Научное познание отличается:




· стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

· особым (научным) языком, используемым для описания объектов изучения;

· специфические способы обоснования истинности полученных знаний;

· желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений.

Его особенностями и отличительными чертами являются:

· Объективность – стремление изучить мир таким, какой он есть не зависимо от интересов и устремлений субъекта познания.

· Обоснованность – подкрепление знаний доказательствами, фактами и логическими заключениями.

· Рациональность – опора научного познания на мышление, исключение личных мнений, эмоций, чувств.

· Системность – структурированность научных знаний.

· Проверяемость – подтверждение знания в практической деятельности.

Специфические черты научного познания:

1.Применение специальных способов и методов изучения действительности (эксперимент, наблюдение, описание, системный анализ, моделирование, дедуктивное построение и аксиоматическое выведение следствий из посылок);

2.Воспроизводимость полученного результата (другие ученые, воссоздав те же условия, при которых их коллеги зафиксировали определенные показатели, должны получить такой же результат);

3.Открытость рациональной критике любой теории, любой идеи;

4.Всесторонняя обоснованность выдвигаемых положений.

 

 

Два уровня научного познания:

- эмпирический - главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт; (выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей).

- теоретический - на теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений; полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов (включает идеи, концепции, идеальные объекты)

Формы научного знания на эмпирическом уровне:

1. научный факт — достоверное знание о единичном;

2. эмпирический закон — закон, справедливость которого была установлена из опытных данных. Формы научного знания на теоретическом уровне:

1. проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа;

2. гипотеза — предполагаемое решение проблемы. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, — ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения;

3. теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности.

Если, всю эту теорию заключить в схему, то как то так:

Подведём итоги:

Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)
Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно – следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.

 

Ненаучное познание

Ненаучное познание – познание окружающего мира, опирающееся на веру и интуицию.

Формы ненаучного познания:

Паранаука – околонаучное знание, неподтвержденное доказательствами; В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях, которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.

 

Обыденное познание (Опыт – жизненная практика, опыт повседневной жизни).

основано на наблюдениях и здравом смысле человека, согласовывается с его жизненным опытом. Обыденные знания имеют большую практическую ценность, являются ориентиром повседневного поведения человека, его взаимоотношений с другими людьми и природой. Характерной особенностью обыденных знаний является то, что они описывают происходящее: «бумага горит», «предмет, подброшенный вверх обязательно упадет на землю», но не объясняют почему именно так, а не иначе.

Мифологическое познание – это фантастическое отражение реальности. Мифы возникли в первобытном обществе. У первобытных людей не было достаточно опыта для понимания истинных причин происхождения человека и мира, природных явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд. Мифы существуют и в настоящее время. Героями современных мифов являются Дед Мороз, Баба-яга, Бэтмен и др.

Религиозное познание – это познание с опорой на религиозные тексты (Библию, Коран и др.).

Художественное познание (Искусство – художественное освоение мира).

– это познание средствами искусства, Окружающий мир отражается не в понятиях, а в художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или живописи.

Народная мудрость – это накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение сказки, пословицы и поговорки, песни, которые учат как себя вести по отношению к окружающим. Опыт предыдущих поколений, отраженный пословицами, поговорками загадками;

 

 

Социальное познание

Социальное познание изучение общества при помощи общественных наук.

Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.

 

Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания, которые мы изучаем на уроках истории и обществознания. Обществознание же является интегрированным школьным предметом и включает в себя несколько социально-гуманитарных наук (философия, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, психология и др.). Социальное познание отличается от естественнонаучного рядом существенных признаков. Рассмотрим их:

· если в естественнонаучном познании субъектом является человек, а объектом предметы и явления, то в социальном познании субъект и объект познания совпадают, то есть люди познают сами себя;

· если основной чертой естественнонаучных знаний является объективность, то социальные и гуманитарные знания субъективны, потому что результаты исследований социологов, историков, этнографов, правоведов интерпретируются в зависимости от их собственных взглядов и суждений;

· если ученые – естествоиспытатели, изучающие природу, стремятся к достижению абсолютной истины, то ученые, изучающие человека и общество достигают истину относительную, потому что общество динамично и постоянно изменяется;

· применение многих естественнонаучных методов познания в социальном познании ограничено, к примеру, невозможно изучить уровень инфляции под микроскопом, это делается путем абстрагирования.

Особенности социального познания:

· Сложность объекта познания;

· Совпадение объекта познания и субъекта познания;

· Влияние субъекта на познание;

· Отсутствие возможности экспериментировать;

· Несовместимость выводов и интересов отдельных групп.

Социальные факты – события имевшие место.

Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.

Виды социальных фактов:

Действия и поступки;

Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);

Словесные действия, суждения (мнения, суждения, оценки).

:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: