ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ




С детьми раннего возраста

Учебно-методическое пособие для специалистов,

Работающих с маленькими детьми

ВВЕДЕНИЕ

Авторы этой брошюры разделяют ту точку зрения, что на новорожденного с самых первых дней его жизни следует смотреть как на личность. Этот взгляд основан на исследованиях в области детской психологии и педагогики.

Дети с самого момента рождения нуждаются в родителях или других близких, в их любви, заботе, помощи и поддержке. Ребенку нужно многое узнать и многому научиться за детские годы, прежде чем он сможет жить самостоятельно. Помочь ему в этом — и есть главная задача родителей и специалистов, к которым они обращаются за помощью, если возникли трудности при обучении ребенка.

Родители от природы наделены способностью понимать сигналы своего ребенка, однако, бывают ситуации, когда это понимание затруднено, например, если у ребенка есть особые потребности или он проходит возрастной кризис в развитии.

Раньше у родителей было лишь две возможности: либо вос­питывать ребенка дома, и тогда он вынужден общаться лишь с ог­раниченным кругом людей, либо отдать ребенка в ясли, — в этом случае он на весьма длительное время лишается общения с людьми, чрезвычайно для него значимыми, — с родными и близкими взрослыми. Но известно, что ребенок раннего возраста, разлученный с родителями даже на несколько часов в день, может переживать это как психологическую травму, которая негативно влияет на все его дальнейшее развитие.

В последние годы у родителей появилась еще одна возможность: вместе с ребенком посещать различные группы и центры соци­ализации. Это ставит перед специалистами, работающими с детьми раннего возраста, новые профессиональные задачи, поскольку, лишь хорошо понимая этапы развития и индивидуальные особенности ребенка, можно предложить семье помощь в решении возникших у нее трудностей.

Предлагаемые здесь некоторые варианты работы с родите­лями и детьми раннего возраста специально разработаны с целью помочь родителям обучить ребенка необходимым навыкам (ин­теллектуальным, двигательным, речевым, социальным) и не тре­буют столь драматичного для ребенка разлучения с родителями. Они могут служить также примером специализированной помощи семьям, имеющим маленьких детей с разной степенью нарушения развития (детей с особыми потребностями). И, наконец, они обеспечивают равные для всех детей возможности жить и развиваться, и поддерживают уважение потребностей любой семьи.

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

(краткое описание)

Здесь представлены три основные модели групповой работы: педагогическая группа, группа интеграции, группа социализации.

Педагогическая группа.

Цель — обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания). Работа в группе может строиться по одной из представленных ниже моделей.

Традиционная модель педагогической группы предусмат­ривает большое количество прямых инструкций для детей и их родителей. Занятия здесь тематические, например, развитие ког­нитивной области: классификация по размеру, форме, цвету и т. д. и одновременно стимуляция речи. Кроме того, в нее включаются и другие техники: «временная задержка» — взрослый предъявляет ребенку стимул и ждет, пока тот не проявит ответную реакцию; «зрительный контакт» — когда сам взрослый и стимул, предъявляемый им, располагаются на уровне глаз ребенка. Занятие структурировано, и любая деятельность детей всегда организуется и направляется взрослым (то есть занятие не предполагает свободной игры детей).

Современная модель основана на изменении наших представлений о развитии ребенка. Исследования последних десятилетий доказывают, что важнейшим условием психического развития ребенка является активное взаимодействие с мамой, их взаимное понимание и общение. Причем активное участие ребенка в социальном взаимодействии — это основное, что требуется для усвоения языка. Таким образом, важно создать условия, при которых взаимодействие, как правило, начинается и контро­лируется ребенком, а взрослый следует за направлением его внимания и отвечает на его поведение. Эта модель имеет не жесткую структуру, ход занятия может изменяться в зависимости от ситуаций. Обучение детей различным навыкам происходит в ус­ловиях максимально приближенных к естественной жизни ребенка. Поэтому важной частью занятия по данной модели является свободная игра детей.

Группа социализации

Цель — помочь семьям, имеющим маленьких детей, справляться с возрастными кризисами и социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения в паре родитель-ребенок). Обучение ребенка конкретным навыкам в данном случае в задачу не входит.

Группа интеграции

Может функционировать как любая из вышеописанных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать не­обходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.

ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ

В работе группы необходимо соблюдать следующие условия:

• должная организация игрового пространства и подбор игрушек;

• моделирование игровых ситуаций;

• обязательное присутствие мамы вместе с ребенком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;

• в группу необходимо приглашать по 5-6 детей с их родителями;

• посещение группы должно быть добровольным. Специалисты могут рекомендовать родителям посещать групповые занятия, но не могут обязать к этому;

• сохранение постоянного состава группы;

• групповые занятия может проводить один специалист (терапевт языка и речи (логопед), педагог, психолог), но более эффективным является проведение групповых занятий двумя специалистами одновременно.

Помещение игровой комнаты должно быть не менее 20 кв. метров. Обязательно проводить занятие всегда в один и тот же день и время, заранее известное родителям, удобное для них и для специалистов. Длительность одного занятия не должна превышать полутора часов.

Каждое занятие должно иметь четко обозначенное начало и конец.

Чтобы вмешательство было эффективным, оно должно соот­ветствовать индивидуальным особенностям и уровню развития детей. Необходимо комбинировать подходы для того, чтобы создать богатую стимулирующую обстановку, которая обеспечивала бы ребенку оптимальные условия для развития.

ПРИНЦИПЫРАБОТЫВЕДУЩИХ

Ведущий группы должен:

• создать и поддерживать в группе безопасную среду: подобрать, соответствующие возрасту и санитарно-гигиеническим нормам игрушки и оборудование. Ввести правила, исключающие возможность получения травм кем-либо из участников группы и т. д.;

• соблюдать права ребенка;

• с уважением относиться к потребностям семьи: мамы должны чувствовать себя полноправными участниками группы, а не «учениками». Например, следует специально выделить время, когда родители могли бы задать ведущим вопросы, рассказать им о чем-либо или спросить.

• давать мамам возможность общаться между собой и с другими детьми. Ведущий не критикует родителей и не зап­рещает мамам приглашать на занятия пап и бабушек;

• создавать комфортные условия всем участникам группы и аккуратно сопровождать ребенка или маму, если они по каким-либо причинам не включаются в работу группы (например: ребенок бросает игрушки, дерется, ведет себя неадекватно ситуации и мама испытывает чувство неловкости за действия ребенка, сама не может найти выход).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

Цели создания группы

• Объединить нескольких детей со сходными проблемами, что позволяет экономно использовать время родителей и спе­циалистов.

• Обучать детей коммуникативным, когнитивным, двигательным навыкам, вызвать или стимулировать речь.

• Знакомить родителей с наиболее эффективными способами обучения детей.

• Помочь маме найти наиболее разумный и адекватный способ взаимодействия со своим ребенком, учитывающий индивиду­альные особенности и уровень его развития.

Целесообразно проводить группу в течение 3-4 месяцев. Это позволяет детям овладеть некоторыми навыками, повысить компетентность родителей и не допустить их зависимости от специалистов.

Отбор детей

В группу приглашаются дети от 1,5 до 3 лет с хорошим пони­манием языка, но имеющие отставание в развитии экспрессивной речи. Также это могут быть дети с небольшим отставанием в понимании языка, с нарушением коммуникации и отставанием в развитии когнитивных, двигательных, социальных навыков. В группе занимаются дети разного возраста.

Чаще всего у родителей возникают вопросы такого рода: «Ребенок не говорит, а должен в этом возрасте говорить» или «Ребенок не умеет общаться с другими детьми, хорошо бы это исправить, поскольку предстоит посещать детский сад или ясли». Часто мамы говорят: «Мы много читаем, называем постоянно предметы, просим сказать, как называется тот или иной предмет, но ребенок не называет, не повторяет слова, хотя все понимает».

«Как научить ребенка говорить?». Этот вопрос с точки зрения мамы — главный. Мы не пытаемся изменить этот вопрос или откорректировать запросы мамы, а после дополнительного обсле­дования приглашаем ее в педагогическую группу.

Традиционная модель

Основные характеристики

• Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется.

• Используются специальные подсказки и подкрепления, а так же частая прямая оценка успехов ребенка,

• Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить.

• Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью.

Данная модель оказывается особенно эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.

Специфика

• «Правила игры» здесь задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. «Образец для подражания» для детей и родителей — это специалист.

• Руководит процессом ведущий, все внимание которого нап­равлено в основном на детей, а маме отводится роль помощ­ника, выполняющего инструкции специалиста.

• Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.

Современная модель

Основные характеристики

• Ребенок и взрослый — партнеры, они примерно равны. Просто у взрослых больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.

• Она нацелена на сам процесс взаимодействия между ро­дителем и ребенком; этот процесс рассматривается как пред­мет нашей работы.

• Внимание фокусируется не на том, чего ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.

Специфика

В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Они учатся всему этому без усилий и с наслаж­дением.

Данная модель позволяет родителям быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями. Приобретенные здесь навыки ребенок выносит за пределы группы.

Организация групповой работы по данной модели предполагает:

• создание безопасной атмосферы;

• время для свободной игры;

• знание этапов развития ребенка;

• партнерские взаимоотношения.

Преимущества

• У детей имеется больше возможностей для развития вербаль­ной и невербальной коммуникации и реализации основных коммуникативных функций: требование, комментирование, протест, вопрос.

• Дети раньше начинают говорить.

• Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их успешной адаптации в дет­скому саду.

• Взаимодействие между мамой и ребенком оптимизируется. Они оказываются способными лучше понимать друг друга и получать радость от взаимного общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: