Вначале – как обычно, настройка гитар и повторение пройденного.
Перебор, или арпеджио – ритмический рисунок, но не бой. По струнам не ударяют, а щипают и дергают их пальцами – перебирают, отсюда и название.
Пальцы правой руки тоже нумеруются. Указательный – первый, средний – второй, безымянный – третий. Большой обозначается плюсиком. Мизинец при игре используется в специфических переборах. Звук извлекается щипком большого пальца от струны вниз, остальными – вверх.
Рис. 12. Перебор «Шестерка».
Очередной перебор:
Рис. 13. Красивый перебор «Восьмерка».
У каждого аккорда есть свой основной басовый звук.
Аккорд | Бас |
D, E, F | 4-я струна |
A, C, H | 5-я струна |
G, E | 6-я струна. |
Таблица 2. Основные басовые звуки.
Его легко запомнить, если проговаривать про себя эти имена.
Задание 1. Играть перебором «Шестерка» все известные последовательности.
Задание 2. Играть песню Белая гвардия перебором-восьмеркой.
Рис. 14. Еще аккорд.
Gm (355333)
Рис. 15. Второй перебор «Четверка».
Если цифры, обозначающие пальцы, одна над другой – звуки извлекаются одновременно.
Рис. 16. Третий перебор «Тройка»
Задание 1. ||: Gm – Dm – A7 – Dm:||, всеми переборами.
Задание 2. Приобрести медиатор толщиной 0,6-0,8 мм. По любому.
Урок 7, или баррэ правит миром! А также о табулатурах, флажолетах и медиаторах.
Занятие начинается с состройки гитар и проверки домашки.
Табулатура (tablature или tabulature) - это альтернативный способ записи музыки: каждая линия обозначает не высоту ноты, а струну гитары. Верхняя линия соответствует первой струне ми. Если используется нестандартная настройка, звук открытой струны пишется перед соответствующей линией. В отличие от нормальной нотной записи, в табулатурах редко проставляют длительности. Вместо этого между нотами оставляют свободное пространство примерно соответствующее времени их звучания. Вместо длительности ноты на обычном нотоносце, в табулатуре пишется цифра, показывающая на каком ладу прижать струну.Например: E------------------ ------------------- ---0---------------- B---7------------- ---13------------- ---1------2-------- G----------------- ---13------------- ---0--------4------- D----------------- ------------------- ---2-------------2-- A----------------- ------------------- ---3---------------- E------------------ ------------------- ---0----------------
Играть ноту на 7 ладу 2ой(си)струны. | Играть на 13 ладу на 2 и 3 струнах одновременно. | Играть аккорд C, затем подождать, сыграть ноту на 2 ладу 2 струны и сразу за ней 4 лад 3 струны, подождать и сыграть 2 лад 4 струны. |
Флажолет (от французского flageolet – флейта) – прием игры на гитаре (на самом деле, на любом струнном инструменте) при котором извлекается красивый гулкий звук, напоминающий тембр флейты. Попробуем исполнить его: прикладываем палец левой руки к первой струне в месте точно над металлической полоской 12-го лада (не зажимаем, а просто кладем на нее – струна не должна касаться грифа), затем играем струну правой рукой, а палец левой после этого сразу же убираем. Если делаем все правильно, получается эхоподобное звучание, похожее на гудение вилочного камертона. Прием можно исполнять на любой струне в местах ее частичного деления (1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.). 12-й лад и первую струну мы взяли потому, что так проще.
|
Металлический порожек 12-го лада делит струну ровно пополам, 7-го лада на части 1/3 и 2/3 от целой струны, 5-го – на 1/4 и 3/4. Таким образом, в этих местах можно сыграть флажолеты. Однако, на части делятся не только открытые струны, например, если зажать ту же первую струну на 3-м ладу, тогда флажолет можно будет сыграть на 15-м, правда прикладывать к струне придется уже палец правой руки, а играть ее средним, безымянным или мизинцем левой. Флажолеты, сыгранные на зажатых струнах называются искусственными, а на открытых натуральными или естественными.
|
Обозначаются флажолеты следующим образом:
-----12°----
Флажолет на 12 ладу.
Кроме того, с помощью этого приема игры можно настраивать гитару. Настраиваем первую струну, например, по камертону. А дальше следуем правилам:
флажолет на 5-м ладу 2-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 1-й струны,
3-я струна на 4-м ладу звучит в унисон 2-й струне на 5-м ладу,
флажолет на 5-м ладу 4-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 3-й струны,
флажолет на 5-м ладу 5-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 4-й струны,
флажолет на 5-м ладу 6-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 5-й струны.
А теперь мы незаметно перейдем к разговору о медиаторах.
Медиатор - тонкая пластинка из пластика, металла, кожи, кости, которая используется для игры на гитаре. Медиатор не используют при игре на классической (испанской) гитаре. Обычно им играют на акустической гитаре, а также, безусловно, на электрогитаре. Медиатор дает резкий, более агрессивный звук.
В дальнейшем для игры будем использовать медиатор. Держать медиатор нужно большим и указательным пальцем правой руки. Зажимать не слишком сильно, чтоб не порвать струны, и не слишком слабо, чтоб он не выпал. Играть нужно кистью, а не всей рукой. Медиатор должен скользить по струнам так, как показано на рисунке 17. Глушение производится основанием кисти, под большим пальцем. Важно правильно рассчитать силу удара по струнам.
|
Рис. 17. Игра медиатором.
Теперь изучим еще два аккорда.
Рис. 18. Си бемоль и до септ.
B (113331) C7 (032310)
Последовательность для разучивания ||: B – F – C7 – F:||
Задание 1. Потренироваться в игре медиатором на ранее изученных последовательностях и песнях.
Задание 2. Добиться быстрой перестановки пальцев при игре на аккордах баррэ, для этого используя последовательность: ||: B – F – Gm – F:||