Психологические особенности политической власти




Взгляды российских ученых на сущность политико-психологических феноменов

молодая отрасль общественного знания, возникшая на стыке социальной психологии, политологии и социологии, которые изучают различные стороны явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни и политической деятельности людей. За рубежом она стала самостоятельной лишь во второй половине XX в., когда в 1978 г. было создано Международное общество политической психологии. В нашей стране политическая психология выделилась в новое научное направление в конце 1980-х гг. после образования Всесоюзной ассоциации политической психологии (1990).

В настоящее время в России политология изучает в основном объекты и субъекты политики, формы и методы (реже способы) политической деятельности людей, а также причинно-следственные связи, относящиеся к политической активности людей и ее результатам.

Российские социологи стремятся осмыслить главным образом социально-конфессиональную структуру и некоторые другие особенности участников политической деятельности, социально-демографический фон, на котором развивается и проходит трансформация многочисленных политических явлений и процессов.

Отечественные историки обычно анализируют роль и место личности в тех или иных политических событиях, выявляют и описывают историческое своеобразие их зарождения и развития.

Отечественная психология, опираясь на данные исследований других наук, исходит из того, что политика — это организационная и регулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной и т.д. Политика реализуется в борьбе за власть в обществе (государстве). В ходе последней формируется политическое сознание как всего общества, так и отдельных его представителей и их групп.

Политическое сознание — система теоретических и обыденных взглядов, интересов, знаний, оценок, настроений и чувств, представляющая собой результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей. Специфика политического сознания состоит в: а) высокой степени выражения и отражения социально-классовых интересов индивидов и их групп; б) активном влиянии политики на другие формы общественного сознания (право, мораль, религию, науку, искусство и философию).

Политическое сознание выполняет определенные функции. Его познавательная функция призвана представлять систему знаний об окружающей политической реальности. Оценочная функция политического сознания способствует ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий. Регулятивная функция политического сознания предоставляет людям ориентиры относительно их участия в политической деятельности. Интегрирующая функция политического сознания способствует объединению социальных групп на базе общих ценностей, идей, установок. Прогностическая функция политического сознания закладывает фундамент для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов в обществе. Нормативная функция политического сознания служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего.

Российская психологическая наука считает, что всесторонне и достаточно корректно изучить, понять и сопоставить друг с другом политические явления и процессы можно только в том случае, если классифицировать их по целям, способам и результатам борьбы за власть как политической деятельности.

 

Сущность политико-психологических феноменов в представлениях

Западных ученых

Фундаментальные и систематические теоретические разработки по психологии политики начались в 60-е годы в США под влиянием «поведенческого движения». Тогда при Американской психиатрической ассоциации была создана группа для изучения проблем международной политики, которая в 1970 году переросла в Институт психиатрии и внешней политики. В 1968 году в Американской ассоциации политических наук возник исследовательский комитет по политической психологии, а в 1979 году на его основе было организовано Общество политических психологов, уже получившее статус международного (ISPP). Это общество сразу начало издание своего журнала «Political Psychology». В настоящее время публикации по политико-психологической проблематике появляются во всех престижных изданиях по политологии и психологии. В ISPP сейчас более 1000 членов практически со всех континентов. Ежегодно оно проводит свои собрания, посвященные наиболее актуальным теоретическим проблемам. Так, годичное собрание 1994 года проводилось в Испании и рассматривало тему «Психологические аспекты политики изменения», а собрание 1995 года в Вашингтоне обсуждало тему «Национальное строительство и демократия в мультикультурных обществах».

Хотя политическая психология получила действительно международное признание, однако большая часть исследователей живет и работает все же в США и Канаде. Среди них такие крупные и признанные ученые, как Б. Глэд, Ф. Гринстайн, А. Джордж, Р. Кристи, Дж. Пост, С. Реншон, Р. Сигел, Д. Сире, Р. Такер, М. Херманн и десятки их коллег, активно работающих практически во всех североамериканских университетах.

В Европе существуют свои давние традиции анализа политико-психологических явлений. Успешно работают в области политико-психологических исследований в Германии — А. Ашкенази, Д. Клингеманн, Г. Ледерер, Х.-Г. Мозер, П. Шмидт и др., во Франции — А. Дорна, С. Московичи, А. Першерон, в Великобритании — М. Биллиг, А. Сэмюэль, X. Хает, а также в Финляндии, Голландии, Чехии, Испании, Польше и других странах. Хотя следует отметить, что традиционные политологи испытывают в Европе определенные опасения перед иррационалистическими концепциями психологов, прежде всего перед психоанализом, с которыми у них по преимуществу и ассоциируется политическая психология.

Следует отметить, что интерес к политической психологии наблюдается и в таких регионах, где раньше и политическая наука, и психология не имели развитых традиций, либо традиционные школы находились в отрыве от современной методологии. Так, в последние десятилетия исследования в этой области проводятся в Латинской Америке, в Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности, в таких странах, как Китай, Индия, Пакистан, не говоря уже об Австралии и Новой Зеландии, где ведется огромная исследовательская работа, издаются десятки монографий.

Хотя единичные книги и статьи появлялись и ранее, отсчет современного этапа развития политической психологии, очевидно, следует вести с издания в 1973 году коллективной монографии под редакцией Джин Клутсон, в которой подведены итоги развития этой науки и выделены важнейшие направления для дальнейшего исследования. Другой крупной вехой было появление монографии под редакцией М. Херманн в 1986 году. Эта книга дает представление о тех изменениях, которые произошли в политической психологии. М. Херманн выделила следующие позиции. Во-первых, большинство исследователей пришло к убеждению, что фокус изучения должен быть сосредоточен на взаимодействии политических и психологических феноменов. Во-вторых, объектом исследования должны стать наиболее значимые политические проблемы, к которым привлечено внимание общественности. В-третьих, следует уделять значительно большее внимание политическому и социальному контексту анализируемых психологических явлений. В-четвертых, необходимо изучать не только результат тех или иных психологических воздействий на политику, но и пытаться понять процесс формирования тех или иных политических убеждений. И, наконец, в-пятых, современные политические психологи стали гораздо более терпимыми в отношении методов сбора данных и исследовательских процедур, полагая, что методологический плюрализм — неизбежное явление на нынешнем этапе развития теории.

О состоянии науки во многом можно судить по тому, как и кому она преподается. В качестве примера можно взять практику университетов США и Канады.

Так, в 90-е годы в 78 университетах читалось более 100 курсов политической психологии. Лекции и семинары по политической психологии слушали более 2300 студентов только на младших курсах. Преподавание ведется как для студентов-политологов, так и для психологов.

Другим параметром развития науки является ее прикладное использование. Так, политические психологи активно привлекаются для поиска решений в конфликтных ситуациях. Известна эффективная роль политических психологов во время Карибского кризиса, при заключении Кэмп-Дэвидской сделки между Израилем и Египтом, в войнах США против Ирака и пр. Специалисты по политической коммуникации в разных странах Европы и Америки внесли свой вклад в подготовку политических лидеров к парламентским и президентским выборам.

Ряд политических деятелей сами владеют психологическими методами, используют их для выработки стратегии на будущее и для анализа прошлого. Так, один из соперников Дж. Буша по президентским выборам 2000 года, А. Гор активно работает в области политико-психологической теории. Такие известные политические деятели, как В. Путин, Б. Клинтон, Р. Никсон и Д. Локард, постоянно обращаются к психологическому анализу своего прежнего политического опыта и реальных проблем. Интерес к работам по политической психологии проявляют политики всех ориентации. Они используют данные этой науки для налаживания отношений с общественностью, для мобилизации населения на выполнение реформ, для принятия решений по важнейшим стратегическим направлениям политики.

2.1Власть - это своеобразное социальное явление. С одной стороны, гносеологически ее появление и развитие связано с возникновением человеческого общества (государства), отношениями между людьми их составляющими, с другой - управление обществом, государством, людьми связано с политикой. Политика не функционирует в отсутствие власти, так же как и власть не может реализовываться без политики, а человек не способен сохранить свои гражданские качества в отсутствие как власти, так и политики. Политика определяет содержание власти.

С психологической точки зрения власть - это способность и возможность личности, группы, класса, нации, партии, государства и т.д. осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.

В то же время власть как общественное явление подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы играют решающую роль. Общественная система в целом (прежде всего, экономический строй общества) и ее влияние на социальный уклад жизни людей, в частности, регулируют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.

Власти присущи универсальные социальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.

Власть выполняет конкретные функции:

1) Ее диспозиционная функция выражается во множестве предписаний, инструкций, рекомендаций, императивов, запретов, определяющих политическую активность людей. Через систему наставлений «что делать» и «чего нельзя делать» власть формирует программы типов самоутверждения в обществе, считающихся оптимальными, эффективными, удовлетворительными, целесообразными.

2) Психологическая функция власти заключается в реализации партнерских отношений. Власть устанавливается в межличностном взаимодействии, где обосабливаются его ведущая и ведомая стороны (силы).

3) Гносеологическая функция власти воплощается в соединении знания и воли. В плоскости «знание» актуализируется сознательный расчет действий и их последствий в заданных обстоятельствах, реализуется (учреждается) рациональность поступков и поведения людей в процессе общественной жизни и политической активности. В плоскости «воля» оформляется жесткая подчиненность действий целям, складывается целеустремленность, настойчивость.

4) Организационная функция власти реализуется в наращивании порядка, уровня организации. С другой стороны, устанавливаемый властью порядок обеспечивает простор деятельности, преимущественно репродуктивной. Это, несомненно, сковывает социальное творчество личности и масс. В результате новаторская инициатива, властью не утвержденная, ищет обходные пути, рождаясь вне исходной организации и установленного порядка. Последнее обстоятельство подхлестывает наличную власть, заставляя модифицировать ее формы.

5) Политическая функция власти выражается в осуществлении влияния, подчинения, принуждения, побуждения людей и их политической активности в соответствии с фактическим балансом общественных сил.

Цель -власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общества и отдельных его частей, способствовать их совершенствованию, упрочению, прогрессу.

Средства - власти представляют собой богатый арсенал тактики: от безобидной поддержки, патронажа до администрирования, устрашения, применения силы.

Психологические особенности политической власти

Политическая власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его интересы либо интересы общества в целом.

Основные функции политической власти сводятся к: формированию политической системы общества; организации его политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государствами и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т.д.; управлению делами общества на разных уровнях; руководству органами власти и политическими, а также неполитическими процессами; контролю политических и других отношений и в итоге созданию определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от других государств), присущей данному государству политической системы, соответствующих им политических отношений и иных политических характеристик общества.

Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности людей и через политические отношения в обществе. Политические отношения, как и всякие общественные отношения, могут и должны изучаться психологами. Совершенно очевидно, что политическая власть имеет и психологическую природу, поскольку существует в форме восприятий и переживаний личности (групп людей).

Феномен власти находится в двойной зависимости от психологических факторов. С одной стороны, власть приводится в действие конкретными людьми с их своеобразной психикой, а с другой - ее существование зависит от поведения, взаимодействия людей в ходе их политической активности.

Типы политического сознания - тоталитарное, авторитарное, либеральное, демократическое - различаются по пяти основным признакам, которые в свою очередь определяются характером властных отношений.

Признаки типов политической власти;

1) Характер и мера осуществления власти -в тоталитарном обществе это всеобщий, не знающий границ контроль и насилие; в авторитарном - возникают анклавы, недоступные контролю; в либеральном - власть ведет диалог с независимыми группами в этих анклавах и сама определяет его результаты; в демократическом же обществе власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом.

2) Отношением людей к власти: не «за» или «против» конкретной власти, а общая характеристика взаимодействий общества с политической властью. Для тоталитарного сознания характерно слияние с властью, для авторитарного - отчуждение от нее, для либерального - влияние на нее и для демократического - выбор конкретных носителей власти.

3) Статус горизонтальных социальных структур - третий дифференциальный признак, различающий разные типы организации политической власти. Тоталитарный режим разрушает любые горизонтальные структуры, авторитарный - допускает их в той мере, в какой они носят неполитический характер, либеральный - разрешает любые организации, кроме тех, которые претендуют на власть. При демократическом строе структура общественных организаций становится основой политической системы.

4) Характер запретов -является четвертым дифференциальным признаком. В тоталитарном обществе разрешено то, что приказано властью, все остальное запрещено. В авторитарном обществе разрешено то, что не имеет отношения к политике. В либеральном обществе разрешено все, кроме смены власти. В демократическом обществе разрешено все, кроме того, что запрещено законом.

5) Характер идеалов политического поведения -он определяет тот тип личности, который признается наиболее соответствующим целям власти, и тот тип власти, который наиболее соответствует ценностям общества. В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, от людей - энтузиазм и скромность. В авторитарном обществе от власти ждут компетентности, от людей - профессионализма и послушания. В либеральном обществе от власти требуется нравственность, от людей - активность. В демократическом обществе от власти и от граждан требуется одно - соблюдение законов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: