В конце 60-х годов отчетливо проявилось стремление всех стран, активно участвующих в международной торговле, добиться рационализации и гармонизации данных торговой документации и, в частности, максимально унифицировать систему кодирования в отношении стран, единиц количественных измерений, видов транспорта, требований к условиям транспортировки, и в первую очередь, конечно, в отношении самих товаров. В самом деле, несмотря на существование единых международных номенклатур для статистических и тарифных целей, в силу различных причин один товар в ходе единичной международной сделки мог быть по-разному отклассифицирован до 17 раз, пока он наконец доходил до своего конечного потребителя. Такое положение вещей, естественно, удорожало, и порой значительно, продажную стоимость товара и наносило таким образом ущерб потребителям и самим производителям.
Развитие технических средств автоматизированной обработки и передачи данных давало реальную возможность решить названную проблему, однако лишь в том случае, если для идентификации товара использовался бы единый международно-признанный код.
Работы по изучению данной проблематики сконцентрировались в рамках Европейской Экономической Комиссии ООН, в ее рабочей группе по вопросам упрощения процедур международной торговли.
В начале 70-х годов представители СТС обсудили ход работ с другими международными организациями, и на совещании ЕЭК ООН было признано, что СТС является наиболее приемлемой организацией для того, чтобы вести изучение и практическую реализацию вопросов, связанных с описанием и кодированием товаров, обращающихся в международном товарообмене.
Спустя 13 лет исследовательская и подготовительная работа, осуществленная под эгидой СТС, вылилась в создании Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров и новой Конвенции о ее внедрении.
|
В виду того, что основной целью ГС является удовлетворение нужд и требований всех органов, организаций и лиц, участвующих в и обслуживающих международную торговлю, в состав Комитета по ГС, куда по началу были включены только представители таможенных служб различных стран, вошли и представители ряда национальных и международных организаций.
Всего в работе Комитета по ГС и его рабочей группы приняли участие представители около 60 стран и более 20 международных и национальных организаций путем подачи своих предложений, замечаний, комментариев к предложениям или посредством участия в процессе принятия конкретных решений.
В соответствии с общими принципами, установленными рабочей группой Комитета по ГС, данная система описания и кодирования товаров должна была “развиться” не только из взаимосопоставимых НСТС и СМТК ред. 2, но и учитывать широкий спектр прочих товарных классификационных систем. Некоторые из них базировались на НСТС (наприм. таможенный тариф Японии), в то время как другие развивались ранее самостоятельно (таможенные тарифы США и Канады). Кроме того, учитывались и разнообразные транспортные номенклатуры: Стандартизированная товарная номенклатура Международного железнодорожного Союза; Всемирная классификация авиагрузов Международной Ассоциации воздушного транспорта; Фрахтовый тариф Ассоциации ВестИндских трансатлантических пароходных линий и Стандартизированный товаро-транспортный код.
|
Таким образом, проект ГС разрабатывался как номенклатура, структурно разделенная на несколько различных уровней, основанная в первую очередь на детально пересмотренной НСТС с ее 4- значными цифровыми позициями, дополняемыми подпозициями. Пересмотр и поправки к НСТС как таковой, будучи в специфической компетенции Комитета по Номенклатуре, учрежденного Конвенцией о Брюссельской тарифной номенклатуре 1950 года, были распространены и на новые тексты, относящиеся к уровням товарных позиций, по общему соглашению между Комитетами СТС по ГС и по Номенклатуре.
Что же касается разбивки, или детализации, товарных позиций на подпозиции, или субпозиции, последние были обозначены 2- мя дополнительными цифрами. Таким образом, подпозиции идентифицируются 6- значным цифровым кодом.
Отдельная идентификация в ГС товаров либо групп товаров принималась лишь в случае достижения соглашения между участниками о том, что данные товары или группы товаров действительно играют существенную роль в международной торговле.
К 1976 году общая концепция новой ГС описания и кодирования товаров приобрела конкретные очертания.
В ноябре этого же года Статистический Комитет ООН признал, что предлагаемая комбинированная товарная номенклатура, которая отвечает требованиям и производства, и торговли, должна играть важнейшую роль и содержать для товаров, обращаемых в международной торговле, элементы комбинированной классификации данного описания товара.
К началу 1981 года Комитет по ГС завершил подготовительную работу по Системе. Только с этого момента действительное существо ГС начало проявлять себя полностью в своем значении и проблемах. Если в некоторых аспектах ГС могла рассматриваться, как уже указывалось, в качестве ответвления действующих НСТС и СМТК ред. 2, то по существу она превратилась в абсолютно новую 6- значную цифровую номенклатуру для перемещаемых в международном товарообороте изделий и предметов. Именно в качестве таковой она призвана со временем полностью заменить НСТС на международном уровне, поэтому для достижения этой цели была разработана Международная Конвенция по ГС и проведены соответствующие мероприятия в связанных областях.
|
К июню 1983 года Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре провел полный пересмотр уже частично согласованных текстов и решил ряд возникших при этом технических проблем. Параллельно было достигнуто соглашение в отношении положений международной Конвенции, на основании которой ГС будет введена в действие. Одним из существенных итогов этой работы Комитета было достижение договоренности о возможности развивающихся стран частично применять ГС на уровне, меньшем чем 6 знаков (но не менее 4), в тех случаях, когда их участие в международной торговле или административные ресурсы объективно позволяют лишь такое частичное применение.
В виду того, что не вся вспомогательная работа по ГС была закончена, в частности, разработка Пояснений к Номенклатуре, СТС принял решение о создании Промежуточного (Временного) Комитета по ГС для ведения и наблюдения за применением ГС до вступления новой Конвенции в силу. Кроме того, данный временный Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре учредил совместную рабочую группу для окончания разработки Пояснений к номенклатуре ГС.
В июне 1983 года на своих 61/62 сессиях в Брюсселе Совет Таможенного Сотрудничества утвердил окончательный вариант проекта Международной Конвенции по Гармонизированной Системе описания и кодирования товаров и открыл Конвенцию для подписания.
Первоначальным намерением Совета являлось введение Конвенции по ГС в действие 01.01.1985 года, и соответствующая статья Конвенции (ст. 13) исходила из этих сроков. Однако различные задержки административного характера и переговоры по вопросам применения ст. XXVIII Генерального Соглашения по тарифам и торговле, вызванные необходимостью перевода тарифов на ГС, повлекли за собой изменение первоначально запланированной даты. Новый срок введения Конвенции в действие был установлен на 01.01.1988 г.
Для обеспечения выполнения данного срока СТС в июне 1986 года (на своих 67/68 сессиях) утвердил Протокол поправок к Конвенции по ГС, где было предусмотрено, что для вступления Конвенции в силу необходимо определенное количество стран, ее подписавших. По достижении к сентябрю 1987 года этого количества - 17 государств - Гармонизированная Система описания и кодирования товаров вступила в силу 1 января 1988 года.
СССР присоединился к этой Конвенции 12 августа 1988 года Постановлением Совета Министров СССР № 1004 “О введении в СССР Гармонизированной системы описания и кодирования товаров”.
28. В основу форм разделов ГС положены 4 основных признака:1) по принципу происхождения, по химическому составу, по виду материала, по функциональному назначению. Пример: Резиновые сапоги(литые). Раздел и группу выбир на основании функционального назначения, субпозицию по материалу, и в качестве третьего признака способ производства.
При образовании групп(но не всех) заложен принцип последовательности оьработки товаров: от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ГС в таможенных тарифах, а так же показывает значение товара в международной торговле. Т.о., систематизирование товаров представляет собой логический процесс разделения всего классифицируемого множества по отдкльным признакам на отдельные группировки-фасеты. Классификация помогает упорядочению данных, установлению отношений между объектами классификации и общими свойствами этих объектов, изучению структуры и выявлению результатов. Полный код товара в ГС называется субпозицией, в ТН ВЭД-подсубпозицией. Разделы и подгруппы обозначаются римскими цифрами и не отражаются в структуре кода. Подгруппы есть только в группах сильно перегруженных товарами(28,29,39,71). Они создают дополнительное удобство пользования номенклатурой. ГС не только тов номенклатура, но и ОПИ + примечания. Наиболее важная функция примечаний к разделам и группам – не допустить перекрытия сфер влияния различных товарных позиций. Примечания позволяют провести четкую границу между различными товарными позициями и определить их приоритеты. Еще одна важная функция примечаний – определение значений терминов с целью не допустить перегрузки текстов товарных позиций. Например в тов поз 6103 и 6203 употребляется термин костюм. В примечаниях для 61 и 62 групп для толкования этого термина используется длинное определение. Необходимо учитывать, что толкование в ГС не обязательно совпадает с общепринятым значением. В примечании 3 к группе 5 слоновая кость –зубы всех животных. Примечания могут устанавливать жесткие требования к характеристикам товара для включения его в конкретную товарную позицию. Иногда недостаточно ознакомиться с примечаниями к определенным разделам и группам, но также надо ознакомиться с примеч к др разд и группам имеющим как-л отношение к подобным видам товаров,материалам и к их функциям. Примечания в нек случаях определяют особенности классификации тех или иных товаров. Знаки препинания: «,» между двумя частями данного текста означает, что все изделия до запятой, могут быть изготовлены из любого материала, так седла м б изготовлены из кожи или пластмассы. Если тов поз в кот изделия классиф в соотв с их ф-ми и нет никаких ссылок на материал, то м б изг из любого мат-ла. ОДНАКО! Если исп «;» это означает, что после этого знака начинается описание совершенно новых товаров. Любая характеристика опред товара, упомянутая до точки с запятой не распространяется на товары упомянутые после «;». Двоеточие обозначает раскрытие термина множества, стоящего до этого знака, посредством перечисления товаров подмножеств, стоящих после этого знака.
29 Применение ТН ВЭД
Основными сферами применения ТН ВЭД является таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД и ведение таможенной статистики. Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ при декларировании подлежат классификации согласно ТН ВЭД. При приеме ГТД заявленный код подлежит проверке, в случае установления факта нарушения тамож орган вправе сам осуществить классифик товаров. Важность контроля кода определяется тем, что все последующие после приема декларации этапы тамож контроля прямо или косвенно связаны с классификацией товара согласно ТН ВЭД: выбор ставки тамож пошлины и порядок исчисления других там платежей, контроль заявленной тамож стоимости, применение запретов на перемещение того или иного вида товаров. Таможенно-тарифное регулирование- метод государственного регулирования внешней торговли т оварами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. ТН ВЭД – основа построения таможенного тарифа, который по сути своей является товарной номенклатурой со сводом ставок таможенных пошлин по адваларному, специфическому, и комбинированному видам. Однозначность классификации предполагает единственно возможную, определенную тарифом ставку тамож пошлины. Очень важный этап – проверка заявленной таможенной стоимости, т.к. она служит основой начисления платежей. Внешнеторговая деятельность регулируется государством не только там-тарифными методами, но и нетарифными методами. Нетарифное регулирование – метод гос регулирования внеш торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Также ТН ВЭД применяется при расследовании административных правонарушений и ведении дознания по уголовным делам, связанным с недостоверным декларированием товаров. Согласно нормам КоАП недоставерное декларирование средств влечет наложение административного штрафа в размере от ½ до трехкратного размеров стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения. Вопросы классификации товаров согласно ТН ВЭД затрагивают практически все отрасли таможенного дела.
ТК ТС О ТН ВЭД.