Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта




ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью»

 

Проверил:

Ст. преподователь кафедры СПиП

Зиганурова Р.В.

 

 

УФА-2020

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества ставит перед образованием новые задачи, направленные на существенное усиление внимания к обучению, воспитанию и развитию личности. Задача улучшения подготовки воспитанников к самостоятельной жизни стоят и перед вспомогательной школы. Одним из условий их решения является усиление коррекционно-развивающей роли обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. При этом условии обучения обеспечивать таким детям возможность в будущем принимать активное участие в трудовом и социальной жизни.

Во вспомогательной школе общие задачи обучения и воспитания решаются в соединении со специальными, в число которых входит и коррекция нарушений речевого развития умственно отсталых учащихся. Речь, как общественно-историческое явление, сопровождающее все стороны бытия человека, обеспечивая успешность ее адаптации, интеграции и социализации. Поэтому внимание речевого развития каждого человека не случайно, особенно, когда речь идет о детях с интеллектуальным недоразвитием. Речь – это форма общения, опосредованная языком, который включает процессы построения и понимания высказывания. Речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Как и любая другая деятельность, речь характеризуется мотивированностью, целеустремленностью, определенной структурой. В функции речи, кроме общения, относятся также познавательная и регулирующая.

Речь играет важную роль в формировании высших психических функций. Ученые Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, А.Н. Леонтьев, М.П. Феофанов, В.Г. Петрова, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Г.А. Каше, М.С. Певзнер изучали особенности психического развития умственно отсталых детей, обнаружили характерные особенности их устной и письменной речи, раскрыли влияние речевого недоразвития на формирование мыслительных операций.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных проблем речевого развития детей с интеллектуальным недоразвитием. Характерные черты речевого развития умственно отсталых детей раскрыты в исследованиях А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, В.Петровой. Учитывая особенности развития детей с интеллектуальным недоразвитием и их возможности в овладении языковым развитием вообще, и грамматическим строем в частности, следует отметить, что подобные нарушения могут быть исправлены только в результате специально организованной коррекционной работы. Большой вклад в создание специальной методики обучения языку внесли разработки М.Ф. Гнездилова и В.Г. Петровой по вопросам овладения умственно отсталыми детьми грамматическим строем речи. Необходимым условием формирования социально активной и духовно богатой личности является овладение речью как средством общения.

При умственной отсталости через общее недоразвитие психики обогащения опыта протекает замедленно и искаженно. Аномально развитые практическая и познавательная деятельность не могут способствовать быстрому накоплению представлений и не стимулируют появление новых интересов и потребностей. Ребенок не чувствует необходимости в речевом общении с окружающими. В связи с этим возникает проблема, которая заключается в поисках путей обеспечения органической взаимосвязи между языковой образованием и речевым развитием учащихся. Недоразвитие речи негативно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими.

 

 

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта

Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью. Для родителей такой ребенок — это испытание на терпение, мудрость, с которым справится не каждый. Поэтому для детей с такими нарушениями существуют специальные образовательные учреждения, в которых работают коррекционные педагоги и психологи. Узнаем об особенностях таких детей подробнее.

Прежде всего, нужно понимать, что подразумевает понятие «нарушение интеллекта». Это необратимые нарушения в познавательной деятельности ребенка, которые вызваны поражением головного мозга, его коры. При этом возможны и локальные поражения мозга с нарушением восприятия и памяти, мышления, речи ребенка, проявлением повышенной возбудимости либо, наоборот, инертности.

Признаком нарушения интеллекта у ребенка является его слабая любознательность, медленная обучаемость, плохая восприимчивость нового. Такие нарушения влияют на детей с первых дней жизни. У них задерживаются сроки развития в течение первого, второго года жизни; поздно проявляется интерес к окружающему миру; преобладает флегматичность (вялость и сонливость).

У таких детей со временем не возникает эмоционального общения с родителями. Одним из первых признаков нарушений в развитии интеллекта ребенка является отсутствие у него в раннем возрасте комплекса оживления — эмоциональной реакции узнавания взрослого, ответа на его улыбку, речевых реакций гуления. Обычно к трем месяцам у нормально развивающегося ребенка всегда проявляется комплекс оживления. Если же имеются нарушения интеллекта, то и в дальнейшем такое дитя не будет проявлять интерес к игрушкам над кроваткой, у него будет отсутствовать распознавание своих и чужих людей.

На первом году у малыша с нарушениями интеллекта отсутствует хватание, что негативно сказывается на зрительно-двигательной координации и последующем развитии всех психических процессов. И только к 2-3 годам такой малыш может проявлять сдвиги в овладении предметами. Он, к примеру, может брать игрушку, но не рассматривает ее, не выполняет с ней практических действий.

В 3-4 года интеллектуальная недостаточность — это отсутствие навыков самообслуживания и любознательности, свойственных здоровому ребенку. У детей с нарушениями интеллекта интерес к окружающему миру, предметам, сверстникам низкий и очень кратковременный. Игры таких детей — это простое манипулирование, слабые контакты с детьми и низкая подвижность.

Далее, в дошкольном возрасте, у ребенка с нарушением интеллекта не появляется желание играть, но может больше проявляться подвижность. Такие дети-дошкольники не самостоятельны и безынициативны, они больше склонны к подражанию и копированию.

Интеллектуальные расстройства этой категории детей четко видны и проявляются в школьном возрасте, ведь у них нарушена первая степень психического развития — восприятие. Его темп замедлен, а объем очень узкий. Такие дети с большим трудом выделяют на картинке главное. Они не понимают связей между частями, персонажами, трудно запоминают, путают буквы, цифры, предметы, слова.

Нередко даже к 9 годам дети с нарушениями интеллекта не различают правую и левую стороны ввиду затруднений их сенсорного развития. Для них огромную трудность представляет ориентация во времени, днях недели, временах года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: