О некоторых уроках десятилетия




Примечательным для конца 90-х годов оказалось возникновение некоторой новой тенденции в умонастроениях россиян, которая зафиксирована в нескольких репрезентативных опросах. Речь идет о возникновении некоторой надежды на ближайшие перспективы. С 1992 по 1998 год "индекс надежды" на каждый последующий год, фиксируемый в конце уходящего года, колебался от 13% до 20%. Надежда на 2000 год подскочила до 28%. Несколько уменьшился индекс усталости и безразличия, страха, растерянности и озлобленности. Приведенные данные ВЦИОМ подтверждаются и результатами опроса, проведенного РНИСиНП. Согласно этим данным в конце 1999 года - с октября по декабрь - доля респондентов, испытывавших страх и отчаяние, уменьшилась более, чем в три раза, и увеличилась доля тех, кто испытывал эмоциональный подъем.

Это еще не перелом настроений, а лишь некоторые признаки позитивных сдвигов, которые желательно было бы закрепить. Данные эмоциональные состояния представляют собой фон, который, несомненно, проникает в поле политики. Появляется возможность, опираясь на фактор надежды, рационализировать отношения между властью и обществом. Разумеется, это только возможность, реализация которой будет в значительной степени зависеть от того, насколько успешным окажется преодоление иррациональности ельцинского политического режима.

Попытаюсь сформулировать ответ на вопрос: в чем же состоят главные уроки уходящего периода?

Во-первых, на мой взгляд, должно быть отчетливо продемонстрировано в высших эшелонах политической власти стремление к рационализации российской ситуации, прежде всего в вопросе о взаимоотношениях власти и общества. Необходимо продемонстрировать ясность политической воли, основанной на понимании России как части мирового сообщества и Европы. Ввести в политический оборот понятие "интересы России" в смысле общегосударственных интересов, сопоставляемых с интересами других стран и государств. В то же время ни в коей мере нельзя допускать фетишизации России и иррационализации в трактовке ее национальных интересов. Умение провести эту линию в жизнь - предпосылка восстановления доверия общества к государству и власти.

Во-вторых, в политической практике необходимо исходить из того, что преобразования, начавшиеся в середине 80-х годов, еще не закончены. Возврат к прошлому исторически невозможен, а критерием успеха реформ должен стать рост экономики (на основе рыночных отношений) и благосостояния всей массы российского населения, а не отдельной его части.

В-третьих, было бы ошибкой предпринимать меры, направленные на радикальный пересмотр политического курса, сформировавшегося в ельцинскую эпоху. Политическое развитие страны должно осуществляться в конституционных рамках, имея в виду и то, что Конституция России также может корректироваться.

В-четвертых, необходимо скорректировать отношение к прошлому - прекратить огульное охаивание собственной истории, легитимировать Октябрьскую революцию на основе признания ценностей обеих сторон, участвовавших в гражданской войне, отказаться от идеологии реванша по отношению ко всему советскому периоду российской истории, бережно относиться к памяти тех, кто пали на полях сражений в Великой Отечественной войне, признать, наконец, что горбачевские реформы создали мощные предпосылки для последующих преобразований.

В-пятых, свести к минимуму применение вооруженных сил в разрешении политических конфликтов и противостояний. Особое внимание обратить на двойственный характер того ресурса, который создан и использован в период преодоления чеченского кризиса. С одной стороны, необходимо признать подвиг российских воинов в этой войне, с другой - отдавать себе отчет в опасности тенденций к милитаризации и авторитаризму, представляющих реальную угрозу демократическому развитию страны. В целях преодоления этого конфликта необходима поддержка переговорных практик и институтов, включая феминизацию политического класса в российском обществе.

Наконец, в-шестых, обратить внимание на выработку правил экономического и политического поведения представителей политического класса страны. В решении этой задачи важна не только законодательная деятельность, но и нравственный пример со стороны высших лиц в руководстве страны. И особенно важно - постоянное внимание к конструированию позитивного образа власти в общественном мнении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: