Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательных процессов




Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитии личности в целом. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.), так и отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др.).

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Наряду с вышеуказанной проблемой, на современном этапе развития педагогической теории и практики, особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина и др.).

Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи. Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей, а также становлению их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша, Н. А. Никашина, О. Н. Усанова, Л. С. Цветкова и др.). Для многих детей с речевыми нарушениями характерна недостаточная выраженность познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети данной категории отстают в развитии наглядно — образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранова, О. Н. Усанова и др.).

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно — волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Как показывают исследования Е. М. Мастюковой, клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи не редко выявляют у них характерные нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. В связи с этим детям данной категории следует обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально-психологических особенностей с целью использования всех их потенциальных возможностей, а также разработку и внедрение коррекционно-развивающих технологий, направленных на полноценное формирование и развитие всех видов деятельности (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина, Е. Л. Черкасова).

В коррекционно-педагогической работе по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста главными задачами являются развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания, памяти, мышления и других познавательных психических процессов. Учитывая возрастные, характерологические особенности детей с нарушением речи, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у них положительный настрой, желание активно контактировать с педагогами. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько педагог сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания.

В работе по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста с нарушением речи важно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. С целью развития познавательных процессов необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а также помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются способность относительно долго проявлять интерес к проблеме и наличие интереса к педагогической задаче и процессу её решения. Также коррекционно-развивающий процесс должен быть тесно связан с развитием эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие.

Таким образом, данная работа позволит не только развить познавательные процессы, но и обеспечить детям полноценное речевое общение и подготовить их к обучению в школе.

 

Заключение

В организации познавательной деятельности есть возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует

всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной

сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.

Таким образом, данная работа позволит не только развить познавательные процессы, но и обеспечить детям полноценное речевое общение и подготовить их к обучению в школе.

 

 

Список литературы

1.Брежнева, О. В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — С. 12.

2.Смирнова Е.М. «Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» - М.: гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 366с. – (учебник для вузов).

3.Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика/под.ред. Стребелевой Е.А. – М. Издательский центр «Академия», 2006.

4.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи.

5.Чиркина Г.В. – Программы дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Корекция речевых нарушений. – М.: Просвещение, 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: