ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ




Под классической античностью принято понимать период с конца VI по IV в. до н.э., время от процветания до крушения греческого аристократического полиса. Мир искусства был живым миром. Гегель: «такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, трактуется в истории культуры как классическое». Отсутствует расщепление между индивидуальными ориентациями человека и общественным целым, равновесие государственных и индивидуальных интересов. художественная культура античности трактуется как норма и образец, потому что античное художественное сознание выступет как синкретичное, т.е. целостное по своей природе.

Фактически все эстетические категории берут начало в античности. Эстетические категории — это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.

категория «калокагатия» употребляется для характеристики эстетически совершенного явления и означает единство прекрасного и нравственного. Эстетически прекрасное, таким образом, понималось одновременно и как этически нравственное в своей основе, истинное, справедливое. Чувственный, телесный компонент прекрасных объектов органично совмещается с высоким духовным, символическим содержанием. Понятие эстетического может использоваться для оценки благородных поступков, высоких типов человеческих отношений, как в художественном творчестве, так и в повседневной практике. Особое место в античности поэтому приобретают теории социального воздействия искусства, в частности идеи художественного воспитания. В классической античности нет разделения художественного сознания на массовое и элитарное.

Платон (427—347 до н.э.) исходит из того, что наиболее подлинным является мир идей, мир предельных сущностей человеческого бытия. Поэты и художники подражают тем, кто уже так или иначе воспринял и смог реализовать в своих формах эти предельные идеи бытия. Художественная деятельность, таким образом, есть только тень, которая воспроизводит средствами искусства все то, что уже воплотилось в конкретных формах реальности. Но ведь и сам видимый мир существует как тень скрытых сущностей. Следовательно, творения художника — это тень теней.

Платон разделяет музу сладостную и музу упорядочивающую, стремится фильтровать произведения искусства по принципу их воспитательного значения. В диалоге Платона «Ион» дано толкование процесса художественного творчества. В момент творческого акта поэт находится в состоянии исступления, им движет божественная сила. Личность творца сама по себе предстает как незначительная, хотя художник и наделен особым даром озарения. Отсюда двойственное отношение Платона к поэтам: с одной стороны, это люди, которые могут спонтанно входить в контакт с высшими мирами, а с другой — невозможно предугадать и тем более контролировать русло, в которое окажется обращенным это экстатическое состояние.

В труде «Пир» выделяет неравноценные уровни восприятия прекрасного. Первая ступень - чувственная тяга, волнующее побуждение, начальный импульс эстетического любования, который вызывает вид физического совершенства. прекрасные тела преходящи в своей привлекательности, а потому и саму идею красоты нельзя обнаружить на чувственном уровне. Следующий шаг — уровень духовной красоты человека; здесь фактически речь идет об этически эстетическом. Анализируя эту ступень, Платон приходит к выводу, что и прекрасные души непостоянны, они бывают неустойчивы, капризны, а потому идею прекрасного нельзя постигнуть, оставаясь на втором уровне. Третья ступень — науки и искусства, которые воплощают знания, охватывающие опыт всего человечества, здесь уж как будто нельзя ошибиться. Однако и здесь требуется избирательность: часто науки и некоторые искусства обнаруживают ущербность, поскольку человеческий опыт слишком разнообразен. И наконец, четвертый уровень — это высшая сфера мудрости, благо. Таким образом, Платон вновь приходит к пределу, где в единой точке всеобщего блага соединяются линии всех мыслимых совершенств реального мира. Платон разворачивает перед нами иерархию красоты и тем самым показывает, какое место занимает собственно художественная красота.

Вводит категорию меры. Платон пишет, что когда предел входит в тождество с беспредельным, то он становится мерой, понимаемой как единство предела и беспредельного. Меру диктует внутренняя природа самого произведения. Мера, по Платону, всегда конечна, она делает мир органичным, целым и обозримым. Мера выступает у Платона одним из «атомов» его эстетической теории, одной из базовых категорий.

Категория «гармония» близка понятию меры, пропорции, симметрии. Вслед за Гераклитом он повторяет, что гармония создалась из первоначально расходящегося. Гармония как контраст, соединение противоположностей, что позже нашло воплощение в аристотелевской трактовке красоты как единства в многообразии.

Категория «катарсиса». Обозначение сущности любого эстетического переживания. Когда в результате художественного восприятия мы получаем чувство удовлетворения, мы переживаем состояние катарсиса. Понятия «очищение» и «катарсис» сопоставляются. Аристотель (384—322 до н.э.) разрабатывал теорию катарсиса как компонент искусства трагедии. Катарсис, по мысли Аристотеля, — это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию. ученые подчеркивают важность такого условия возникновения катарсиса, как ощущение собственной безопасности. С одной стороны, мы перемещаем себя на место героев, а с другой — мы ни на минуту не забываем, что перед нами вымышленный мир, художественное произведение, что это все происходит не с нами. Ощущение себя участником и одновременно зрителем — важная особенность полноценного художественного переживания и катарсиса. Через переживание катарсиса человек способен укрепить себя и обрести некие новые силы устойчивости.

Категория «прекрасное». Оно тождественно всему, что предстает как эстетически выразительное, и служит синонимом понятия художественности. С одной стороны, прекрасное наделялось свойствами реально существующего («прекрасное рассеяно в природе»), с другой — оно рассматривалось как достояние творческой личности («художник сам владеет формой прекрасного»). В античной эстетике художественно прекрасным может стать любое содержание, предметом искусства способно выступать бесконечное разнообразие реальных явлений. Отсюда возникает проблема «добра и зла». В какой мере негативный художественный материал может служить основой для создания совершенных произведений искусства? В древней греции эта проблема решается с помощью понятия рока. Поступки героя реализуются не как заведомо отрицательные, их трагическая предопределенность складывается объективно, независимо от его воли. действующие герои сами по себе несут позитивное, положительное содержание, столкновение происходит лишь потому, что вмешивается рок; трагический конфликт вызывает сочетание внешних обстоятельств, внезапных совпадений, сами же герои сохраняют человеческое достоинство и непорочность.

В эпоху эллинизма возникает социальное неравенство, что приводит к расхождению индивидуального и общественного, усиление внимания к внутренней жизни. Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве — нечто иное, стоящее выше правдоподобия; особый художественный смысл, на выражение которого и направлены усилия художника.
Размышляя о соотношении действительности и искусства, появляется теория мимезиса (подражания). По мнению философа, природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого явления актуализирует связанную с ним память, рождает сопоставления и т.д. Вместе с тем творческая способность не сводится к копированию. Художник представляет собирательный образ, тем самым обеспечивая большую выразительность произведения.

«линия Платона» и «линия Аристотеля». Первую традицию связывают со взглядом на художника как демиурга, способного выражать через свои творения абсолютные смыслы мироздания, проникать в мир невидимых сущностей. Особенности второй видят в трактовке художественной выразительности как опирающейся на посюсторонний мир.

Понятие «энтелехия». Любые процессы и свойства стремятся воплотиться, т.е. стать чем-то непосредственно данным, обрести форму. Все, что окружает человека, находится в состоянии хаоса; механизм энтелехии позволяет в процессе созидательной деятельности трансформировать неупорядоченное «вещество жизни» в упорядоченное «вещество формы». Приобретение энергией облика и формы. Художник должен угадать эту форму. Художественная энтелехия существует по принципу диалога. Возникает художественная форма, которая сохраняет в себе всю «рассеянную энергетику», через ее завершенность просвечивает незавершенность, стимулирующая череду художественных ассоциаций, богатство воображения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: