Классификация познавательных процессов




Познавательных процессов достаточно много, и их первичная классификация была приведена ранее. Теперь пришла пора описать их более подробно.

Ощущения

Это наиболее первичный и примитивный вид познавательных процессов. Это сигналы, которые воспринимаются органами чувств. Они дают нам представление об отдельных свойствах предметов – температуре, цвете, звуке, вкусе и т. д. Ощущения не могут дать целостную картину мира, к тому же они сиюминутны: когда заканчивается контакт органа чувств с предметом, ощущение пропадает.

Обычно мы говорим о пяти видах ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Романтики могут попытаться описать ещё и некое «шестое чувство». В действительности ощущений у человека гораздо больше. Их даже принято делить на три группы. Первая – это те самые пять чувств, которые дают мозгу информацию о внешнем мире. Вторая группа – это ощущения, идущие от внутренних органов (чувство голода, жажды, боли, сердцебиения и др.). Третья группа – ощущения, идущие от мышц: данные о положении тела в пространстве, движении, напряжении мышц и др.

В результате экспериментов удалось даже создать искусственные органы чувств, которые позволяют человеку, к примеру, ощущать электрическое поле.

Ощущения человека и животных неодинаковые – как по степени развитости, так и по видам. Например, у рыб существует боковая линия – орган, воспринимающий вибрации и движение воды. Зрение многих животных позволяет воспринимать ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, но в то же время им недоступны некоторые цвета из тех, что видит человек.

Восприятие

Это то, с чего для человека начинается собственно познание. Ведь ощущения в чистом виде чаще всего нами не осознаются. Процесс восприятия ещё именуется перцепцией. Он позволяет отражать мир в целостных образах, хотя по-прежнему носит лишь сиюминутный характер – мы воспринимаем дерево только тогда, когда видим его.

Восприятие тоже во многом связано с органами чувств, как и ощущения. Поэтому можно говорить о слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных образах. Однако наиболее изучены только первые два, поскольку зрение и слух являются основой нашего понимания и изучения мира. Но помимо них, у нас имеются и более сложные восприятия: времени, движения, пространства. Последнее, конечно, связано с визуальными ощущениями, однако имеет свою специфику.

Вместе с тем восприятие – более сложный процесс, чем просто ощущения. Он связан со способностью мозга к синтезу и анализу. Сначала мозг фиксирует воздействие и различает его среди других воздействий, затем сравнивает с имеющимися в памяти образами и создаёт новый целостный образ.

Восприятие связано с деятельностью человека и его общим психическим состоянием. Поэтому при разном настроении мы воспринимаем одни и те же объекты несколько по-разному. Острота восприятия зависит также и от сенсорного опыта: чем больше чувственных образов хранится в памяти, тем более разнообразным является восприятие. Обладатель богатого сенсорного опыта различает огромное количество оттенков цветов, среди беспорядочного городского шума способен вычленить какой-то конкретный звук (например – пение птицы), может чувствовать едва различимые запахи и выделять в них отдельные компоненты.

Представления

Это образы предметов или явлений, которые не оказывают в данный момент никакого воздействия на наши органы чувств. Эти образы хранятся в памяти и извлекаются оттуда в нужный момент – например, тогда, когда необходимо сравнить текущие ощущения с прошлым сенсорным опытом. Представления тоже связаны с органами чувств, поэтому могут быть зрительными, слуховыми, двигательными и т. д. Но представления также разделяются по своему функциональному содержанию: они могут быть техническими, музыкальными, топографическими и другими.

Мышление

Это высшая познавательная функция, которая оперирует обобщёнными образами и понятиями. Результатом мышления является получение новых знаний, которые невозможно получить с помощью чувственного опыта. Этот процесс познания основан на таких операциях, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Сравнивая различные элементы полученной (в данный момент или ранее) информации, мозг приходит к определённым выводам, которыми и являются новые знания, более глубокая информация о предмете.

Мышление делится на три уровня, которые у человека развиваются постепенно по мере взросления:

- наглядно-действенное мышление – элементарный вид, при котором мыслительные операции осуществляются прямо в момент физической (предметной) деятельности.

- наглядно-образное – оперирует как конкретными, так и абстрактными образами.

- абстрактно-логическое – высший уровень мышления, при котором задействованы такие инструменты, как символы, понятия и знаки.

У современного взрослого человека в мыслительном процессе задействованы все три уровня. Однако у маленьких детей развито только наглядно-действенное мышление, а у подростков появляется также наглядно-образное. Точно так же развивалась мыслительная деятельность в процессе эволюционного развития человека. Установлено, что у высших приматов тоже имеется наглядно-действенное, а иногда и наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление не является высшим уровнем мыслительной деятельности, однако именно оно – основа творчества, которое представляет собой высшую ступень процесса познания.

Воображение и творчество

Воображение отвечает за рождение новых образов в нашем мозге. Поэтому оно является основой творчества. Воображение и творчество – это уже исключительно человеческая форма мыслительной деятельности, и она не встречается даже у высших приматов (горилл, шимпанзе). Именно воображение ответственно за создание нашего «внутреннего мира», который может и не соответствовать миру внешнему, а может стать основой преобразования этого внешнего мира.

Можно сказать, что с помощью воображения человек максимально оторвался от природы и погрузился в создание собственных миров и жизнь в них. Вместе с тем воображение является частью нашей природы и закономерным результатом развития человеческого организма.

Механизм воображения таков, что создаваемые нами образы никогда в точности не соответствуют реальным, даже если мы представляем то, что многократно наблюдали в реальности. Элементы прежнего опыта накладываются на создаваемый образ в определённой степени хаотично, даже если мы пытаемся контролировать этот процесс.

Тем не менее образы могут различаться по степени новизны и оригинальности, из-за чего выделяют два типа воображения:

- Репродуктивное – отвечает за воспроизведение элементов реальности по некоторому образцу. Например, это позволяет представить животное по описанию, механизм по чертежу. Чем больше сила воображения и объём имеющихся знаний, тем в большей степени созданный образ будет соответствовать реальности.

- Творческое – отвечает за создание оригинальных образов, отсутствующих в действительности. Но в какой момент воображение становится творчеством? По-видимому, это происходит тогда, когда воображаемые образы воплощаются в реальности: скульптор создаёт новое произведение, художник пишет картину, писатель выпускает книгу и т. д. В этот момент внутренний мир человека, построенный воображением, как бы вторгается в реальность и изменяет её.

Речь

Это тоже высший процесс познания. Считается, что членораздельная речь доступна только человеку, хотя научные исследования это опровергают: обезьяны способны общаться друг с другом и с людьми с помощью «йеркиша» - специально разработанного символьного языка, а также с помощью языка жестов. Высшие приматы даже способны самостоятельно изучать эти языки и обучать им друг друга. Шимпанзе вполне способны были бы овладеть и устной человеческой речью, но им не позволяет сделать это строение голосового аппарата.

Речь – это система обмена информацией с помощью знаков. Но это не просто утилитарная структура, а важный инструмент познания. В речевой форме протекает логическое мышление, которое является высшей формой познания; элементами логического мышления являются слова и другие абстрактные знаки.

Речь организует человеческое мышление и стимулирует его. Замечено, что если глухонемого человека не обучить специальному языку, то его мышление останется на уровне трёхлетнего ребёнка.

Даже процесс восприятия связан с речью. Так, воспринимаемый объект нужно как-то обозначить, чтобы «принять» её в своём сознании. А чтобы решить сложную проблему, надо обозначить непонятные задачи с помощью специальных слов-знаков.

Внимание

Это не что иное, как концентрация на предметах, явлениях и внутренних состояниях. Внимание необходимо, чтобы воспринимать что-то определённое. При этом сознание в данный момент не замечает то, что не связано с решаемой задачей. Внимание является вспомогательным процессом, обеспечивающим работу других функций познания.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае человека привлекает что-то яркое и необычное, то есть те или иные раздражители. Такое сосредоточение не зависит от наших усилий и происходит как бы «само по себе». А во втором случае сосредоточение происходит целенаправленно, и внимание фиксируется на предметах, не представляющих сиюминутного интереса. Значимость объектов в данном случае определяется целями и задачами нашей деятельности. Сложный текст учебного пособия или рабочий процесс – всё это менее интересно, чем какое-нибудь развлечение, но нам приходится сосредоточиваться именно на них, чтобы достичь какой-то важной цели.

Внимание отвечает за избирательность нашего сознания в целом. Оно даже может формировать человеческую индивидуальность: так, при взгляде на красиво оформленное блюдо художник обратит внимание на его внешний облик, повар – на состав блюда и его питательность, а маркетолог – на возможную стоимость его в ресторане или магазине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: