Рекомендуемые формы и методы проведения занятий




Важными условиями правильной организации процесса обучения в рамках факультативных занятий являются:

- выбор учителем эффективной и рациональной системы форм и методов обучения, ее оптимизация в зависимости от возрастных особенностей развития личности ученика, уровня его математической подготовки, специфики дидактических и воспитательных задач;

- деятельностное включение ребенка в образовательное пространство;

-гуманизация взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик».

Существенное значение имеет реализация принципов развивающего, эвристического, личностно-ориентированного обучения, процесса гуманизации, использование технологий разноуровневого обучения, работа в парах и группах сменного состава.

Занятия могут проводиться в различной форме: комбинированных уроков, уроков-соревнований, лабораторно-практических работ, практикумов, круглого стола, «мозгового штурма», деловой игры. Мы рекомендуем выбрать наиболее распространенную форму- комбинированный урок. Это учитывает возрастные особенности детей 1-4 классов. Именно так построены предлагаемые рабочие тетради по факультативному курсу. На каждом занятии дети знакомятся, закрепляют или расширяют знания и умения решать задачи разных разделов программы. Большая часть занятий носит практический характер. Поэтому в программе не указано примерное количество часов, отведенной на каждую тему.

Изложение материала может осуществляться в виде проблемной беседы, полилога, дискуссии, сопровождаться демонстрацией видеоматериалов, наглядных пособий. Однако рекомендуется привлекать учащихся к самостоятельному первичному ознакомлению с новым материалом.

Факультатив «Занимательна математика» является наиболее удобной формой подготовки к таким мероприятия как олимпиады и турниры. Рабочие тетради облегчают работу учителя по подготовке материалов к занятиям, упрощают работу над многими заданиями, т.к. имеют заготовки, таблицы и схемы. Занятия в рабочих тетрадях по «Занимательной математике» позволяют ученикам научиться решать нестандартные задачи, сделать первые в своей жизни открытия, даст возможность развитию творческой инициативы, разовьёт интерес к науке.

В данной программе занятия носят, как правило, практический (деятельностный) характер и проводятся в виде уроков комбинированного типа. В зависимости от уровня развития детей каждого класса, можно отводить на решение тех или иных видов задач разное время.

 

4.Информационно-методическая часть

Оцениванию могут подлежать не только продукты деятельности, но и сама деятельность учащегося на факультативном занятии. Поскольку для реализации целей данного курса важен не столько итог - получение правильного ответа, сколько ход решения, доказательства, рассуждения, разные варианты решения того или иного задания. Поэтому для разных разделов и тем можно предложить разные средства контроля. В целом участие и правильность полученных результатов в ходе занятия также дает суммарную оценку. Так в календарно-тематическом планировании авторами рабочих тетрадей отведено место для самооценки учащихся. Полезно определить с какими видами заданий дети справляются лучше. Критерии контроля выполнения заданий конкретного вида могут быть следующими:

 

  Виды заданий Критерии контроля (что подлежит оцениванию)
Веселые разминки Степень самостоятельного участия, количество правильных ответов, наличие рассуждений или доказательств.
Задания с геометрическим содержанием, задания на развитие пространственных представлений Правильность выполнения задания, время, затраченное на выкладывание фигур, подсчет фигур, построение фигур.
Уравнения, равенства, неравенства Правильность рассуждений при выборе алгоритма взвешивания, уравнивания. Краткость алгоритма.
Комбинаторные задачи и вероятность Использование упорядоченного перебора, таблиц, дерева возможностей для решения задач.
Задания на определение числовых закономерностей Приведенные рассуждения и верность вычислений.
Задания, связанные с операциями над множествами Верная классификация, разбиение на подмножества, подсчет элементов, выделение части множеств. Лаконичность рассуждений при пояснении решения.
Упорядочение Использование таблиц, схем или графов для решения заданий, выбор наиболее короткого пути рассуждений
Взаимно однозначное соответствие Использование таблиц, схем или графов для решения заданий, выбор наиболее короткого пути рассуждений
Логические выводы (логические суждения, умозаключения) Верность, краткость, лаконичность высказываний, использование логических слов-связок.
ÿ задания связанные с алгоритмами - Краткость и точность построения алгоритма действий, умение объяснить решение.
Рациональные приемы сложения, вычитания, умножения и деления Применение изученных свойств действий, правильность ответа, умение объяснить наиболее короткий путь вычислений.
Математические кроссворды Знание терминологии, аккуратность и быстрота заполнения кроссворда.
  Математические головоломки: Быстрота подсчетов, различные варианты решений, рассуждения при объяснении хода решения, рациональность подсчетов.
Магические фигуры, занимательные рамки Быстрота и рациональность подсчетов, различные варианты решений, рассуждения при объяснении хода решения.
Числовые ребусы и вычисления Быстрота подсчетов, различные варианты решений, рассуждения при объяснении хода решения. Использование элементов прикидки, округления результатов и др.
Математические лабиринты Быстрота и рациональность подсчетов, различные варианты решений, рассуждения при объяснении хода решения.
* Шифровки Быстрота соотнесения шифра или подсчетов, рассуждения при объяснении хода решения.
Математические фокусы Быстрота подсчетов, рассуждения при объяснении разгадки фокуса.

 

 

5. Список использованной литературы.

 

1. Волкова С.И. Тетрадь с математическими заданиями. Для 1 класса четырехлетней школы.-М.:Просвещение,1995.-157 с.

2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М.: Просвещение,1994.-320с.

3. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителя начальных классов._ Саратов:»Лицей», 2002.–192с. («Библиотечка учителя»).

4. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы-2-е изд.–.М.:Айрис-прес, 2006.-128с. (Школьные олимпиады)

5. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок.-М.:ООО Издательство АСТ»:ООО»Издательство Астрель», 2004.-270,(2)с:ил.

6. https://math-on-line.com - "Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников"

7. Ульяновский И. Авторские решения задач Международного математического конкурса "Кенгуру". https://www.kenguru.sp.ru.

8. Хацкевич.Р.П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста.-М.:АСТ, 200.-528с.

9. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов.-Яросавль Академия развития, 2002-32с.

10. Материалы XII олимпиады младших школьников (24 февраля 2008г) при малом Мехмате МГУ им. М.В.Ломоносова Младшая группа. – 1 класс. https://mathbaby.narod.ru/uslov2008_1kl.htm

11. Попова Г.П, Усачева В.И. Занимательная математика. Задания для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками младшими школьниками -Волгоград: Учитель, 2007г.-141с.

12. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь для учащихся 1-2 (3-4) классов четырехлетней начальной школы. - Смоленск:Ассоциация 21в, 2004г-48с.

13. Левитас Г.Г Нестандартные задачи по математике дл 2 класса.- М.: Илекса, 2008,-52с.

14. Мир информатики. Мультимедиакурс. Приложение к «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия», 2003г.

15. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская.-2006.-119с.

16. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4классы.-М.:ВАКО, 2006.-240с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: