· стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;
· особым (научным) языком, используемым для описания объектов изучения;
· специфические способы обоснования истинности полученных знаний;
· желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений.
Его особенностями и отличительными чертами являются:
· Объективность – стремление изучить мир таким, какой он есть не зависимо от интересов и устремлений субъекта познания.
· Обоснованность – подкрепление знаний доказательствами, фактами и логическими заключениями.
· Рациональность – опора научного познания на мышление, исключение личных мнений, эмоций, чувств.
· Системность – структурированность научных знаний.
· Проверяемость – подтверждение знания в практической деятельности.
Специфические черты научного познания:
1.Применение специальных способов и методов изучения действительности (эксперимент, наблюдение, описание, системный анализ, моделирование, дедуктивное построение и аксиоматическое выведение следствий из посылок);
2.Воспроизводимость полученного результата (другие ученые, воссоздав те же условия, при которых их коллеги зафиксировали определенные показатели, должны получить такой же результат);
3.Открытость рациональной критике любой теории, любой идеи;
4.Всесторонняя обоснованность выдвигаемых положений.
Два уровня научного познания:
- эмпирический - главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт; (выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей).
- теоретический - на теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений; полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов (включает идеи, концепции, идеальные объекты)
Формы научного знания на эмпирическом уровне:
1. научный факт — достоверное знание о единичном;
2. эмпирический закон — закон, справедливость которого была установлена из опытных данных. Формы научного знания на теоретическом уровне:
1. проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа;
2. гипотеза — предполагаемое решение проблемы. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, — ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения;
3. теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности.
Если, всю эту теорию заключить в схему, то как то так:
Подведём итоги:
Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)
Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно – следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.
Ненаучное познание
Ненаучное познание – познание окружающего мира, опирающееся на веру и интуицию.
Формы ненаучного познания:
Паранаука – околонаучное знание, неподтвержденное доказательствами; В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях, которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.
Обыденное познание (Опыт – жизненная практика, опыт повседневной жизни).
основано на наблюдениях и здравом смысле человека, согласовывается с его жизненным опытом. Обыденные знания имеют большую практическую ценность, являются ориентиром повседневного поведения человека, его взаимоотношений с другими людьми и природой. Характерной особенностью обыденных знаний является то, что они описывают происходящее: «бумага горит», «предмет, подброшенный вверх обязательно упадет на землю», но не объясняют почему именно так, а не иначе.
Мифологическое познание – это фантастическое отражение реальности. Мифы возникли в первобытном обществе. У первобытных людей не было достаточно опыта для понимания истинных причин происхождения человека и мира, природных явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд. Мифы существуют и в настоящее время. Героями современных мифов являются Дед Мороз, Баба-яга, Бэтмен и др.
Религиозное познание – это познание с опорой на религиозные тексты (Библию, Коран и др.).
Художественное познание (Искусство – художественное освоение мира).
– это познание средствами искусства, Окружающий мир отражается не в понятиях, а в художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или живописи.
Народная мудрость – это накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение сказки, пословицы и поговорки, песни, которые учат как себя вести по отношению к окружающим. Опыт предыдущих поколений, отраженный пословицами, поговорками загадками;
Социальное познание
Социальное познание – изучение общества при помощи общественных наук.
Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.
Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания, которые мы изучаем на уроках истории и обществознания. Обществознание же является интегрированным школьным предметом и включает в себя несколько социально-гуманитарных наук (философия, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, психология и др.). Социальное познание отличается от естественнонаучного рядом существенных признаков. Рассмотрим их:
· если в естественнонаучном познании субъектом является человек, а объектом предметы и явления, то в социальном познании субъект и объект познания совпадают, то есть люди познают сами себя;
· если основной чертой естественнонаучных знаний является объективность, то социальные и гуманитарные знания субъективны, потому что результаты исследований социологов, историков, этнографов, правоведов интерпретируются в зависимости от их собственных взглядов и суждений;
· если ученые – естествоиспытатели, изучающие природу, стремятся к достижению абсолютной истины, то ученые, изучающие человека и общество достигают истину относительную, потому что общество динамично и постоянно изменяется;
· применение многих естественнонаучных методов познания в социальном познании ограничено, к примеру, невозможно изучить уровень инфляции под микроскопом, это делается путем абстрагирования.
Особенности социального познания:
· Сложность объекта познания;
· Совпадение объекта познания и субъекта познания;
· Влияние субъекта на познание;
· Отсутствие возможности экспериментировать;
· Несовместимость выводов и интересов отдельных групп.
Социальные факты – события имевшие место.
Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.
Виды социальных фактов:
Действия и поступки;
Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);
Словесные действия, суждения (мнения, суждения, оценки).
: