Методика изучения табличных случаев умножения и деления.
Задачи учителя: 1) Сформировать понятие о конкретном смысле умножения и деления; 2) Изучить таблицы умножения и деления; 3) Знание таблиц довести до автоматизма. Для подготовки к введения конкретного смысла умножения включают счет пар, троек предметов. Учащимся предлагаются задачи на нахождение суммы одинаковых и неодинаковых слагаемых. Подобные задачи полезно иллюстрировать предметами или рисунками. Следует включать и обратные упражнения: по данным рисункам составить задачи (примеры) на сложение. Решая такие задачи и примеры, учащиеся замечают, что есть суммы с одинаковыми слагаемыми, и считают, сколько таких слагаемых. Далее сумма одинаковых слагаемых заменяется произведением (6 + 6+6 + 6 = 24; 6·4 = 24). Дается и такое задание: Представить числа (6,8,10, 32) в виде суммы одинаковых слагаемых. 12= 2+2+2+2+2+2+2 12= 6+6 12= 4+4+4 12= 3+3+3+3 Раскрывая конкретный смысл умножения выполняется несколько упражнений на замену суммы произведением. 2+2+2+2=8 2·4=8 Учащиеся учатся различному чтению выражения: 2 умножить на 4 по 2 взять 4 раза по 2 берем 4 раза При вычислении некоторых сумм одинаковых слагаемых целесообразно ознакомить детей с приемом группировки слагаемых. Например, вычисляя сумму 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2, надо обратить внимание детей, что сумма пяти слагаемых равна 10, а к 10 легко прибавить сумму остальных слагаемых: 10 + 4=14. Этот прием используется в дальнейшем при составлении таблиц умножения. Конкретный смысл деления раскрывается в процессе решения простых задач на деление по содержанию и на равные части. Ученики должны научиться выполнять по условию задачи операцию разбиения данного множества на ряд равночисленных подмножеств и связывать эту операцию с действием деления, научиться записывать решение задач с помощью этого действия. На знании конкретного смысла действия деления основывается первый вычислительный прием деления: ученики находят частное, выполняя действия с предметами. Например, чтобы найти частное 8:4, берут 8 кружков, раскладывают их по 4 и считают, сколько раз получилось по 4 кружка, или раскладывают 8 кружков на 4 равные части и считают, сколько кружков получилось в каждой части. Табличные случаи умножения и деления.В подготовительную работу входит: 1. Ознакомление с конкретным смыслом умножения и деления; 2. Установление связи между умножением и делением; 3. Приемы нахождения произведения. К ним относятся: - Замена произведения суммой 2·5=2+2+2+2+2 - Использование ответа предыдущего и следующего примера.12·6= (2·5)+2=12 - Прием группировки слагаемых 2·8=2·5+2+2+2=2·5+2·3 Используя изученные приемы, составляется таблица умножения двух, которую дети должны будут постепенно запомнить. При составлении таблицы умножения двух результат находят сложением, используя при этом наглядные пособия, например квадрат с уголком, или обводят в тетради 9 рядов клеток, по 2 клетки в ряду. 2·2=2+2=4 4:2 2·3=2+2+2=6 3·2 6:2 6:3 2·4 4·2 8:2 8:4 ………….. …………………… 2·8=2+2+2+2+2+2+2+2=2·5+2·3=16 …………………... 2·9= 9·2 18:2 18:9 Далее изучается переместительное свойство умножения. Знать это свойство нужно прежде всего для усвоения действия умножения, а кроме того, знание этого свойства дает возможность почти вдвое сократить число случаев, которые необходимо запомнить наизусть. Вместо двух случаев (8*3 и 3*8) ученики запоминают только один. На основе переместительного свойства умножения составляется таблица умножения на 2. Ученикам предлагается самим составить эту таблицу. Далее изучаются связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.На основе этих связей вводятся приемы для табличных случаев деления. Связь между компонентами и результатом действия умножения раскрывается с помощью наглядных пособий. Учащимся предлагается составить пример на умножение по рисунку: 0000 0000 Ученики составляют пример: 4·2=8. Пользуясь этим же рисунком дается задание составить два примера па деление. (8:4 = 2, 8:2=4.) После выполнения нескольких аналогичных упражнений ученики делают вывод: если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то получим другой множитель. Вводятся таблицы деления на 2 и деление с частным 2 (ответом 2) Табличное умножение и деление изучается совместно, т. е. из каждого случая умножения получают соответствующие случаи деления. Сначала рассматриваются все табличные случаи умножения и деления с числом 3, затем 4, 5 и т. д. Каждая таблица умножения по постоянному первому множителю составляется начиная со случая равных множителей (3·3, 4·4 и т. д.), поскольку случаи, предшествующие этим, уже были рассмотрены ранее в других таблицах. Чтобы лучше запомнить таблицы умножения и деления можно использовать следующие приемы: 1) часто повторять случаи умножения и деления; 2) повторение таблиц вразнобой; 3) использование табличных случаев в математических диктантах; 4) воспроизведение табличных случаев умножения по результату (24=6·4, 24=3·8 и т.д.); 5) игровые методы; 6) составление троек примеров (1- на умножение и 2-на деление)
Читайте также: Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |