С детьми раннего возраста
Учебно-методическое пособие для специалистов,
Работающих с маленькими детьми
ВВЕДЕНИЕ
Авторы этой брошюры разделяют ту точку зрения, что на новорожденного с самых первых дней его жизни следует смотреть как на личность. Этот взгляд основан на исследованиях в области детской психологии и педагогики.
Дети с самого момента рождения нуждаются в родителях или других близких, в их любви, заботе, помощи и поддержке. Ребенку нужно многое узнать и многому научиться за детские годы, прежде чем он сможет жить самостоятельно. Помочь ему в этом — и есть главная задача родителей и специалистов, к которым они обращаются за помощью, если возникли трудности при обучении ребенка.
Родители от природы наделены способностью понимать сигналы своего ребенка, однако, бывают ситуации, когда это понимание затруднено, например, если у ребенка есть особые потребности или он проходит возрастной кризис в развитии.
Раньше у родителей было лишь две возможности: либо воспитывать ребенка дома, и тогда он вынужден общаться лишь с ограниченным кругом людей, либо отдать ребенка в ясли, — в этом случае он на весьма длительное время лишается общения с людьми, чрезвычайно для него значимыми, — с родными и близкими взрослыми. Но известно, что ребенок раннего возраста, разлученный с родителями даже на несколько часов в день, может переживать это как психологическую травму, которая негативно влияет на все его дальнейшее развитие.
В последние годы у родителей появилась еще одна возможность: вместе с ребенком посещать различные группы и центры социализации. Это ставит перед специалистами, работающими с детьми раннего возраста, новые профессиональные задачи, поскольку, лишь хорошо понимая этапы развития и индивидуальные особенности ребенка, можно предложить семье помощь в решении возникших у нее трудностей.
|
Предлагаемые здесь некоторые варианты работы с родителями и детьми раннего возраста специально разработаны с целью помочь родителям обучить ребенка необходимым навыкам (интеллектуальным, двигательным, речевым, социальным) и не требуют столь драматичного для ребенка разлучения с родителями. Они могут служить также примером специализированной помощи семьям, имеющим маленьких детей с разной степенью нарушения развития (детей с особыми потребностями). И, наконец, они обеспечивают равные для всех детей возможности жить и развиваться, и поддерживают уважение потребностей любой семьи.
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
(краткое описание)
Здесь представлены три основные модели групповой работы: педагогическая группа, группа интеграции, группа социализации.
Педагогическая группа.
Цель — обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания). Работа в группе может строиться по одной из представленных ниже моделей.
Традиционная модель педагогической группы предусматривает большое количество прямых инструкций для детей и их родителей. Занятия здесь тематические, например, развитие когнитивной области: классификация по размеру, форме, цвету и т. д. и одновременно стимуляция речи. Кроме того, в нее включаются и другие техники: «временная задержка» — взрослый предъявляет ребенку стимул и ждет, пока тот не проявит ответную реакцию; «зрительный контакт» — когда сам взрослый и стимул, предъявляемый им, располагаются на уровне глаз ребенка. Занятие структурировано, и любая деятельность детей всегда организуется и направляется взрослым (то есть занятие не предполагает свободной игры детей).
|
Современная модель основана на изменении наших представлений о развитии ребенка. Исследования последних десятилетий доказывают, что важнейшим условием психического развития ребенка является активное взаимодействие с мамой, их взаимное понимание и общение. Причем активное участие ребенка в социальном взаимодействии — это основное, что требуется для усвоения языка. Таким образом, важно создать условия, при которых взаимодействие, как правило, начинается и контролируется ребенком, а взрослый следует за направлением его внимания и отвечает на его поведение. Эта модель имеет не жесткую структуру, ход занятия может изменяться в зависимости от ситуаций. Обучение детей различным навыкам происходит в условиях максимально приближенных к естественной жизни ребенка. Поэтому важной частью занятия по данной модели является свободная игра детей.
Группа социализации
Цель — помочь семьям, имеющим маленьких детей, справляться с возрастными кризисами и социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения в паре родитель-ребенок). Обучение ребенка конкретным навыкам в данном случае в задачу не входит.
|
Группа интеграции
Может функционировать как любая из вышеописанных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать необходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.
ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ
В работе группы необходимо соблюдать следующие условия:
• должная организация игрового пространства и подбор игрушек;
• моделирование игровых ситуаций;
• обязательное присутствие мамы вместе с ребенком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;
• в группу необходимо приглашать по 5-6 детей с их родителями;
• посещение группы должно быть добровольным. Специалисты могут рекомендовать родителям посещать групповые занятия, но не могут обязать к этому;
• сохранение постоянного состава группы;
• групповые занятия может проводить один специалист (терапевт языка и речи (логопед), педагог, психолог), но более эффективным является проведение групповых занятий двумя специалистами одновременно.
Помещение игровой комнаты должно быть не менее 20 кв. метров. Обязательно проводить занятие всегда в один и тот же день и время, заранее известное родителям, удобное для них и для специалистов. Длительность одного занятия не должна превышать полутора часов.
Каждое занятие должно иметь четко обозначенное начало и конец.
Чтобы вмешательство было эффективным, оно должно соответствовать индивидуальным особенностям и уровню развития детей. Необходимо комбинировать подходы для того, чтобы создать богатую стимулирующую обстановку, которая обеспечивала бы ребенку оптимальные условия для развития.
ПРИНЦИПЫРАБОТЫВЕДУЩИХ
Ведущий группы должен:
• создать и поддерживать в группе безопасную среду: подобрать, соответствующие возрасту и санитарно-гигиеническим нормам игрушки и оборудование. Ввести правила, исключающие возможность получения травм кем-либо из участников группы и т. д.;
• соблюдать права ребенка;
• с уважением относиться к потребностям семьи: мамы должны чувствовать себя полноправными участниками группы, а не «учениками». Например, следует специально выделить время, когда родители могли бы задать ведущим вопросы, рассказать им о чем-либо или спросить.
• давать мамам возможность общаться между собой и с другими детьми. Ведущий не критикует родителей и не запрещает мамам приглашать на занятия пап и бабушек;
• создавать комфортные условия всем участникам группы и аккуратно сопровождать ребенка или маму, если они по каким-либо причинам не включаются в работу группы (например: ребенок бросает игрушки, дерется, ведет себя неадекватно ситуации и мама испытывает чувство неловкости за действия ребенка, сама не может найти выход).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
Цели создания группы
• Объединить нескольких детей со сходными проблемами, что позволяет экономно использовать время родителей и специалистов.
• Обучать детей коммуникативным, когнитивным, двигательным навыкам, вызвать или стимулировать речь.
• Знакомить родителей с наиболее эффективными способами обучения детей.
• Помочь маме найти наиболее разумный и адекватный способ взаимодействия со своим ребенком, учитывающий индивидуальные особенности и уровень его развития.
Целесообразно проводить группу в течение 3-4 месяцев. Это позволяет детям овладеть некоторыми навыками, повысить компетентность родителей и не допустить их зависимости от специалистов.
Отбор детей
В группу приглашаются дети от 1,5 до 3 лет с хорошим пониманием языка, но имеющие отставание в развитии экспрессивной речи. Также это могут быть дети с небольшим отставанием в понимании языка, с нарушением коммуникации и отставанием в развитии когнитивных, двигательных, социальных навыков. В группе занимаются дети разного возраста.
Чаще всего у родителей возникают вопросы такого рода: «Ребенок не говорит, а должен в этом возрасте говорить» или «Ребенок не умеет общаться с другими детьми, хорошо бы это исправить, поскольку предстоит посещать детский сад или ясли». Часто мамы говорят: «Мы много читаем, называем постоянно предметы, просим сказать, как называется тот или иной предмет, но ребенок не называет, не повторяет слова, хотя все понимает».
«Как научить ребенка говорить?». Этот вопрос с точки зрения мамы — главный. Мы не пытаемся изменить этот вопрос или откорректировать запросы мамы, а после дополнительного обследования приглашаем ее в педагогическую группу.
Традиционная модель
Основные характеристики
• Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется.
• Используются специальные подсказки и подкрепления, а так же частая прямая оценка успехов ребенка,
• Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить.
• Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью.
Данная модель оказывается особенно эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.
Специфика
• «Правила игры» здесь задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. «Образец для подражания» для детей и родителей — это специалист.
• Руководит процессом ведущий, все внимание которого направлено в основном на детей, а маме отводится роль помощника, выполняющего инструкции специалиста.
• Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.
Современная модель
Основные характеристики
• Ребенок и взрослый — партнеры, они примерно равны. Просто у взрослых больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.
• Она нацелена на сам процесс взаимодействия между родителем и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет нашей работы.
• Внимание фокусируется не на том, чего ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.
Специфика
В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Они учатся всему этому без усилий и с наслаждением.
Данная модель позволяет родителям быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями. Приобретенные здесь навыки ребенок выносит за пределы группы.
Организация групповой работы по данной модели предполагает:
• создание безопасной атмосферы;
• время для свободной игры;
• знание этапов развития ребенка;
• партнерские взаимоотношения.
Преимущества
• У детей имеется больше возможностей для развития вербальной и невербальной коммуникации и реализации основных коммуникативных функций: требование, комментирование, протест, вопрос.
• Дети раньше начинают говорить.
• Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их успешной адаптации в детскому саду.
• Взаимодействие между мамой и ребенком оптимизируется. Они оказываются способными лучше понимать друг друга и получать радость от взаимного общения.