Чувственное познание – осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). | Рациональное познание – Присуще только человеку, осуществляется посредством мышления. | Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. |
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств (Пример: Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.) 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственного воздействия на органы чувств (Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. (Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств) 3. представление – образ предмета, явления, процесса познания, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств (Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств). | Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса (например, «выпускник»); 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»); 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены») Типы умозаключения: · индуктивное умозаключение (от частного к общему); · дедуктивное умозаключение (от общего к частному); · получаемое по аналогии. | Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью. |
Особенности чувственного познания: · непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта. · наглядность и предметность, возникающих в результате познания образов · воспроизведение внешних свойств и сторон объектов. | Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов. · Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. | Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний. |
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. | Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании |
Результатом рационального познания являются знания. Рациональное познание присуще только человеку. Рассмотрите иллюстрацию. Мышление представляет собой целостный процесс, происходящий в результате чувственного и рационального познания.
Какая ступень познания важнее, первичнее? По отношению к этому вопросу в философии выделились два противостоящих друг другу направления: рационализм и сенсуализм (эмпиризм). Рационалисты основой познания признают разум и абстрактное мышление. Для них чувственное познание вторично. А сенсуалисты (эмпирики) на первое место ставят ощущение, восприятие и представление, то есть чувства. Для них вторично рациональное познание.
В действительности чувственное и рациональное уровни познания являются единым процессом. Просто в одних познавательных процессах преобладает чувственное познание, а в других рациональное.
Эмпиризм (Опыт) | Рационализм (разум, рассудок) |
Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. | Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. |