КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Воспитание и обучение детей с нарушением речи»
Проверил:
Ст. преподователь кафедры СПиП
Зиганурова Р.В.
УФА-2020
Введение
Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность – познавательные процессы, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) входят как составная часть в любую человеческую, в том числе и в речевую деятельность и обеспечивают необходимую для нее
информацию.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный
психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой
сферы. Дети с отклонениями в развитии познавательных процессов и с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и заботе. Для того, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основание для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.
|
Психология познавательных процессов
Познавательные процессы – важнейшая часть человеческой деятельности. Собственно, человек является самим собой лишь постольку, поскольку у него развиты психические познавательные процессы.
Человеческая психика – сложнейшая структура, которая обеспечивает получение и обработку новой информации; она позволяет руководить поведением человека, принимать верные (равно как и ошибочные) решения и создаёт наш внутренний мир. Познавательные процессы связывают человеческую личность с реальным миром и позволяют с ним взаимодействовать.
Можно сказать, что всё содержание психики человека – это результат его познавательной деятельности. Психика – это отражение окружающего мира, а именно тех его элементов, с которыми эта личность взаимодействовала.
Нарушение познавательных процессов действительно делает человека в той или иной степени неполноценным, несамостоятельным. Лёгкие нарушения не позволяют человеку занять достойное место в обществе, получить хорошую работу и достичь приемлемого уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе могут угрожать физическому здоровью и жизни.
Познавательные процессы в психологии считаются самыми «молодыми». Даже центры этих процессов расположены в неокортексе – самой молодой части коры головного мозга, за исключением центров внимания и памяти.
|
Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:
- приём новой информации и её дифференциация, для чего имеются разные каналы поступления информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.).
- обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
- хранение информации.
- установление связей между разными видами сенсорной информации, понятиями, образами, а также связей между новой информацией и уже имеющейся.
- создание понятий и знаков, установление закономерностей между явлениями и процессами окружающего мира; знаки также используются для коммуникации, что является основой речи.
- создание стратегии поведения и его мотивов.
- формирование целей и перспективных задач деятельности.
- способность предвидеть результаты действий и планировать своё поведение.
Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично. Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов:
- вначале мозг получает новую информацию и обрабатывает полученные данные.
- затем пользуется методами анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
- полученные сведения запоминаются и сохраняются.
- из полученной информации создаётся новая – в виде образов и понятий.
- наконец, на высшем уровне познания осуществляются сложные операции с данными, в том числе и прогностического характера.