующей влажно-тепловой обработкой, поэтому необходимо строго соблюдать параметры ниточного соединения. Таблица 3.1.
|
Ксерокс
Технические требования к швам соединения деталей пушно-мехового полуфабриката на скорняжной
Машине
Пушно-меховой полуфабрикат | Высота шва, мм, не более | Число стежков на 10 мм строчки | Торговый номер хлопчатобумажных ниток |
Горностай, ласка | 0,75 | 6... 7 | |
Каракульча | 0,8 | ||
Соболь | 0,8 | 5....6 | |
Норка | 0,8 | 5... 7 | |
Белка | 6... 7 | ||
Смушка, куница, кошка домашняя | 5...6 | ||
Ондатра | 5...6 | 60; 80 | |
Лисица, песец | 5... 6 | 60; 80 | |
Каракуль | |||
Выдра | 1...1.5 | 60; 80 | |
Муаре, клям, мерлушка | 1,5 | 5... 6 | 60; 80 |
Енот, кролик | 1,5 | 5...6 | 60; 80 |
Сурок, тарбаган, шкуры морских | 1,5 | 5... 6 | 60; 80 |
зверей | |||
Яхобаб | 1,5 | 60; 80 | |
Рысь, дикая кошка, шкурки телят | 1,5 | 4...5 | |
северного оленя (пыжик, неблюй) | |||
Шкурки козлят | 5...6 | 40; 60 | |
Росомаха | 5... 6 | ||
Нутрия | 4... 5 | 60; 80 | |
Собака меховая | 4...5 | ||
Котик морской | 4...5 | 40; 60 | |
Овчина'меховая | 40; 60 | ||
Бобр речной | 3...4 | 40; 60 |
3. Технологические процессы изготовления одежды из пушно-мехового полуфабриката
Особенности технологии пошива меховой одежды. Схема последовательности сборки меховой одежды аналогична последовательности сборки одежды пальтово-костюмного ассортимента из тканей.(Повторить) Особенности технологии пошива меховой одежды обус-иовлены размерами шкурок, свойствами меха (пластичность, упругость, растяжимость и толщина кожевой ткани), и стоимостью пушно-мехового полуфабриката.
|
Так, от размера шкурки и толщины кожевой ткани зависят ныбор методов обработки узлов и затраты времени на обработку каждого узла, которые для изделий из разных групп меха (I -крупный, II — средний, Щ — мелкий пушно-меховой полуфабрикат) неодинаковы.
При изготовлении меховых изделий по индивидуальным заказам припуски по срезам не даются из-за дороговизны мехового сырья и способа сборки изделия на скорняжной машине, выполняющей шов высотой 1...2 мм. Поскольку машинная строчка, выполненная на скорняжной машине, имеет свойство легко распускаться, то это позволяет в случае необходимости внести в конструкцию изделия изменения после примерки
а)Начальная обработка деталей мехового верха.
Этот процесс состоит из следующих способов: упрочнение деталей скроя; выполнение соединительных швов; обработка вытачек и шлиц.
Упрочнение деталей мехового скроя осуществляют разными способами: выстегивание деталей с прокладочным материалом, дублирование всех или отдельных деталей, забоковка, прокладывание кромки, комбинированный способ, приклеивание долевых полосок прокладочной ткани по швам.
Выбор того или иного способа упрочнения деталей зависит от следующих факторов: вида пушно-мехового полуфабриката; на-шачения изделия и его конструкции; размера шкурок; плотности и прочности кожевой ткани и др. В ряде случаев единственным способом упрочнения деталей в изделии является прокладывание кромки по срезам. Все остальные способы упрочнения деталей мехового скроя используют, как правило, в комбинации друг с другом.
Выстегивание деталей с прокладочным материалом применяют для одежды из пушно-мехового полуфабриката II и III групп (среднего и мелкого видов с тонкой и средней толщины кожевой тканью); выполняют ручным или машинным способом.
Ручной способ выстегивания (смотри на рис. 3.2) менее производителен, однако обеспечивает наименьшую посадку прокладочной ткани, а следовательно, и лучшее качество, и применяется при изготовлении изделий из дорогостоящих видов меха. Машинный способ выстегивания (смотри на рис. 3.3)
Рис. 3.2. Ручной способ выстегивания деталей мехового верха с прокладкой
Рис.3.3. Машинный способ выстегивания деталей мехового верха с прокладкой.
Дублирование деталей. В изделиях из мелких шкурок с тонкой ко-жевой тканью дублируют все детали скроя, в изделиях из средних шкурок — лишь отдельные детали или участки.
Забоковка (рис. 3.4) предохраняет срезы деталей скроя от растяжения и повышает прочность соединительных швов в изделии.
Ручной способ забоковки используют при изготовлении изделий из дорогостоящих видов меха. Этот способ предусматривает подшивание к кожевой ткани подогнутого края прокладки наметочной строчкой несквозными прямыми стежками длиной I... 1,5 см на расстоянии 0,2... 0,3 см от подогнутого края прокладки (см. рис. 3.4, а).
При забоковке машинным способом на машине потайного стежка (рис. 3.4, б) или на скорняжной машине (см. рис. 3.4, в) возникает ряд недостатков: растяжение срезов, захват волоса в шов, большой расход ниток, увеличивающий толщину шва.
Прокладывание кромки (рис. 3.5) может являться единственным способом упрочнения деталей мехового верха. В этом случае ее прикрепляют или по всем срезам стана, включая срез низа, или по всем срезам стана, кроме низа, а также по срезам рукавов и норотника.
Неклеевую кромку в изделиях из дорогостоящих видов меха прикрепляют ручным способом, прокладывая прямые стежки наметочной строчки по внешнему краю кромки и чередуя их с крестообразными стежками на всю ширину кромки (см. рис. 3.5, а). Расстояние между крестообразными стежками составляет 3...4 см; длина наметочного стежка 0,8... 1 см. На прямолинейных участках кромку прокладывают на машине потайного стежка (см. рис. 3.5, б), на криволинейных участках — на скорняжной машине (см. рис. 3.5, в), при этом на закруглениях внутренние края кромки надсекаются.
Клеевую кромку (см. рис. 3.5, г) сначала накладывают на мехо-ной скрой, слегка прижимая руками, а затем окончательно скрепляют специальной лопаточкой, легко нажимая ее по кромке.
Комбинированный способ упрочнения деталей скроя (рис. 3.6) пключает в себя выполнение забоковки и прокладывание кромки по одним и тем же срезам (см. рис. 3.6, о, б), а также прокладывание клеевой кромки по отдельным срезам продублированных деталей (см. рис. 3.6, в).
Проклеивание долевых полосок прокладочной ткани по швам соединения шкурок выполняют в комплексе с дублированием деталей, а также на деталях без упрочнения. Для проклеивания долевых швов на полочке и спинке используют полоски шириной 2,5...3 см, для проклеивания поперечных швов — полоски шириной 3... 3,5 см. При овальном обкраивании шкурок используют полоски шириной 5...5,5 см.
Выполнение соединительных швов в меховом из-дслии осуществляют на скорняжной машине (рис. 3.7). Разнообра-ше вариантов обработки определяется способом упрочнения соединительных швов. Наиболее распространены варианты забоков-ки соединяемых срезов и прокладывания по одному из них неклеевой (см. рис. 3.7, а) или клеевой кромки (см. рис. 3.7, б), а также упрочнение обоих срезов неклеевой кромкой (см. рис. 3.7, в).
Обработку вытачек и шлиц меховых изделий выполняют соединительными швами на скорняжной машине.
Шлица в меховом пальто может быть расположена на цельной спинке, в среднем шве спинки или в боковых швах. Обычно шлицу изготовляют на цельной спинке, при этом для ее обработки применяют дополнительные меховые полоски: обтачку — для верхней стороны шлицы, подзор — для нижней. При обработке шли-N1,1 в шве, соединяющем две детали, детали имеют припуск на обработку шлицы.
Обработку шлицы на цельной спинке в изделиях из менее дорогостоящего меха II и III групп (рис. 3.8) начинают с разметки ее положения, после чего кожевую ткань разрезают вместе с упрочняющей прокладкой. По обеим сторонам разреза кромку прокладывают машинным способом так, чтобы внешний ее край попадал в шов обтачивания шлицы, а внутренний закрывал срез прокладки. Обтачку и подзор для обработки сторон шлицы упрочняют прокладкой.Края обтачки и подзора по срезам соединения со сторонами шлицы забоковывают. Обтачку притачивают к верхней стороне шлицы, а подзор к нижней стороне шлицы на скорняжной машине. Верхнюю сторону шлицы вспушивают, выправляя кант, а нижнюю заметывают, перегибая срез в сторону кожевой ткани. Далее выполняют соединение открытых срезов обтачки и подзора с подкладкой машинным способом.
Рис. 3.4. Упрочнение срезов (забоковка) разными способами
Рис. 3.5. Упрочнение срезов прокладыванием кромки (неклеевой и клеевой) разными способами
а б в
Рис. 3.6. Комбинированный способ упрочнения деталей скроя
Рис. 3.7. Варианты выполнения соединительных швов деталей скроя
Рис. 3.8. Обработка шлицы на цельной спинке |
Б)Обработка карманов
Карманы в меховых изделиях, так же как в верхней одежде из других материалов, могут быть прорезными, непрорезными (расположенными в швах или рельефах) или накладными.
Существуют несколько видов прорезных карманов. Наибольшее распространение в меховой одежде имеют прорезные карманы с обтачками (рис. 3.10), которые в зависимости от способа обработки верхнего края кармана могут быть в кант или в щель. Для их изготовления применяют обтачки и подзоры из меха, кожи или замши. После прорезания отверстия для кармана по обеим сторонам разреза прокладывают кромку (клеевую или неклеевую). На одну часть подкладки кармана настрачивают (или притачивают) подзор, на другую — обтачку; подкладку стачивают, а затем ее с обтачкой и подзором притачивают к срезам полочек; швы расправляют. Верхний край кармана выправляют с образованием канта: при обработке кармана в щель — из полочки (см. рис. 3.10, а), при обработке кармана в кант — из обтачки (см. рис. 3.10, б). Кант закрепляют вспушиванием (см. рис. 3.10, а) мни пришиванием шва притачивания обтачки к кожевой ткани полочки косыми стежками (см. рис. 3.10, б). Концы кармана скрепляют ручным способом. Следует отметить, что прорезные карманы в меховой одежде очень часто располагаются в местах соединения шкурок в скрое. И лом случае разрез выполняют на участке кармана, где распарывают шов стачивания шкурок.
Соединение клеевых прокладок выполняют прессованием; кромку по пибу не прокладывают (рис. 3.11, а). Прокладка из нетканого материала может быть соединена с листочкой одновременно с притачиванием кромки по сгибу листочки (рис. 3.11, б}. Про-киадку из хлопчатобумажной прокладочной ткани соединяют с |цн-точкой прямыми стежками ручным способом или на маши-иг стегальными строчками. При использовании хлопчатобумаж-М1М1 прокладки все срезы листочки забоковывают, а по ее сгибу прокладывают кромку ручным или машинным способом (рис. 3.1 1, я). Концы листочки из меха с обтачными концами пни П1 кожи с настрочными концами стачивают на скорняжной машине (в случае использования листочки с втачанными | шшами тгу операцию не выполняют), после чего ее выверты-н,и()| па лицевую сторону и вспушивают ручным способом либо края листочек прессуют. По сгибу листочки из кожи или замши прокладывают отделочную строчку.
Для предохранения кармана от растяжения вдоль его линии входа на расстоянии 1...2 мм от линии прореза прокладывают кромку (или клеевую полоску), после чего прорезают полочку. Для листочки с втачными концами полочку прорезают по линии входа в карман и боковым сторонам на ширину листочки. Верхние края подкладки заутюживают; подзор соединяют с подкладкой. После этого две части подкладки карманов стачивают на универсальной машине, а ее срезы обметывают (в изделиях с отлетной подкладкой)
Сборка кармана с листочкой может быть выполнена несколькими способами. Например, листочку притачивают к полочке без подкладки, а подкладку кармана с предварительно заутюженными верхними краями отдельно притачивают к подкладке листочки (рис. 3.12, а). После этого шов притачивания подкладки кармана прикрепляется к шву притачивания листочки к полочке ручным способом.
Листочку притачивают к полочке одновременно с одной частью подкладки кармана (рис. 3.12, б). Затем к полочке притачивают края подкладки кармана с подзором. Концы листочек пришивают к полочкам строчками ручного стежка.
Прорезные карманы с клапаном (рис. 3.13) в меховой одежде проектируют в основном в изделиях из меха завитковой группы. Клапан можно соединить с полочкой по верхнему или нижнему долевому разрезу. Для повышения формоустойчивости клапаны и изделиях из меха II и III групп упрочняются дублированием или ныстегиванием (ручным или машинным способом) с хлопчатобумажной прокладочной тканью. 11ри выстегивании все срезы клапана и подкладки клапана забо-конывают. Клапаны обтачивают на скорняжной машине по боковым и нижнему срезам или боковые с троны оставляют открытыми на ширину подзоров. Края клапанов закрепляют вспушиванием или пришиванием к кожевой ткани подкладки клапана с последующим прессованием к раек. Обработка подкладки и сборка кармана может быть выполнена по аналогии с обработкой кармана с листочкой (см. рис. 3.12, а).
Рис. 3.10. Обработка прорезного кармана с обтачками: а — в щель; б — в кант
Рис. 3.11. Обработка листочки соединением:
ч - с клеевой прокладкой; б — с неклеевой прокладкой из нетканого материала; в — с неклеевой хлопчатобумажной прокладкой
Рис. 3.12. Обработка прорезного кармана с листочкой разными способами:
а — последовательного притачивания листочки и подкладки кармана; б — одновременного притачивания листочки и одной части подкладки кармана
Рис. 3.13. Обработка прорезного кармана с клапаном швов обтачивания
Рис. 3.15. Обработка накладных карманов и соединение с изделием разными способами: а, б — ручным способом; в — машинным
Рис. 3.14. Обработка кармана в шве
Рис. 3.17. Обработка края борта:
а, б — с неклеевой кромкой (первый вариант); в — с клеевой кромкой; г с полоской из нетканого материала
Рис. 3.16. Варианты бортовой прокладки:
а — для мужского пальто прямого силуэта; б — для женского пальто прямого силуэта; в — для одежды прилегающего силуэта; г — для женских изделий свободной мягкой формы
Обработка непрорезных карманов в швах (рис. 3.14) аналогична обработке карманов в кант и в щель. Однако края карманов предохраняют от растяжения на этапе начальной обработки деталей I кроя при выполнении забоковки и прокладывании кромки. Ме-чокые обтачки и подзор могут быть настрочены на под
кладку кармана на универсальной стачивающей машине без подгибания сре-»>и. Подкладку кармана с обтачкой и подзором соединяют с деталями полочки на скорняжной машине. Верхний край кармана закрепляют вспушиванием.
Накладные карманы в меховых изделиях изготовляют на подкладке, с которой их соединяют ручным или машинным способом. Для меховых изделий II и III групп детали карманов упрочняют хлопчатобумажной прокладочной тканью или дублируют (в изделиях из менее дорогостоящего меха).
При ручном способе изготовления (рис. 3.15, а, б) накладной карман, выстеганный с прокладкой, забоковывают по верхнему срезу и со стороны припуска прокладывают кромку. В карманах с прямыми углами нижние углы обтачивают на скорняжной машине. Края подкладки заутюживают, а затем притачивают к припускам для подгибания верхнего края накладных карманов. Для обработки верхних углов кармана припуски на подгибку верхнего края перегибают по намеченной линии и притачивают их к боковым сторонам, после чего вывертывают и расправляют верхние углы. Края накладных карманов заметывают и подшивают косыми стежками к кожевой ткани. Подкладку наметывают и подшивают по боковым сторонам и низу к карману.
При машинном способе накладной карман выстегивают с прокладкой. Все срезы кармана в этом случае забоковывают или дублируют (рис. 3.15, в). Подкладку с заутюженными на изнаночную сторону краями притачивают к припуску на подгибку верхнего края кармана, оставляя пропуск в строчке для последующего вы-кармана. На скорняжной машине карман обтачивают, предварительно наметав подкладку по боковым сторонам и низу карманов. Карман вывертывают. Края выметывают с образованием канта из меха. Подшивают пропуск в строчке. Накладные карманы соединяют с полочками путем их приметывания и приши-иапия ручным способом.
в) Обработка и сборка бортов. В меховой одежде проектируют отрезные (на участке лацканов) или неотрезные подборта.
Вид, форма, способ обработки бортовой прокладки зависят от вида одежды (рис. 3.16) и меха. Ранее уже отмечалось, что современное меховое пальто в большинстве случаев характеризуется пластичностью, легкостью и отсутствием жестких прокладок. Для изделий мягких форм применяется бортовая прокладка, которая пе имеет дополнительных деталей. Исключением может являться лишь прокладка под петли.
Обработка бортовой прокладки заключается в стачивании вытачек, а также надставок на стачивающей машине или машине, выполняющей зигзагообразную строчку накладным швом с открытым срезом или швом встык. В последнем случае под шов подкла-дывают полоску хлопчатобумажной ткани. В изделиях с отлетной подкладкой внутренний срез бортовой прокладки обметывают.
Бортовую прокладку прикрепляют тремя продольными строчками на машине, выполняющей потайной стежок с расположением двух строчек на расстоянии 15...20 мм от срезов прокладки и одной строчки посередине; при этом внешний край бортовой прокладки должен совпадать с линией перегиба борта.
При наличии лацканов их выстегивают тремя-четырьмя строчками параллельно линии перегиба лацкана. Первую строчку прокладывают на расстоянии 1 см от линии сгиба лацкана. В изделиях улучшенного качества из дорогостоящего меха прокладку прикрепляют ручным способом прямыми стежками.
Для повышения прочности и устойчивости формы в борта и низ прокладывают кромку (рис. 3.17). Если кромка неклеевая, ее прокладывают после выполнения операций выстегивания, забо-ковки срезов и соединения полочек с бортовой прокладкой (см. рис. 3.17, а, б), если клеевая — на начальном этапе упрочнения до перечисленных операций (см. рис. 3.17, в). Внешний край кромки должен совпадать с линией перегиба борта и низа полочек и отстоять на 10 мм от линии перегиба лацкана в сторону проймы.
На остальных участках кромку прокладывают на расстоянии 1...2 мм от срезов деталей мехового верха. По борту кромку прокладывают, выполняя посадку полочки, величина которой зависит от конструкции изделия и вида меха. Ориентировочно посадку распределяют следующим образом: по уступу лацкана и между петлями — 2...3 мм, по лацкану — 4...5 мм; на остальной части борта кромку прокладывают с натяжением. В изделиях с застежкой доверху и с цельнокроеными подбортами кромку по всем участкам борта прокладывают с небольшим натяжением.
В изделиях из недорогих видов пушно-мехового полуфабриката для повышения формоустойчивости борта используют полоску нетканого материала шириной 5...6 см, которую перегибают попонам и пришивают на машине потайного стежка к продублированному борту; при этом сгиб полоски совпадает с линией перегиба порта (см. рис. 3.17, г). Назначение полоски заключается также в уиеличении площади истирания на сгибах борта, что способствует предохранению его от интенсивного истирания в процессе носки.
В изделиях с подбортами, отрезными на участке лацканов, их обтачивают на скорняжной машине после притачивания отрезных частей подбортов к верхним срезам припусков бортов. Края (юртов на участке лацканов выметывают и вспушивают, а припуски бортов до притачных частей подбортов или шалевого ворон шка заметывают и подшивают.
Наиболее распространенным видом застежки в меховой одежде в настоящее время является застежка на крючки-клипсы, но могут использоваться и застежки на прорезные или навесные пет-чп и пуговицы, внутренние застежки на подкладке (супатные), тстсжки на тесьму-молнию.
При обработке застежки на крючки-клипсы в женских изделиях им левой полочке прорезают отверстия и вставляют в них кольца с кожаной прокладкой, которую пришивают к бортовой прокладке мни кожевой ткани. Крючки вставляют в отверстия, прорезанные со стороны правого подборта, и пришивают их к кожевой ткани. Места прорезов предварительно укрепляют прокладкой.