Элементы социальной справедливости в политической сфере.




Византия самое справедливое и прогрессивное социальное (и демократическое) государство Средневековья.

Элементы социальной справедливости в политической сфере.

Одним из критериев социальной справедливости в политической сфере является возможность прямого обращения к власть имущим. Рядовые граждане в Византийской империи, являвшиеся наряду с Церковью, сенатом, армией, флотом одной из важнейших общественных сил, обладали значительными возможностями принимать участие в политической жизни страны. В Константинополе, например, на огромном ипподроме, вмещавшем сотни тысяч людей, во время состязаний или в театре происходили встречи императора с народом: пришедшие могли приветствовать, а могли и освистать правителя, или начать скандировать: Другого императора ромеям!. Граждане свободно выражали свои просьбы, пожелания или порицания. Когда представители городских советов требовали снижения налогов, императорам приходилось идти на уступки. Такие порядки обусловливались сохранением эдикта об аккламациях. Они касались не только императора, но и других должностных лиц. В середине V века жители Константинополя прославляли во время аккламаций своего градоначальника Флавия Кира наряду с самим Константином Великим.

Помимо аккламаций в театрах и на ипподроме (у императоров также была возможность пообщаться с народом, выступая с дворцового балкона), император мог подвергнуться критике со стороны придворных сановников во дворце: они решались выказать недовольство его налоговой или аграрной политикой, потребовать выплаты удержанного жалования, пожаловаться на недостойных коллег и даже защищать позиции официальной науки. На церемониальных обедах присутствовали представители городских советов, которые запросто заводили разговоры на политические темы. Сложными были и отношения должностных лиц с духовенством. Так, император Юстиниан общался с монахами как с равными, до хрипоты спорил с ними о делах Церкви, при этом смиренно выслушивал резкие отповеди святых пустынников. Патриархи и митрополиты составляли послания императорам. Интеллектуалы писали поучения для правителей. Изложение наставительных глав Агапита, адресованное императору Юстиниану в порядке вещей. Византийская политическая мысль сохранила основания непринятия деспотии (по утверждению И. С. Чичурова, Политическая идеология Средневековья (Византия и Русь), с.12).

- представление привилегий лишь на срок службы (Императорская особа не считалась священной (её можно было критиковать). Священными считались обязанности, которые исполнял император. Константин Багрянородный в трактате Об управлении империей заявляет, что император, патриарх или любой другой человек, из вышестоящих или подчинённых, преступив закон, лишится поста и доброго имени. Дворец в Константинополе назывался правительственным; императорская семья жила в нём только пока кто-либо из её членов являлся императором. Жизнь во дворце была строго регламентирована, поддерживался порядок, как в монастыре и библиотеке (за этим следили сановники).

- нет бюрократического произвола (К представителям центральной власти на местах были приставлены церковные старосты и епископы, которые следили за соблюдением законов и божеской справедливости.)

- наказание эксплуататоров

- борьба против спекулянтов и ростовщиков (император Юстиниан заставил платить недоимки всех торговцев и ростовщиков, привыкших уклоняться от налогов. Император олицетворял собой воплощение законности: он неусыпно поддерживал справедливость, охранял достояние пахарей, устанавливал справедливые цены, норму прибыли и следил за соблюдением порядка с помощью огромного бюрократического аппарата (по утверждению С.А. Нефёдова, История средних веков, стр.75-76).

- борьба против коррупции и воровства (император Юстиниан пытался навести порядок в управлении: многие чиновники потеряли свои посты, а их владения были конфискованы, чтобы пополнить казну. Привыкшие воровать чиновники были заменены, а новые приносили присягу на Библии; под угрозой Страшного суда они клялись управлять без обмана и подлога, неподкупно и без насилия. Василий Македонский выдвинул конкретную программу: запретить продажу должностей и искоренить взяточничество в государстве.)

- гражданин, гражданство (В Византии не было крепостного права. Постепенно исчезало античное рабство с вызывавшимся его наличием резким классовым антагонизмом (Античность и Византия, с. 349).)

- интересы страны выше личных интересов/ интересы страны правовое и социальное государство (император Юстиниан приказал вывешивать законы на всеобщее обозрение в церквях, священники объясняли суть законов: налоги собираются правителем не для себя, а для содержания войска и защиты населения, их уплата дело благочестия и священный долг. Это аллюзия на назначение античных литургов богатейших граждан полиса, на которых возлагались почётные обязанности, связанные с огромными денежными затратами. Трудовой люд почёл за честь самоличное исполнение античной литургии. Поэтому сам факт сбора налогов не вызывал у него возмущения.

Император Никифор, бывший начальник налогового ведомства, предпринял попытку воссоздания мощного государства с его системой государственного регулирования. Он повысил жалованье военнослужащим, конфисковав владения многих богачей; государство пыталось всё контролировать перераспределять. В правление императора Василия I государство снова стало регулировать отношения между гражданами в целях установления справедливости (по утверждению С.А. Нефёдова, стр.71 История средних веков). Василий I переиздал законы Юстиниана и приказал снова вывесить их в церквях. В Византии не было крепостного права. Доходы с земли казначейства не могли стать главным источником силы императорской власти. Казна в основном пополнялась налогами со свободного крестьянства. Поэтому центральная власть не была заинтересована в их закрепощении. Пустующие земли раздавались небольшими участками свободным крестьянам, которые были обязаны нести за это военную службу. Таким образом, было создано особое сословие воинов. Новая организация армии позволила ввести новое военно-административное устройство - фемный строй. Территория империи была разделена на военные округа фемы, вся власть над которыми сосредоточивалась у стратига, командовавшего фемным войском, состоявшим в своём большинстве из стратиотов. Стратиг объединял в своих руках военную и гражданскую власть в феме. Введение фемного устройства представляло собой специфическую особенность внутренней организации Византийского государства. Фемный строй способствовал упорядочению финансов империи, укреплению и пополнению армии и флота. Византийские города не принадлежали феодалам; они находились под властью государства. Городами управляли назначенные императором должностные лица. Сановники, чиновники и военачальники получали доходы, исполняя свои служебные обязанности, а не обирая вотчины.

Константин Багрянородный в трактате Об управлении империей выступает за общее благо; Учти, для тебя я пишу поучение, чтобы в нём соединились опыт и знание для выбора лучших решений и чтобы ты не погрешил против общего блага. Он яро выступал против деспотизма и самовластия: Ведь должно, чтобы желающие править по закону не соревновались в подражании дурно содеянному кем-либо по невежеству и самомнению, но держались славных дел тех, кто царствовал в согласии с законом и справедливостью, чтобы они имели пред собой благие образцы для примера и подражания и в соответствии с ними пытались с ними пытались и сами направлять всё ими совершаемое.

Вдова Льва I (457-474) Элия Верина обратилась к гражданам: Мы решили венчать вам василевсом христианина, украшенного благочестием и справедливостью, с тем, чтобы он хранил дела государства в порядке и умеренно вёл войны (Чичуров И.С. Политическая идеология Средневековья (Византия и Русь) с. 23). Опять те же мотивы: христианство, благочестие и справедливость.

Император Тиверий Константин (578-582) признался народу в альтруизме византийских правителей. Их со всех сторон окружают дела, они вынуждены исправлять грехи (более тяжкие, чем у не имущих власть). Государство вверено им не для изнеженной жизни и потакания плоти. У них нет времени на личную жизнь, они жертвуют своим здоровьем. Обязанность правителя исправлять ошибки предшественников, сдерживать власть уздой разума. Он не смеет посрамить надежд, возгордиться, запугивать граждан, его долг - расположить к себе народ, проявлять человеколюбие, воздавать по заслугам, лести предпочитать упрёк лучшего наставника, быть сдержанным, не предаваться чрезмерной радости. Его главная обязанность творить социальную справедливость. Всё, кроме неё, - ничто. Тиверий Константин призвал считать порфиру дешёвым рубищем, драгоценные камни венца галькой с морского берега, а пурпурный цвет - мрачным. Он сделал исключительное заявление о том, что скипетр даёт право не на безнаказанность, а на блестящее рабство. Жизнь императора посвящена заботе о всеобщем благе и защите социальной справедливости. Из любви к своему народу Тиверий Константин рискнул показаться некуртуазным, публично откровенничая.

- стремление возвысить свой народ (Именно к византийским гражданам обращались императоры, произнося речь по вступлении на пост. Говорили, что они известны, прославлены и у всех на устах. Граждане Византии чувствовали исключительную уверенность в себе и завтрашнем дне. Священные идеи милосердия, благотворительности и справедливости, пронизывавшие тексты законов, постановлений, указов, обращений, воззваний, литературных произведений, проникали в человеческое сознание и порождали веру в величие своей страны. Должностных лиц, включая императора, дозволялось критиковать сколько угодно, но выступление против государственного строя и идеологии считалось кощунственным преступлением сродни измене Родине и богохульству. Сами граждане считали государственный строй настолько совершенным, что, по их мнению, страну могли погубить лишь война, неурожай, эпидемия или землетрясение (они оказались правы: Византия погибла в войне). Они обожали византийскую идеологию. Прославление Родины считалось великой честью. Тот, кто негативно высказывался о своём народе и Византии в целом, подвергался общественному порицанию. Византия считалась благородным государством ромеев, а всё, что оскорбляло её, а значит и её граждан, - недостойным и неподобающим и подвергалось презрению, обвинению и осуждению.

- меритократия (власть достойных): руководящие посты занимают исключительно способные люди вне зависимости от социального положения и финансового достатка (Будущий император Юстиниан был сыном бедного пахаря из маленькой деревеньки в македонских горах; он привык к скудной пище и тяжкому труду, его родной дядя Юстин благодаря мужеству и уму выслужился из солдат в офицеры гвардии, а затем стал императором. Дядя вызвал племянника в столицу и усадил учиться наукам. Выучившись, Юстиниан стал помогать Юстину управлять государством, но при этом продолжал скромно питаться и одеваться. Юстин назначил племянника на одну из самых низших должностей в государстве и, постепенно повышая, провёл его через всю систему государственного управления. Юстиниан обладал необычайным упорством и исключительной трудоспособностью. Он и его команда юристов изучали античное законодательство, чтобы создать единое законодательство. Это кропотливая работа занимала дни и ночи. Юстиниана прозвали бессонным государем. В итоге были изданы Кодекс Юстиниана в 12 томах, свод комментариев к ним в 50 томах и учебник для служащих в судах чиновников. Юстиниан также потратил много сил, времени и денег, чтобы реорганизовать дисциплинированную и боеспособную армию, похожую на римские легионы. Благодаря ей владения Византии простирались от Атлантического океана до Кавказских гор. Император Василий I был крестьянином из Фессалии, пришёл в Константинополь в поисках заработка. Он прославился силой, удалью и находчивостью, был приближен ко двору, затем стал императором. В памяти поколений он остался как защитник, запретил взимание процента с долгов и уменьшил налоги.

Правящая элита составляла открытый общественный слой, доступ в который обусловливался не наследственными, а личными достоинствами человека, соответственно принципу императора Льва VI Мудрого, О благородстве людей нужно судить не по их предкам, но по их собственным делам и успехам. Чиновники набирались с помощью экзаменационной системы из всех слоёв населения. Централизация сочеталась с вертикальной мобильностью и институционализацией науки. На византийских чиновников налагалась огромная ответственность. У них были многочисленные обязанности. Великий логофет осуществлял надзор за деятельностью государственных служб и их координацию. Логофет общественных имуществ отвечал за все виды налогов и поборов, контролировал их сбор, вёл учётные записи. Логофет эйдики отвечал за ремесленные коллегии, фабрики, склады. Логофет дрома заведовал государственной почтой, занимал ключевые посты в дипломатическом корпусе и разведывательном управлении. Логофет стратиотиков отвечал за армейскую отчётность, снабжение и выплату жалования военнослужащим, осуществлял строительство крепостей и мостов и играл роль агента префекта претория. Логофет стад управлял огромными государственными пастбищами, снабжал армию и почтовую службу лошадями и мулами. Логофеты участвовали в придворных церемониях и могли попасть в состав сената (высшие должностные лица попадали туда с согласия императора и остальных сенаторов, исполнив античную литургию). Вместе с тем они получали патрицианское достоинство. Роль сената (синклита): городской совет Константинополя; орган судебной власти; орган, утверждающий законы, изданные императором; орган, утверждающий соправителей и императоров; совещательный орган. Очень примечательна должность главы византийского бюрократического аппарата - императора. В Византии в республиканских традициях наследственное правление было запрещено. Император избирался общим решением сената, Церкви, армии и народа. Он занимал несколько республиканских должностей. Если он хотел передать власть определённому лицу, то мог выдвинуть его как кандидата в соправители. Императоры могли быть смещены из-за их несоответствия занимаемой ими должности и сосланы в монастырь. Император опирался на префекта претория, обладавшего высшими судебными и административными полномочиями: он следил за порядком при аккламациях и устанавливал истинность народной позиции по отношению должностным лицам и её причину, пресекал подстрекательства и клевету; его решения, в отличие от решений других власть имущих, не подлежали обжалованию. Многочисленные обязанности возлагались на эпарха градоначальника Константинополя. Он руководил городской администрацией и экономикой столицы, отвечал за поддержание общественного порядка, снабжение горожан продовольствием и различными товарами, контролировал деятельность производственных коллегий, отвечал за реализацию строительных проектов, возглавлял городской суд, командовал столичным гарнизоном и ведал городской тюрьмой. В византийском бюрократическом аппарате состояли самые разнообразные чиновники: квестор (юридический советник, член законодательной комиссии, член Консистория (императорского совета); принимал и разбирал прошения, жалобы и отчёты, осуществлял идеологический контроль над населением, участвовал в судебных процессах по обвинениям в государственной измене), квезитор (чиновник, обязанный следить за прибывающими в Константинополь людьми), комит священных щедрот (главный казначей; отвечал за чеканку монет), комит личного имущества (высокопоставленный чиновник, ведавшее личным имуществом императора, доходы с которого шли в казну и на государственные нужды), палатин (чиновник ведомств священных щедрот и личного имущества императора), куриал (член муниципального совета), презентал (начальник городской милиции), силенциарий (придворный сановник, ответственный за поддержание порядка и тишины в правительственном дворце; контролировал аудиенции, рассылал оповещения членам Консистория), а также многочисленные приставы, нотариусы и секретари.

Многие византийские чиновники были интеллигентами и поэтами. Они занимали крупные должности и имели всестороннее образование. Церковный историк и юрист Евагрий произведён при Тиверии Константине (578 582) в квесторы, а при Маврикии в эпархи. Поэт-эпиграммист Македоний был консуляром, а Павел Силенциарий - придворным сановником времён Юстиниана. Хронист, историк и поэт Агафий Миринейский был ещё и адвокатом. Именно в Византии зародилась европейская куртуазность. Помимо приобретения классического античного образования, власть имущие люди учились верховой езде, обращению с оружием, чинным манерам и походке, выбору соответствующего одеяния, правилам должного поведения Учитывая возможность занятия постов не по знатности и богатству, а по способностям и успешности, существование куртуазных крестьян могло бы вызвать недоумение у иностранцев-европейцев, но их не смущало социальное происхождение некоторых представителей византийской элиты, ведь оно даже не было заметным. Трепет иностранных послов перед императорами-крестьянами ещё одно подтверждение успеха византийской меритократии.

Должностные лица, уличённые в недобросовестном исполнении своих обязанностей, становились объектом критики и даже насмешек. Императрица Ирина решила необычным способом указать византийскому наместнику в Беневенте и Павии на его служебное несоответствие. Он был замечен в особо крупных растратах, игнорировал указания центральной власти и не был способен с оружием в руках защищать, направлять и вести в бой ромеев. Ирина прислала ему такое заключение, к которому добавила, что его место - за прялкой (прялка и веретено прилагались).

- нет беспризорности и безнадзорности

- гражданская оборона, техника, технологии (Социальная справедливость дело государственной безопасности. Чем больше граждан получат качественное образование, тем больше будет специалистов. При меритократии они смогут занять соответствующие места в государственных структурах, чтобы посвящать всё своё время и все свои силы на разработку стоящих проектов. Так Византия получила средства своей защиты. Родосская академия, в которой Каллиник усовершенствовал греческий огонь, ещё и получала дотации от государства. Так же были разработаны дромон и сифоны для греческого огня. Научно-технические достижения поражали иностранных послов. Они проходили между рычащими золотыми львами, а когда поднимали голову, то видели чудо трон с императором без всякой опоры висел в лучах света, и откуда-то сверху доносились громовые слова.

Меритократия необходима при назначении военачальников и должностных лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: