Правовое регулирование таможенного контроля




Введение

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является для российской таможенной службы одной из наиболее перспективных мер обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ, одним из приоритетов совершенствования таможенного администрирования. Таможенный контроль осуществляет технические средства, которые осуществляют таможенный контроль предметов ручной клади, а также разные почтовые отправки, грузовые и транспортные средства.

Следует отметить, что при таможенном контроле технические средства применяются на ранних стадиях досмотра и определяют эффективность, а также целесообразность дальнейших оперативных мероприятий.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства Таможенного Союза и Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением таможенного контроля после выпуска товаров.

Предметом исследования выступает таможенный контроль после выпуска товаров.

Целью работы является исследование института таможенного контроля после выпуска товаров.

 

Правовое регулирование таможенного контроля

Таможенный процесс является относительно новым институтом таможенного права. Наиболее комплексно правовая природа и содержание таможенного процесса были изучены в работах А.Б. Новикова, Г.В. Матвиенко, М.С. Шолоховой и других ученых.

Таможенный процесс представляет собой нормативно регламентированную юридическую деятельность, в которой участвуют таможенные органы и иные участники процесса (декларанты, таможенные перевозчики и др.) в целях определения статуса товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенный процесс включает в себя несколько стадий: таможенные операции (оформление), таможенный контроль, валютный контроль, взимание таможенных платежей, производство по делам о нарушениях таможенных правил. Все стадии таможенного процесса прямо или косвенно связаны с перемещением товаров через таможенную границу, имеют общие признаки и особенности. Последние обусловлены различными факторами, такими как характеристика перемещаемых товаров, цель перемещения, вид транспортного средства международной перевозки, избранная декларантом таможенная процедура.

Таможенный контроль является неотъемлемой стадией таможенного процесса и обязательным условием перемещения товаров через таможенную границу. Содержание понятия "таможенный контроль" соответствует положениям Киотской конвенции, согласно которым таможенный контроль должен быть направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства. Это вызвало необходимость корректировки всей таможенной системы, нормативно-справочной информации, используемой в целях таможенного контроля. Модернизация информационных технологий позволяет значительно ускорить, упростить и сделать прозрачной работу таможни для участников внешнеэкономической деятельности[1].
Таможенный контроль является частью системы государственного контроля, его содержание зависит от проводимой государством таможенной политики. Главное требование к таможенному контролю - его эффективность. От эффективности осуществления контроля зависит состояние экономики Российской Федерации, расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства. Повышению эффективности таможенного контроля в целом будет способствовать получаемая своевременная, точная информация, предоставляемая оперативно и периодически в форме определенных отчетов, сведений и данных.

В научной литературе интерес к теме таможенного контроля не ослабевает в течение многих лет. В исследованиях таможенный контроль рассматривается с различных точек зрения, что объясняется многоплановостью данного явления. Учеными изучается контроль через определенное научное направление, определяются цели и задачи исследования, объект, предмет и методология. В юридической науке трудности в понимании сущности контроля вызваны тем, что некоторые из современных положений основаны, а иногда и дублируют работы прошлых лет. В них не учтены состояние и тенденции развития административного и таможенного права, а также процесс интеграции России в мировое сообщество. Создание Таможенного союза, Евразийского экономического союза, вступление в ВТО оказали непосредственное влияние на контрольную деятельность таможенных органов.

На современном этапе развития таможенных правоотношений таможенному контролю свойственна определенная специфика. С одной стороны, речь идет об усложнении государственного контроля в сфере внешней экономики в целом и в области таможенного дела в частности. Как отмечает Д.А. Янчуков, усложнение связано с тем, что осуществление государством деятельности во внешнеэкономической сфере охватывает и деятельность негосударственных коммерческих организаций, предприятий различных форм собственности, иностранных инвесторов и т.д. Такой контроль охватывает в первую очередь деятельность не столько государственных органов власти, сколько организаций различных форм собственности, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в указанной области[2].

С другой стороны, присоединение России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) способствовало унификации таможенных правил, одновременно максимальному их упрощению и приведению к единым мировым стандартам. Современное таможенное законодательство призвано содействовать дальнейшему развитию рыночных отношений, стимулировать развитие внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Предусмотренные Киотской конвенцией преимущества, связанные с облегчением международной торговли, могут быть достигнуты без ущерба для таможенного контроля при помощи современных методов, таких как контроль на основе управления рисками и аудит, а также путем максимального практического использования информационных технологий.

Как известно, таможенные органы реализуют свои полномочия в рамках строго определенных процедур, регламентирующих проведение контрольных мероприятий, принятие решений и их оформление. Правовая форма деятельности таможенных органов по наблюдению и проверке исполнения и соблюдения подчиненными субъектами (организациями, учреждениями, физическими лицами) нормативно-правовых предписаний и предупреждению правонарушений в науке характеризуется как контрольное производство. В свою очередь, контрольное производство в совокупности с другими производствами и процессами в таможенной сфере составляют содержание таможенного процесса. Здесь уместно привести слова В.Д. Сорокина, определяющего процесс как деятельность, с помощью которой решения органов государственной власти облекаются в предусмотренную законом форму - правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные.

Правовые основы таможенного контроля имеют свои особенности. Правовое регулирование данных отношений (так же, как и регулирование всех таможенных правоотношений) осуществляется на трех уровнях - международном, надгосударственном (союзном) и национальном.

Контроль, осуществляемый таможенными органами, должен проводиться строго в соответствии с международными таможенными конвенциями и иными международными договорами и соглашениями. Таможенное законодательство нашей страны полностью соответствует основным принципам Киотской конвенции, что позволяет осуществлять внешнеэкономическую деятельность наиболее эффективно, широко использовать информационные технологии.

К числу важнейших соглашений, принятых Всемирной таможенной организацией, относится Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. К документам, определяющим в том числе и порядок контроля, также относится Конвенция о временном ввозе 1990 г.

Правовое регулирование контрольных отношений на уровне Евразийского экономического союза осуществляется Таможенным кодексом (до 2017 г. - Таможенным кодексом Таможенного союза, а с 2017 г. - Таможенным кодексом Евразийского экономического союза), международными договорами государств Союза и решениями Евразийской экономической комиссии. Таможенный кодекс является важнейшим нормативным актом, определяющим порядок и содержание всех таможенных формальностей, в том числе определяющий порядок таможенного контроля.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) вобрал в себя порядка двадцати международных соглашений, регулирующих таможенные вопросы в ЕАЭС. В документе продолжена тенденция переноса таможенного контроля на этап пост-контроля (после выпуска товаров). Использование автоматического выпуска товаров, в отношении которых не сработали профили системы управления рисками, способствует упрощению таможенных формальностей и снижает административные барьеры и коррупционную составляющую.

На уровне Союза определены задачи таможенных органов в рассматриваемой сфере. Помимо проведения таможенного контроля, в качестве основных задач таможенных органов выступают контроль:

- за исполнением таможенного законодательства ЕАЭС и иного законодательства государств - членов Союза;

- правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей;

- за перемещением валюты, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков.

Также таможенные органы осуществляют:

- контроль таможенной стоимости;

- в пределах своей компетенции иные виды контроля, в т.ч. экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств Союза;

- контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров;

- обмениваются информацией и документами, необходимыми для контроля, с другими контролирующими государственными органами;

- контроль за совершением таможенных операций, на основе непрерывного обновления, анализа и пересмотра имеющейся у таможенных органов информации.

Следует отметить, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ осуществляется только на федеральном уровне и включает, помимо Основного закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные нормативные акты. На уровне государств самостоятельно решаются следующие вопросы: система и полномочия таможенных органов; порядок обжалования их решений, действий и бездействия; организация информирования и консультирования; порядок взыскания таможенных пошлин, налогов и др. Вступление в силу ТК ЕАЭС повлечет за собой значительные изменения правового регулирования таможенных отношений на национальном уровне. Необходимо вспомнить и о недавнем переподчинении Федеральной таможенной службы России Министерству финансов РФ, что также вызвало кардинальные изменения нормативно-правовой базы. Эти и другие поправки напрямую затронули и порядок производства таможенного контроля.

Таким образом, таможенный контроль, являясь неотъемлемой стадией таможенного процесса, находится в постоянной динамике. Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется на трех уровнях (международном, союзном и национальном). Развитие информационных технологий, интеграционные процессы, участником которых является и наша страна, оказывают непосредственное влияние на производство таможенного контроля. Совершенствование таможенного контроля позволяет более эффективно выявлять, пресекать нарушения таможенного законодательства, сокращать время выпуска товаров, унифицировать правоприменительную деятельность таможенных органов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: