Радуйся, носившая на руку твоею Носящаго весь мир дланию...




Радуйся, яко млеком Твоим питала еси Питателя вселенныя… 1

Приведенные примеры — лишь малая часть всех содержащихся в акафистах антиномий. Антиномиями наполнены не только акафисты, но практически все жанры церковной поэзии: тропари и кондаки, стихиры и каноны, богородичны и молитвы. Повторяясь изо дня в день во время вечерних, утренних и дневных богослужений, утренних и вечерних домашних молитв, они служат незаметным, но очень действенным способом формирования православного догматического мышления, способом передачи Священного Предания Церкви, важнейшим фактором воспитания личного религиозно-опытного восприятия православных догматов во всей их антиномичной глубине.

Акафисты, каноны, церковные богослужебные тексты, в которых имеются догматические и вообше религиозные антиномии, составлены не только так, чтобы разъяснить догмат, "оживить" его, но чтобы поставить молящегося в правильное отношение к догмату или антиномичной истине, сделать его общником и причастником этой истины, преломить, преложить эту истину так, чтобы она из рассудочной стала опытно постижимой на уровне веры. Богослужение в этом случае становится настоящим университетом православного антиномичного мышления. Правильное отношение к антиномичной истине — это отношение молитвенное, т.е. отношение призывания, прошения, благодарения, славословия.

В девятом икосе большинства акафистов специально утверждается это единственно верное отношение к антиномии догмата. В "Акафисте Пресвятой Троице" поется:

Ветия многовещанныя, аще и многу труждаются мыслию во испытании о таинстве Пресвятыя Троицы, но не могут разумети, како естеством есть Бог, в триех же совершенных Лицех: мы же веруем точию сему и исповедуем, какоже, не испытуем, и неизчетная благодеяния к нам коегождо из Триех Божественных Лиц добре ведуще, с верою и благодарением зовем: Свят, Свят, Свят еси Господи... Отметим в этом икосе следующее: а) догмат о Пресвятой Троице — тайна; б) этот догмат — антиномичен (един в Триех Лицех); в) рассудком его невозможно уразуметь; г) правильное отношение к Троице — не "испытывать", не пытаться постичь рассудком великую тайну, а веровать в Троицу и исповедовать Ее; д) эта вера живая, она опирается на личный и соборный опыт получения благодеяний от Бога по молитвам ко Пресвятой Троице.

По такому же образцу построен икос "Акафиста Иисусу Сладчайшему":

Ветия многовещанныя, якоже рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш: недоумеют бо глаголати, како Бог непреложный и человек совершенный пребываеши? Мы же таинству дивящеся, вопием верно: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Здесь можно отметить дополнительный момент в отношении к антиномии догмата — удивление перед тайной и глубиной откровения о Богочеловеке.

В "Акафисте Пресвятей Богородице пред иконой Ея, именуемою Троеручица" поется:

Ветии человечестии не могут достойно восхвалити Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, рождшую Единаго от Троицы Христа Жизнодавца. Мы же любовию к Тебе воодушевленнии, смиренномудренно дерзаем приносити Тебе песни таковыя: Радуйся...

В этом икосе отношение молящихся к Богородице получает новые оттенки: это прежде всего любовь к Матери Божией, любовь, которая является источником познания, в том числе и догматического; это воодушевление, как благодатная душевная почва для восприятия антиномии догмата; это также смиренномудрие, т.е. понимание органиченности земной мудрости, даваемой рассудком, но вместе с тем — "дерзновение" воспевать. Молитвенное воспевание Богородицы и означает принятие антиномии догмата во всей его противоречивости и личное религиозно-опытное исповедание его. Акафист — праздничный жанр, это воспевание, восхваление по преимуществу, а там, где хвалят и воспевают, не может быть места попыткам рассудочного постижения (объяснения, толкования, понимания) сути прославляемого, ведь оно — предмет веры. Акафист не объясняет догмат, он стремится внушить чувство восхищения и преклонения перед непостижимой Божественной тайной и вызвать духовную радость от ощущения личной причастности к этой тайне через веру. Поэтому чем больше в акафисте антиномий, чем они напряженнее и чем неожиданнее поэтически, тем в большей мере "выигрывает" сам акафист, тем лучше он выполняет свое главное призвание: не только раскрывать содержание догматической тайны, но и ставить верующего в правильное отношение к догмату.

+ + +

Взаимосвязь акафиста и иконы и прямое влияние акафиста на иконографию особенно ярко выразились в так называемых иконах с Акафистом или лицевых Акафистах, которые появляются в православном искусстве с XIII века, а на Руси с XIV-XV вв. В среднике такой иконы, как уже говорилось, изображается Богоматерь или богородичный праздник ("Благовещение", "Похвала Богородице"), а в 24-х или 25-и клеймах (по числу кондаков и икосов с кукуллием или без него) изображаются основные события из жизни Богородицы и догматические истины, воспеваемые в Акафисте. Причём в каждом клейме в верхней части указывается, какому кондаку или икосу соответствует клеймо и приводятся начальные слова этого текста.

Каждое клеймо должно соответствовать по порядку своему кондаку или икосу. Иконографическое решение первых 12-13 клейм на евангельские темы (от Благовещения до Сретения) не представляло затруднений для иконописца: там он использовал готовые композиции Господских или Богородичных праздников. Сложнее было найти иконописное решение догматических тем, воспеваемых в остальных кондаках и икосах. Все же такие решения были найдены, и сложился устойчивый канон лицевого Акафиста будь то миниатюра, фреска или икона.

Какие приёмы использует иконописец для подыскания изобразительного аналога содержанию икоса или кондака? —

1. Иконописец целиком без всяких изменений использует готовую иконографическую схему, например, "Рождество Христово" для икоса 4, "Сретение Господне" для кондака 7.

2. Иконописец аналитически "раскладывает" готовую иконографическую схему, сдвигая ее во времени вперед и назад, создавая ее двойники. Например, на темы кондаков 2, 3 и икоса 2 пишется "Благовещение" с небольшими, но заметными вариациями.5 При этом каждый из вариантов "Благовещения" в лицевом Акафисте вполне закончен и самостоятелен и может служить отдельной иконой.

3. Иконописец использует в качестве самостоятельной композиции какую-либо часть многофигурной иконографической схемы, например, "Путешествие волхвов" из "Рождества Христова".

4. Иконописец восполняет каноническую композицию какой-либо деталью, увязывающей, сближающей иконографию клейма с содержанием икоса или кондака, например, разорванный свиток в руке Христа в композиции "Сошествие во ад".

5. Иконописец использует только общие принципы устойчивой и распространённой иконографической схемы, варьируя ее основные элементы, приспосабливая их к содержанию данной песни. Например, существует такая композиция: Христос или Богородица с предстоящими (прп. Антонием и Феодосием Печерскими или прп. Сергием и Никоном Радонежскими), где на месте Спасителя, Богородицы может изображаться Деисус или какая-либо почитаемая икона, а на месте предстоящих собор преподобных или святителей. Эту схему иконописцы используют в разных модификациях в клеймах на темы кондаков 8, 11, 13, икосов 10, 12.

6. Иконописец использует иконографическую схему, распространённую во фресковых храмовых росписях, поскольку иконография их свободнее и значительно богаче, например, "Бегство в Египет" и др.

7. Наконец, иконописец создаёт новую композицию на тему кондака или икоса. Конечно, она по своей структуре не должна "выпадать" из канона, из традиции, из уже найденного и опробованного набора композиций; таковы клейма "Христос указывает апостолам на книгу" или "Богородица со свечой"(икос 7, икос 11). В них мы находим элементы, роднящие их с уже знакомыми композициями, хотя они, бесспорно, отличаются новизной и вне лицевых акафистов распространения не получили.6

Иконописец не был рабом текста Акафиста так же, как не был рабом и иконографического канона вообще. Писание акафистной иконы было не работой иллюстратора, а сотворчеством, о чём свидетельствуют многие иконы, которые заметно отличаются друг от друга. Это говорит об относительной свободе иконописцев а) в выборе композиции для клейма, б) в изменении, дополнении композиции, в) в смене очерёдности следования клейм, г) в пропуске отдельных клейм. Иконописец мог следовать в своём творчестве и букве Акафиста, и традиционной богослужебной практике его исполнения. Свобода иконописцев проявлялась и в цветовом решении композиций разных икон; колористическая самобытность иконописца, его способность к сотворчеству видна почти на каждой иконе.

Иконописец, как и церковный поэт, стремится вслед за словесной иконой," живущей" в плане богочеловеческого реализма, создать пронизанную тем же двуединством живописную визуальную икону, которая не иллюстрировала бы текст, не воспроизводила или дополняла бы его, а была бы равноценна ему. Кроме того, акафистная икона на своём языке, своими средствами вносит свою лепту в синтез церковных видов искусства. Перед ней в храме исполняется Акафист, и она должна подняться на такую высоту, чтобы, ни в чём не противореча тексту Акафиста, адекватно выражая его, все же стать самостоятельной и не требующей словесных пояснений живописной иконой, невербальной проповедью, "уводящей" в эонотопос.

Сноски:

1. Переводчик, в соответствии с древнерусской традицией, стремился прежде всего сохранить и передать дух и догматическую глубину оригинала. Это удалось ему в полной мере. Но далеко не все было утеряно и в формальном, риторическом и метрическом отношении, в чём легко убедиться.

2. Аанализ этих видов параллелизма не входит в наши задачи.

3. В кругу нашего внимания было более 50 акафистов.

4. Из акафистов Благовещению и Явлению иконы Богородицы Тихвинския.

5. На тему икоса 1 пишется "Благовещение у колодца", имеющее свою иконографию.
6. Более подробно об Акафисте и иконографии лицевого акафиста см. Лепахин.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: