Гносеология - наука о познании.




Как же происходит познание?

Оно происходит либо непроизвольно, либо в специально организованном процессе.

Примеры:

Разбив стекло мы познаем, что стекло хрупкое. Древние люди, охотясь, наблюдали за повадками диких животных, приобретали полезные сведения, которые помогли им в дальнейшем в их одомашнивании.

Но вот другой пример. Зоолог проводит специальные исследования по выявлению особенностей размножения диких животных в неволе. Ученики в школе на уроках физики изучает свойства твердых тел. Здесь речь идет о специально организованном процессе. При этом в отличии от ученика, ученый может открыть новый закон, который станет достоянием человечества, а ученик тоже может открыть много нового, но для себя, для своего личного опыта.

 

       
 
 
   


Результат

Знания

Гносеология - наука о познании.

Теория познания (гносеология) - специальный раздел философии, изучающий проблемы познания его природу, отношения знания и реальности, истину и ее критерии.

Можно ли знать всё? Каковы пределы человеческого познания? Ответы на эти и подобные вопросы ищет философская наука гносеология – учение о знании и возможностях познания. Познание – основной предмет гносеологии, являющийся процессом приобретения знаний об окружающем мире и самом себе. В ходе познавательной активности человек исследует внешние стороны и внутреннюю сущность предметов и явлений. Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос: "Познаваем ли мир?". Люди по – разному отвечают на него и, соответственно, делятся на гностиков (оптимистов), агностиков (пессимистов) и скептиков. Если гностики считают, что мир познаваем, то агностики отрицают такую возможность, а скептики не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в достоверности получаемых знаний, в надежности их истины.

Представители различных философских направлений по – разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

Агностицизм(от греч. – недоступный познанию)«истины нет» Скептицизм Гносеологизм
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире. Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражают сомнения в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Направление филос. теории познания, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством собств. опыта Философское учение, утверждает, что познание мира возможно.
Пояснение: разным людям свойственны разные толкования и оценки явлений. Пояснения:. агностик — это человек, к-рый считает, что доказать существование или несуществование бога невозможно; термин «агностик» также применим к тем, кто считает, что вопрос о существовании бога м.б. разрешен, но доказательства его существования или несуществования явл. неубедительными, и поэтому не могут определиться в этом вопросе направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя.

Познание начинается с чувственного восприятия мира и постепенно переходит в рациональное осмысление мира. Давайте рассмотрим ступени познания.

Ступени (уровни)Формы познания: Существует две ступени познания: чувственное и рациональное.

 

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Это непосредственная форма познания, в процессе которого знания получаются путем прямого контакта. К примеру, вы вышли на улицу и почувствовали холод. Таким образом, чувственный уровень позволяет познать только внешние свойства объекта познания. Данный уровень включает в себя три формы.

Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств объекта познания. Например, яблоко кислое, голос приятный, плита горячая.

Восприятие – отражение всех свойств объекта познания в целости. Например, мы едим яблоко, ощущаем его вкус (отдельное свойство), но в то же время воспринимаем и запах, цвет, форму яблока в целом.

Представление – образ воспринятого объекта познания, сохранившийся в памяти. Например, мы можем вспомнить и представить, каким вкусным было яблоко, съеденное вчера. Представление может происходить не только с помощью памяти, но и с помощью воображения. Так, ещё до начала строительства дома архитектор может представить каким он будет.

 

Результатом чувственного познания является образ. Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.

 

 

Следующая ступень – рациональное познание происходит с помощью ума и абстрактного мышления. Если чувственное познание происходит непосредственно, то рациональное является опосредованной формой познания. К примеру, чтобы узнать холодно на улице или нет человеку не обязательно выходить из дома, достаточно посмотреть термометр. Если на чувственном уровне человек познаёт внешние свойства объекта познания, то на рациональном уровне устанавливаются внутренние свойства объекта, его сущность. Данный уровень познания также включает три формы:

Понятие – это мысль, фиксирующая признаки и свойства объекта познания. Например, «Дерево». Понятия в сознании человека связываются между собой и формируют суждения.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что - либо о познаваемом объекте. Например, «Все деревья относятся к классу растений».

Умозаключение – конечный вывод, который формируется в процессе мышления над понятиями и суждениями. Например, «Ель - это хвойное дерево. Поскольку все деревья относятся к классу растений, следовательно, ель тоже растение".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: