Формы и принципы таможенного контроля




На основе анализа положений отдельных глав Таможенного кодекса, были выявлены следующие классификационные группы общих условий таможенного контроля: − выбор таможенных действий; − временная продолжительность таможенного контроля; − помещение товаров и транспортных средств под таможенный контроль; − допустимость проверки подлинности сведений, содержащихся в таможенных документах; − места проведения таможенного контроля; − обязанность управомоченных лиц предъявлять документы органам таможенной службы; − неприемлемость причинения вреда при проведении процедуры таможенного контроля; − использование средств технической поддержки при осуществлении таможенного контроля; − всевозможные меры, которые предпринимаются и принимаются в отношении отдельных товаров и их групп. Указанный перечень общих условий таможенного контроля не является доскональным и исчерпывающим[3]. Традиционно выделяют следующую группу принципов таможенного контроля: 1) принцип выборочности; 2) принцип достаточности; 3) принцип взаимодействия таможенных органов с таможенными органами иностранных государств сообразно с международными договорами, с другими контролирующими государственными органами, а также с непосредственными участниками деятельности внешнеэкономического масштаба; 4) принцип использования системы управления рисками. Система управления рисками (СУР) базируется на эффективном использовании имеющихся ресурсов органов таможенной службы для предупреждения нарушений таможенного законодательства таможенной службы и применяется для идентификации товаров, транспортных средств в международной перевозочной практике, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, а также степени реализации таможенного контроля. Для выявления товаров, транспортных средств различной категории, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени доскональной проверки таможенными органами применяются всевозможные методы анализа рисков. Федеральная таможенная служба России, являющаяся уполномоченной в области таможенного дела, идентифицирует стратегию таможенного контроля, основываясь на системе мер оценки рисков. Такой тип стратегии конкретизируется документами, к которым применен ограниченный доступ. Переходя к основным формам таможенного контроля, следует подчеркнуть, что они перечислены в главе 45 Таможенного кодекса ЕАЭС, к ним относится: получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.

Таким образом, таможенный контроль, являющийся одним из ключевых элементов таможенного законодательства, позволил идентифицировать и предупредить случаи нарушения установленных норм и правил, касающихся перевозки объектов таможенного контроля через границы Таможенного союза.

 

 

Заключение

Таможенный контроль является неотъемлемой стадией таможенного процесса и обязательным условием перемещения товаров через таможенную границу. Содержание понятия "таможенный контроль" соответствует положениям Киотской конвенции, согласно которым таможенный контроль должен быть направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства. Это вызвало необходимость корректировки всей таможенной системы, нормативно-справочной информации, используемой в целях таможенного контроля. Модернизация информационных технологий позволяет значительно ускорить, упростить и сделать прозрачной работу таможни для участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенный контроль является частью системы государственного контроля, его содержание зависит от проводимой государством таможенной политики. Главное требование к таможенному контролю - его эффективность. От эффективности осуществления контроля зависит состояние экономики Российской Федерации, расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства. Повышению эффективности таможенного контроля в целом будет способствовать получаемая своевременная, точная информация, предоставляемая оперативно и периодически в форме определенных отчетов, сведений и данных.

В научной литературе интерес к теме таможенного контроля не ослабевает в течение многих лет. В исследованиях таможенный контроль рассматривается с различных точек зрения, что объясняется многоплановостью данного явления. Учеными изучается контроль через определенное научное направление, определяются цели и задачи исследования, объект, предмет и методология. В юридической науке трудности в понимании сущности контроля вызваны тем, что некоторые из современных положений основаны, а иногда и дублируют работы прошлых лет. В них не учтены состояние и тенденции развития административного и таможенного права, а также процесс интеграции России в мировое сообщество. Создание Таможенного союза, Евразийского экономического союза, вступление в ВТО оказали непосредственное влияние на контрольную деятельность таможенных органов.

Правовые основы таможенного контроля имеют свои особенности. Правовое регулирование данных отношений (так же, как и регулирование всех таможенных правоотношений) осуществляется на трех уровнях - международном, надгосударственном (союзном) и национальном.

Контроль, осуществляемый таможенными органами, должен проводиться строго в соответствии с международными таможенными конвенциями и иными международными договорами и соглашениями. Таможенное законодательство нашей страны полностью соответствует основным принципам Киотской конвенции, что позволяет осуществлять внешнеэкономическую деятельность наиболее эффективно, широко использовать информационные технологии.

Правовое регулирование контрольных отношений на уровне Евразийского экономического союза осуществляется Таможенным кодексом (до 2017 г. - Таможенным кодексом Таможенного союза, а с 2017 г. - Таможенным кодексом Евразийского экономического союза), международными договорами государств Союза и решениями Евразийской экономической комиссии. Таможенный кодекс является важнейшим нормативным актом, определяющим порядок и содержание всех таможенных формальностей, в том числе определяющий порядок таможенного контроля.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) вобрал в себя порядка двадцати международных соглашений, регулирующих таможенные вопросы в ЕАЭС. В документе продолжена тенденция переноса таможенного контроля на этап пост-контроля (после выпуска товаров). Использование автоматического выпуска товаров, в отношении которых не сработали профили системы управления рисками, способствует упрощению таможенных формальностей и снижает административные барьеры и коррупционную составляющую.

Следует отметить, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ осуществляется только на федеральном уровне и включает, помимо Основного закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные нормативные акты. На уровне государств самостоятельно решаются следующие вопросы: система и полномочия таможенных органов; порядок обжалования их решений, действий и бездействия; организация информирования и консультирования; порядок взыскания таможенных пошлин, налогов и др. Вступление в силу ТК ЕАЭС повлечет за собой значительные изменения правового регулирования таможенных отношений на национальном уровне. Необходимо вспомнить и о недавнем переподчинении Федеральной таможенной службы России Министерству финансов РФ, что также вызвало кардинальные изменения нормативно-правовой базы. Эти и другие поправки напрямую затронули и порядок производства таможенного контроля.

Таким образом, таможенный контроль, являясь неотъемлемой стадией таможенного процесса, находится в постоянной динамике. Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется на трех уровнях (международном, союзном и национальном). Развитие информационных технологий, интеграционные процессы, участником которых является и наша страна, оказывают непосредственное влияние на производство таможенного контроля. Совершенствование таможенного контроля позволяет более эффективно выявлять, пресекать нарушения таможенного законодательства, сокращать время выпуска товаров, унифицировать правоприменительную деятельность таможенных органов.

 

Библиографический список:

Нормативные акты:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. // Собрание законодательства РФ. -2017. № 11, ст. 6615.

2. «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (с измен. и доп. от от 11.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6 ФКЗ, от 30.12.2008 №7 ФКЗ, от 05.02.2014 № ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.

4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» (с измен. и доп. от 3 августа 2018 г. № 305-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993 г. № 23 ст. 821.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (с измен. и доп. от 30 октября 2018 г. № 388-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 января 2002 г. № 1.

6. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с измен. и доп. от 3 августа 2018 г. № 293-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 50 ст. 4859.

7. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ) // Российская газета. 29 ноября 2010 г. № 48 ст. 6252.

Литература:

8.

9. Агамагомедова С.А., Шишкина О.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: Учебное пособие. СПб.: Троицкий мост, 2014. 224 с.

10. Агамагомедова С.А. Оптимизация и систематизация административных процедур в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Ад­министративное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 37-47.

11. Агамагомедова С.А. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: приоритеты и перспективы // Законодательство. 2016. № 1. С. 41-48.

12. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд., доп. и переработ. М.: Институт новой экономики, 1999. 1248 с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт рус­ского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополн. М.: ООО «А ТЭМП», 2010. 874 с.

14. Ноздрачев А.Ф., Зырянов С.М., Калмыкова А.В. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 34-46.

15. Мартынов А.В. Применение риск-ориен- тированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое усло­вие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. № 18. С. 22-27.

16. Матвиенко Г.В. Правовые основы таможенного процесса / Под ред. проф. С.В. Запольского. М., 2011. 360 с.

17. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации. СПб., 2008. 504 с.

18. 3. Сорокин В.Д. Избранные труды. СПб., 2005. 1084 с.

19. Шолохова М.С. Административные процедуры в деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях интеграции в Единое экономическое пространство: Монография. СПб., 2014. 134 с.

20. Янчуков Д.А. Некоторые теоретические аспекты государственного контроля в сфере таможенного дела // Многоуровневое управление в условиях централизации: вопросы политики и права: Сборник научных статей / Под общей ред. проф. Н.П. Медведева. Вып. 9. М., 2010.-442с.

 

 


 

 


[1] Агамагомедова С.А. Оптимизация и систематизация административных процедур в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Административное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 37.

[2]Янчуков Д.А. Некоторые теоретические аспекты государственного контроля в сфере таможенного дела // Многоуровневое управление в условиях централизации: вопросы политики и права: Сборник научных статей / Под общей ред. проф. Н.П. Медведева. Вып. 9. М., 2010.С.10.

[3] Агамагомедова С.А., Шишкина О.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: Учебное пособие. СПб.: Троицкий мост, 2014.С.168.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: