Отбор содержания занятий оздоровительной физической культурой с юношами допризывного возраста




 

Физкультурно-воспитательный процесс в старших классах общеобразовательных школ должен строиться таким образом, чтобы разучивание и закрепление нового упражнения или двигательного действия являлось некоторым образом подводящим к изучению следующего (зачастую более сложного). Эффективному ускорению формирования двигательных навыков способствует грамотное расположение учебного материала в документах планирования с постепенным усложнением, то есть изучение сложных двигательных действий прикладного характера не должно опережать усвоение базовых упражнений. например, прежде чем начинать изучение групповых и индивидуальных тактических действий в рамках спортивных игр нужно сначала в достаточной мере сформировать навык свободного выполнения таких приёмов, как передача, бросок, ведение, перемещение и остановка как в стандартной, так и в динамической обстановке.

Для достижения оздоровительного эффекта от физкультурно-спортивных тренировок, должны обеспечиваться повышенные затраты энергии, длительная равномерная нагрузка на дыхательную и кровеносную системы, систематичность и интенсивность тренировок, грамотность чередования фаз отдыха и работы, а также применение заваливания.

Рассмотрим некоторые виды оздоровительной физической культуры, оказывающих положительное влияние на укрепление здоровья и улучшение работы функциональных систем организма юношей допризывного возраста:

- оздоровительная ходьба: эффективное средство восполнения недостатка физических нагрузок и двигательной активности, оказывает успокаивающее воздействие на психику, снимает нервное напряжение и является важной частью активного отдыха;

- оздоровительный бег: универсальное средство улучшения работы функциональных систем организма, укрепляет сердечно-сосудистую систему, увеличивает ресурс лёгких, положительно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, формирует мышечную мускулатуру и тренирует большинство мышечных систем;

- ходьба на лыжах. Двигательная активность на свежем воздухе, размеренное ритмичное чередование работы и отдыха создают благоприятные условия для нетравматичного планомерного развития мышечной системы, а также оказывают положительное воздействие на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нормализуют обмен веществ;

- плавание – одно из уникальнейших средств оздоровительной физической культуры. Такие уникальные свойства водной среды, как высокая плотность, пониженная по сравнению с воздухом температура, насыщенность кислородом создают условия, приближенные к нахождению в невесомости;

- бадминтон, теннис, волейбол и др. в процессе игры занимающийся учится грамотно и рационально расходовать собственную энергию, правильно дышать и быстрее восстанавливаться после нагрузки, экономить силы..

Рассмотрим основные средства развития наиболее значимых в процессе военной деятельности качеств:

1) Для развития силы применяются три основных вида общеразвивающих силовых упражнений: изометрические, упражнение на преодоление внешнего сопротивления, преодоление веса собственного тела: прыжки различного вида, преодоления препятствий, подтягивания и т.д.

2) Развитие показателей выносливости: - непосредственное участие в спортивных соревнованиях; - выработка автоматического выполнения технических двигательных действия; - обучение наиболее оптимальным тактическим действиям.

3) Основными методами развития скоростных качеств являются: метод повтора, метод усложнения условий, игровой метод, метод сопряжённых воздействий.

4) Развитие ловкости. Данное качество определяет скорость и точность смены двигательной деятельности в быстро меняющихся условиях. На развитие данного навыка большое влияние оказывают координационные способности.

Общая учебно-тренировочная программа помимо развития физических качеств допризывников должна также включать в себя морально-психологической подготовку юношей. Основными задачами данного педагогического процесса являются:- развитие коммуникативных навыков;- формирование культуры чувств;- формирование и развитие силы воли и саморегуляции;- формирование навыков самооценки, самоконтроля и самоанализа;- обучение навыку составления внутреннего плана действий;- нравственно-этическое просвещение.

Существует множество общевоспитательных методов развития дисциплинированности у допризывников. Рассмотрим наиболее применяемые из этих методов:

- принуждения: чёткое требование беспрекословного следования правилам и уставам, существование системы наказаний за совершённый проступок или нарушенный приказ;

- убеждения в личных и групповых беседах, личный пример тренера, учителя, обсуждение пережитого опыта, совершённых поступков значимых людей, выражение собственного мнения в коллективе.

Отдельно следует отметить роль в формирование дисциплинированности и ответственности таких стимулирующих методов, как поощрение и наказание, методы формирования привычки: групповые упражнения с имитацией конкретной ситуации или проблемы социально-коммуникативного характера, различные игры и тренинги. Кроме того, эффективным компонентом воспитания выше упомянутых качеств являются методические рекомендации, правила, реализуемые посредством организованной физкультурно-спортивной деятельности, различные ритуализированные действия (например, правило приветствия партнёра). Осознанное следование данным правилам помимо научения следованию инструкциям также развивает чувство уважения к старшим и партнёрам.

В случае, когда учебно-воспитательная деятельность проходит на тренировках по командным видам спорта, эффективным воспитательным методом является оценка и обсуждение поведения каждого участника или группы занимающихся, разбор определённых действий и поступков с точки зрения целесообразности и пользы для команды.

Можно сказать, что систематические грамотно составленные физкультурно-спортивные тренировки оказывают крайне положительное воздействие на юношей допризывного возраста не только в плане физической, но и морально-психологической подготовки будущего воина. Как показывают многочисленные исследования, подростки, которые проходили довоенную психофизическую подготовку, не только показали себя с лучшей стороны в процессе военной службы, но и обладали более высокими показателями состояния здоровья.

С точки зрения морально-психологической подготовки в процессе физкультурно-воспитательной деятельности может быть использован довольно широкий набор различных упражнений, соответствующих уровню текущей физической подготовки и соразмерно возрасту занимающегося. Обобщим основные требования к физкультурно-спортивным тренировкам:

- обучение допризывников всему спектру навыков действия в экстремальных условиях;

- создание разнообразных ситуаций (в том числе приближенных к военным, экстремальным и трудным с точки зрения как физической, так и морально-психологической подготовленности) для формирования устойчивых навыков наиболее эффективного и быстрого преодоления сложностей;

- создание условий с элементами риска для приобретения допризывниками опыта действий в условиях нервно-психического напряжения;

- постепенное усложнение требований и задач по мере усвоения определённых упражнений и двигательных действий.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что практически любой вид оздоровительной физической культуры имеет определённые элементы морально-психологической и физической подготовки юношей допризывного возраста и оказывает положительное влияние на дальнейшую службу в Вооружённых Силах Российской Федерации.

 

Список использованной литературы

1. Агеенко H.H. Военно-патриотическое воспитание молодежи средствами физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1987.-240 с.

2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. / Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2006. – 216стр.

3. Андронов О.П. Физическая культура как средство влияния на формирование личности. – М.: Мир, 1992.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

5. Богатырев В. С. Развитие физических качеств юношей: Учебное пособие, -Киров: И1111 «Информационный центр», 1994. 104 с.

6. Великанов, А.А. Совершенствование медицинского обеспечения юношей допризывного и призывного возрастов на региональном уровне (на модели Ярославской области): автореф. дис. … канд. мед. наук / А.А. Великанов. – М., 2006. – 21 с.)

7. Виноград Д.В., Некоторые специфические особенности и профильная направленность физического воспитания в образовательных организациях Минобороны России // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Вып. 3. Самара, 2016 – С. 86-88).

8. Волков, А.П. Подготовка молодежи к защите России. Проблема и пути их решения (1985-1991гг.) / А.П. Волков. – М.: ГА ВС, 1992. – 105 с.

9. Гришин В.В. Подготовка учащихся профессионального училища к самостоятельной жизни и предстоящей службе в ВС России с целью повышения их уровня адаптации в новых условиях. –Иваново, 2003

10. Демьяненко Ю.К. Степанов М.П. Об устойчивости уровня физической подготовленности молодежи призывного возраста // Тезисы докл. итоговой науч. конф. института за 1985 г. /ВДКИФК. Д.,1986. -С. 158.

11. Дубровский, А.В. Понятие "Физическая готовность" в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / А.В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №3. – С. 40-41.

12. Жаринов Н.М. Формирование физической готовности молодежи допризывного и призывного возраста к военной службе: дис.... канд. пед. наук / Н.М. Жиринов. - СПб, 1994. – 182 с.

13. Константинов В.В. Исследование физического развития и физической подготовленности допризывной молодежи 16-17 лет в свете современных нормативных требований к армейской службе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1975.-24 с.

14. Куликов В.В., Ядчук В.Н., Тарасов A.A. Состояние здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу и меры по улучшению комплектования Вооруженных Сил РФ // Военно медицинский журнал. - 1998. - №8. - С. 18-20.

15. Кузнецов И.А. Физическая подготовка допризывника. - Учебное пособие, г. Санкт-Петербург, ВИФК, 2013. – С.367).

16. Линченко С.Н., Арутюнов А.В., Пухняк Д.В., Хмелик В.И. Особенности динамики показателей здоровья и их связь с организацией медицинского обеспечения молодежи допризывного и призывного контингентов на юге россии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-4. – С. 634-638;

17. Литвинов E.H. Час допризывной подготовки // Физическая культура в школе. 1987.-№10.-С. 38-41.

18. Лобжа М.Т. Физическая подготовка и военно-профессиональная пригодность: учебно-методическое пособие / М.Т. Лобжа, В.А. Щеголев. - Л., 1991

19. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. — Тюмень, 2010.

20. Марищук В.Л. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. - Л.: ВДКИФК, 1985. - 100 с.

21. Матвеев Л.П., Полянский В.П., Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры, 1996. №7, с. 42-47.

22. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос, 2003. - С. 8, 15, 24, 51-52, 53-54.

23. Новосельский В.Ф. Физическая подготовка допризывников. Киев.: Здоровья, 1985.-72 с.

24. Пономарев А.Г. Военно-прикладная физическая культура: Учеб. пособие / Омский ГИФК. Омск, 1987. - С. 6-8.

25. Серебрянников В.В. Социальный облик Российской Армии // Власть. -1998.- №5 С. 5-9.

26. Средин Г.В. Основы военно-патриотического воспитания. Учебное пособие. – М., 2003

27. Татанова Д.В., Рзянкина М.Ф. Оценка состояния здоровья юношей при первоначальной постановке на воинский учет. Российский педиатрический журнал. 2012; 1: 43–46.

28. Теория и методика физической культуры: Учебник. /Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

29. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Редакци-онно-изд. центр Генерального штаба ВС РФ, 2001. - 64с.

30. Физическая культура: Учебное пособие /Под ред. В.А. Ковален­ко. - М.: Изд-во АСВ, 2000.

31. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000.

32. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.3. – 336 с.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: