Исходя из ключевых проблем отсутствия достаточной подготовленности молодых людей к прохождению службы в Вооружённых Войсках Российской Федерации, можно сказать, что главными направлениями физкультурно-оздоровительных тренировок с юношами допризывного возрастного периода являются следующие:
· занятия, направленные на значительное повышение качества и уровня физической подготовленности, усвоение специальных физических навыков и формирование определённых физических качеств допризывников;
· занятия, направленные на улучшение показателей физического здоровья;
· занятия, направленные на формирование психологической и моральное готовности юношей допризывного возраста к службе в армии.
Отдельно следует отметить взаимосвязанность всех упомянутых направлений. Как комплексное, так и направленное действие могут оказывать одни и те же средства и методы физкультурно-воспитательной работы: связано это как с сущностью данных средств, так и с расставляемыми тренеров во время занятий акцентами. Таким образом, можно разделить состав средств физкультурно-оздоровительной работы на такие группы:
1. Средства комплексного действия оказывают влияние на все либо несколько сразу показателей готовности молодых людей к службе в Вооружённых Силах;
2. Средства направленного действия ориентированы на улучшение работы функциональных систем организма, формирование необходимых в дальнейшей жизнедеятельности и службе в армии физических качеств, определённых двигательных навыков, а также на повышение психологической и моральной подготовки юношей допризывного возрастного периода.
Среди основных задач тренировок общей физической направленности можно выделить следующие:
- улучшение показателей физического здоровья;
- всестороннее физическое развитие;
- подготовка фундамента для дальнейшей деятельности по специальной физической подготовке в сфере спорта или профессиональной деятельности.
Упражнения военно-прикладной направленности характеризуются высокой координационной сложностью, слаженностью и чёткостью движений конечностями, способностью удерживать равновесие, высокой силовой выносливостью, сложных комбинациях их прыжков, бега и отжиманий. Целесообразным при этом является усложнение и увеличение темпа скорости выполнения как парных, так и одиночных упражнений прикладной направленности, а также умение эффективно связывать между собой и выполнять различные целостные двигательные акты. Кроме того, в старших классах с целью допризывной подготовки подростков следует активизировать преподавательскую деятельностью по усвоению специально-подготовительных упражнений и навыка их применения в новых изменяющихся условиях.
При составлении программы физкультурных тренировок, оказывающих наиболее оптимальное воздействие на развитие психофизических качеств юноши допризывного возраста в рамках образовательного учреждения на базе урочных и внеурочных форм, следует опираться на такие методические подходы, как:
1) Обеспечение согласованной совместной работы административного персонала учебного заведения и преподавателей физической культуры и ОБЖ, составление единого списка требований, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу;
2) Формирование у подростков системы знаний об анатомо-физиологических и психологических особенностях, системе мотивов и ценностей, оказывающих существенное влияние на личную заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом;
3) Грамотное применение гласного поощрения достижений занимающихся и тактичного наказания в случае нарушений правил и т.п.;
4) Применение основных и дополнительных принципов непрерывного физкультурно-воспитательного процесса, формирующих базовые представления о структуре общих закономерностей и самой сущности данного процесса в рамках проведения допризывной подготовки учащихся.
Среди практических рекомендаций к проведению физкультурно-оздоровительных тренировок основными являются:
- комплексное применение средств, направленных на формирование и развитие координационных способностей и таких физических качеств, как: выносливость, сила, скорость, ловкость;
- упражнения на развитие скоростно-силовых качеств следует выполнять комплексно в первой части тренировки в форме скоростных элементов; в основной части тренировки следует выполнять упражнения на развитие силовых качеств, силовой и общей выносливости;
- применение различных методов организации тренировочной деятельности (круговая тренировка, парная тренировка, посменный и фронтальный методы).
Говоря о морально-психологической подготовке юношей допризывного возраста, следует среди причин резко негативного отношения к службе в армии отметить также деформацию ценностной сферы в современном обществе и склонность подростков к проявлению крайне низкого уровня социальной ответственности. Для улучшения отношения молодых людей к воинской службе следует активизировать работу по изменению военно-патриотических установок и личностных ориентаций в таких социальных институтах, как образовательные учреждения, семья, СМИ.
Как уже говорилось выше, в данной работе мы рассматриваем взаимосвязь физической и морально-психологической подготовленности юношей допризывного возраста. Занятия оздоровительной физической культурой активно участвуют в формировании таких жизненно важных личностных качеств допризывника, как грамотное распределение внимания, устойчивость, высокая скорость переключения между объектами деятельности; навыков контроля и самоконтроля, ответственности.