Кинестетическое восприятие




Рабочая программа

По сенсорному развитию дошкольников с умственной отсталостью «Играю и учусь»

Составитель:

Учитель-дефектолог О.И. Тисленко

Пояснительная записка

 

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости и детей с расстройствами аутистического спектра. Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребёнка» и разработками отечественных ученых в области специальной педагогики и психологии.

Рабочая программа «Играю и учусь» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для дошкольников с умственной отсталостью и сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей со сложной структурой дефекта.

Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития воспитанников «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Учитель-дефектолог проводит диагностику воспитанников в начале учебного года с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений. По результатам диагностического обследования и руководствуясь рекомендациями ЦПМПК, учитель-дефектолог комплектует состав детей, с которыми будет проводить индивидуальные занятия, определяя подходящий для каждого ребёнка коррекционный уровень. Каждый учебный период заканчивается итоговым обследованием ребёнка для определения индивидуальных достижений по результатам проведенных занятий. При необходимости (если ожидаемые результаты оказались недостаточными) занятия с ребёнком продолжаются либо дублируются.

В основу Рабочей программы «Играю и учусь » для воспитанников лёгкой и умеренной умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования, обеспечивает возможность реализовать индивидуальный потенциал развития каждого ребёнка.
Деятельностный подход определяется характером
организации доступной дошкольникам предметно-практической
деятельности.

Структурированный подход формирует и активизирует у ребёнка мотивацию на целенаправленную деятельность.

 

В основу программы «Играю и учусь» положены п ринципы:

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого воспитанника, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4.Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.


Основная цель программы - обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

 

Задачи программы:

- формирование эмоционального контакта с взрослым, направленности на сотрудничество с ним;

- развитие психомоторики и сенсорных процессов;

- речевое развитие;

- формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности.


Основные направления работы:

– формирование знаний сенсорных эталонов; – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта;

- изучение (диагностика) уровня развития детей;

- консультативная и практическая помощь родителям.

Формируемые представления:

• Развитие зрительного восприятия

• Развитие слухового восприятия

• Развитие кинестетического восприятия

• Формирование сенсорных эталонов. Цвет предметов

• Формирование сенсорных эталонов. Форма предметов

• Формирование сенсорных эталонов. Величина предметов

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных игровых упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности воспитанников и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью педагога и ребёнка. Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе. Продолжительность занятия: 15—20 минут (3 занятия в неделю)

 

 

Содержание программы

 

Зрительное восприятие

- создавать условия для накопления опыта реагирования на зрительные стимулы;

- развивать концентрацию зрительного внимания ребенка на предметах, находящихся на расстоянии;

- создавать условия для развития у ребенка зрительного восприятия с опорой на другие виды ощущений и восприятия;

- стимулировать развитие координации движений рук при обеспечении зрительного прослеживания в процессе действий с предметами различной формы (неваляшки, мячи, шары, кубики, пирамидки и др.);

- совершенствовать прослеживание и возникновение связи «глаз-рука» (предпосылки зрительно-моторной координации);

- формировать зрительное восприятие разных предметов, учить дифференцировать предметы (игрушки), имеющие разные функциональное назначение (мяч, машинка, кубик и т.д.);

- формировать умение выделять изображение объекта из фона.

Методическое обеспечение:

Игрушки и оборудование:

кубики, шары, неваляшки, матрёшки, мячи, зайчики, мишка, пирамидки, грузовичок и др.

Игры и игровые упражнения:

«Где кубик», «Весёлый мячик», «Найди домик», «Построим башню», «Утка с утятами», Покатаем мишку на машине», «Потанцуем с неваляшкой», «Вкладыши», «Собери матрёшку», Разложи пирамидку», «Закрой окошки», «Покатаем куклу Машу» и др.

 

Слуховое восприятие

 

- побуждать прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и игрушками, манипулировать ими;

- создавать условия для накопления опыта восприятия различных звуков окружающего мира, фиксировать внимание на различных звуках в быту (стуке в дверь, телефонном звонке, шуме льющейся воды, звуке падающего предмета), называя соответствующие предметы и действия;

- совершенствовать слуховое восприятие через игры с музыкальными инструментами, учить дифференцировать их звучание (рояль, барабан; металлофон, шарманка; бубен, свирель), выполняя при этом действия с музыкальными инструментами (игрушками);

- расширять слуховое восприятие звуков природы (шум ветра, шум воды и др.), голосов животных и птиц, подражать им;

- создавать условия для пространственной ориентировки на звук, используя звучания игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и упражнениях, побуждая детей определять расположение звучащего предмета, бежать к нему, показывать и называть его.

Методическое обеспечение

Игрушки и оборудование:

колокольчик, погремушки, коробочки - шумелки, уточка с утятами, молоточек, барабан, металлофон, бубен,

Игры и игровые упражнения:

«Что звенит?», «Где звенит?», «Громко, тихо», «Подарим кукле погремушку», «Постучи в барабан», «Весёлый колокольчик», «Позвони по телефону» и др.

 

Кинестетическое восприятие

- вызывать спокойные реакции на контакт руками и оказание физической помощи (рука в руке, рука на локте, плече и т.д.);

- вызывать спокойные реакции на соприкосновение с различными материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);

- развивать тактильно-кинестетическое восприятие через накопление разнообразных ощущений на исходящую от объектов вибрацию;

- развивать тактильно-кинестетическое восприятие через накопление разнообразных ощущений и восприятий путем обследования различной предметной среды, предлагать ребенку для захватывания, сжимания предметы разной формы, цвета, фактуры;

- различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) потемпературе (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

- формировать умения дифференцировать игрушки (предметы) на основе тактильного восприятия их разных свойств (раскладывать мячики в две коробочки

колючие и мягкие, опираясь на их тактильные свойства

Методическое обеспечение

Игрушки и оборудование:

игрушки из разных материалов (пластмассовые, металлические, деревянные), бумага, вода, песок, разные коробочки

Игры и игровые упражнения:

«Угости зайку морковкой», «Найди сюрприз», «Открой коробочку», «Наряди мишку», «Весёлые ручки», «Следы на песке», «Тонет, не тонет» «Пересыпалочки», «Прищепки», «Достань колечко», «Поймай шарик», «Весёлые шнурочки», «Застёжки», «Мягкое - твердое», «Холодное - горячее».

и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: