Задачи учителя: 1) Сформировать понятие о конкретном смысле умножения и деления;
2) Изучить таблицы умножения и деления;
3) Знание таблиц довести до автоматизма.
Для подготовки к введения конкретного смысла умножения включают счет пар, троек предметов. Учащимся предлагаются задачи на нахождение суммы одинаковых и неодинаковых слагаемых. Подобные задачи полезно иллюстрировать предметами или рисунками. Следует включать и обратные упражнения: по данным рисункам составить задачи (примеры) на сложение.
Решая такие задачи и примеры, учащиеся замечают, что есть суммы с одинаковыми слагаемыми, и считают, сколько таких слагаемых. Далее сумма одинаковых слагаемых заменяется произведением (6 + 6+6 + 6 = 24; 6·4 = 24).
Дается и такое задание: Представить числа (6,8,10, 32) в виде суммы одинаковых слагаемых.
12= 2+2+2+2+2+2+2
12= 6+6
12= 4+4+4
12= 3+3+3+3
Раскрывая конкретный смысл умножения выполняется несколько упражнений на замену суммы произведением. 2+2+2+2=8 2·4=8 Учащиеся учатся различному чтению выражения: 2 умножить на 4
по 2 взять 4 раза
по 2 берем 4 раза
При вычислении некоторых сумм одинаковых слагаемых целесообразно ознакомить детей с приемом группировки слагаемых. Например, вычисляя сумму 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2, надо обратить внимание детей, что сумма пяти слагаемых равна 10, а к 10 легко прибавить сумму остальных слагаемых: 10 + 4=14. Этот прием используется в дальнейшем при составлении таблиц умножения.
Конкретный смысл деления раскрывается в процессе решения простых задач на деление по содержанию и на равные части. Ученики должны научиться выполнять по условию задачи операцию разбиения данного множества на ряд равночисленных подмножеств и связывать эту операцию с действием деления, научиться записывать решение задач с помощью этого действия.
|
На знании конкретного смысла действия деления основывается первый вычислительный прием деления: ученики находят частное, выполняя действия с предметами. Например, чтобы найти частное 8:4, берут 8 кружков, раскладывают их по 4 и считают, сколько раз получилось по 4 кружка, или раскладывают 8 кружков на 4 равные части и считают, сколько кружков получилось в каждой части.
Табличные случаи умножения и деления. В подготовительную работу входит: 1. Ознакомление с конкретным смыслом умножения и деления;
2. Установление связи между умножением и делением;
3. Приемы нахождения произведения.
К ним относятся:
- Замена произведения суммой 2·5=2+2+2+2+2
- Использование ответа предыдущего и следующего примера.12·6= (2·5)+2=12
- Прием группировки слагаемых 2·8=2·5+2+2+2=2·5+2·3
Используя изученные приемы, составляется таблица умножения двух, которую дети должны будут постепенно запомнить. При составлении таблицы умножения двух результат находят сложением, используя при этом наглядные пособия, например квадрат с уголком, или обводят в тетради 9 рядов клеток, по 2 клетки в ряду.
2·2=2+2=4 4:2
2·3=2+2+2=6 3·2 6:2 6:3
2·4 4·2 8:2 8:4
………….. ……………………
2·8= 2+2+2+2+2 +2+2+2=2·5+2·3=16 …………………...
2·9= 9·2 18:2 18:9
Далее изучается переместительное свойство умножения. Знать это свойство нужно прежде всего для усвоения действия умножения, а кроме того, знание этого свойства дает возможность почти вдвое сократить число случаев, которые необходимо запомнить наизусть. Вместо двух случаев (8*3 и 3*8) ученики запоминают только один.
|
На основе переместительного свойства умножения составляется таблица умножения на 2. Ученикам предлагается самим составить эту таблицу.
Далее изучаются связи между компонентами и результатами действий умножения и деления. На основе этих связей вводятся приемы для табличных случаев деления.
Связь между компонентами и результатом действия умножения раскрывается с помощью наглядных пособий. Учащимся предлагается составить пример на умножение по рисунку:
0000 0000
Ученики составляют пример: 4·2=8. Пользуясь этим же рисунком дается задание составить два примера па деление. (8:4 = 2, 8:2=4.)
После выполнения нескольких аналогичных упражнений ученики делают вывод: если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то получим другой множитель.
Вводятся таблицы деления на 2 и деление с частным 2 (ответом 2)
Табличное умножение и деление изучается совместно, т. е. из каждого случая умножения получают соответствующие случаи деления.
Сначала рассматриваются все табличные случаи умножения и деления с числом 3, затем 4, 5 и т. д.
Каждая таблица умножения по постоянному первому множителю составляется начиная со случая равных множителей (3·3, 4·4 и т. д.), поскольку случаи, предшествующие этим, уже были рассмотрены ранее в других таблицах.
Чтобы лучше запомнить таблицы умножения и деления можно использовать следующие приемы:
1) часто повторять случаи умножения и деления;
2) повторение таблиц вразнобой;
3) использование табличных случаев в математических диктантах;
4) воспроизведение табличных случаев умножения по результату (24=6·4, 24=3·8 и т.д.);
5) игровые методы;
6) составление троек примеров (1- на умножение и 2-на деление)